Блоги, Путешествуем с Лидией Винокуровой

Путешествие по миру с Лидией Винокуровой. В столице Камеруна Яунде

Коррумпированный президент, памятник Кеннеди и монумент Воссоединения, торговля на каждом метре. И родина предка Пушкина?

В феврале я совершила большое африканское путешествие по трем странам. Началось оно с Камеруна, который находится на западной стороне черного континента. «Африка в миниатюре» — так называют это государство за универсальность природы и яркие этнические традиции почти 250 племен, проживающих здесь. 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

В столице Камеруна Яунде проживают порядка 2 миллионов человек. Мы попали сюда накануне выборов в парламент, поэтому на улицах было много полиции и мало людей.

Нынешний президент считается в Африке одним из самых коррумпированных. Потому выборы членов парламента были обставлены с большой помпой в плане охраны.

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Резиденция президента Камеруна Поля Бийя. С 1982 года он непрерывно у власти, причем пришел к ней при помощи предыдущего президента Ахиджо, своего наставника и учителя. Это не помешало Полю Бийя  в будущем приговорить своего благодетеля к пожизненному заключению, якобы за государственную измену. Правда, Ахиджо успел сбежать к тому времени в Сенегал.

Поговаривают, что сейчас Бийя редко появляется в Камеруне, у него есть недвижимость в Швейцарии и Франции, там он и обретается. Будучи весьма пожилым человеком, Поль Бийя женат на белолицей экстравагантной даме, моложе его на 38 лет.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Здание банка в Яунде. Задолго до колонизации Африки на континенте использовалось много валют, в том числе определенные материалы, животные и даже люди. Однако в начале XVII века европейские колонисты в каждой стране вводили свои деньги. Сейчас в Африке есть несколько валютных союзов, которые объединяют финансовую систему нескольких стран. В Камеруне и соседних странах в ходу центрально-африканский франк.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Кафедральный католический собор. Построен не так давно. Религиозные конфессии в стране делятся примерно поровну на христианство и ислам. Мусульманские районы — северная часть страны.

Яунде основали немцы в 1888 году. Во время Первой мировой войны, в 1916 году, в Яунде вступили войска Британии, Бельгии и Франции и оккупировали его территорию. Затем, в 1919 году, Камерун разделился на зоны влияния Франции и Британии, а в 1922-м, когда в состав французского протектората вошли восточные районы страны, Яунде получил статус столицы Французского Камеруна. Поэтому в столице преобладают католицизм и протестантизм.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Основная современная «религия» Камеруна — футбол. Футбольная команда «Неукротимые львы» в 2017 году стала чемпионом Африки. Этот стадион, носящий имя первого президента независимого Камеруна Ахмаду Ахиджо, вмещает 38 тысяч зрителей.

В любой деревушке есть расчищенная от камней полянка для игры в футбол.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Центральная магистраль Яунде носит имя Кеннеди. Есть тут и памятник-бюст ему. Правда, нос уже откололся то ли от времени, то ли от любви жителей, что делает лицо американского президента слегка африканским.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Вот так с холма на холм мы катались по столице. К этому надо добавить обычную африканскую пыль, которая активно оседала на коже и слизистой, так как давно не прибивалась дождем. В феврале сухой сезон, главное преимущество которого — отсутствие москитов. Бог с ней, с пылью, главное, чтобы не кусали всякие мерзкие крылатые твари. Малярию в Камеруне никто не отменял.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

В Яунде выходной день. По улицам гуляют нарядные яундинки или яундайки.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Чем дальше от центра, тем все плотнее и крикливее становятся улицы. Торговля идет на каждом метре. Стоит автобусу замедлить ход, как бегут ребята с водой, морковкой (!), часами… Какие-то парни без товара начинают что-то яростно говорить. Это «помогалы», они хотят только денег или, воспользовавшись нерасторопностью белых, что-нибудь приватизировать у них.

На дальнем плане видны цистерны завода по производству соков. Камерунские соки — это полный восторг и блаженный нектар. Они без консервантов, вкус свежевыжатого манго, гуавы, ананаса. Наша группа в супермаркете опустошала прилавки с соком на глазах изумленных местных жителей.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Больше всего меня впечатлил мебельный рынок. Как можно продавать вполне приличную мягкую мебель из велюра и кожи на такой грязной и пыльной торговой площадке? Ума не приложу. Потом эту пыль никаким пылесосом не высосешь. Африка!

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Хотя о каком пылесосе я говорю! Хозяюшка просто придет на водоем и постирает бельишко. Заодно и сама примет водные процедуры.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Едем к самому знаковому памятнику Камеруна, установленному в честь воссоединения разрозненных частей страны в одно государство. Впереди торчит шпиль этой спирали-монумента.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Монумент Воссоединения Камеруна многосмысловой. Немного истории: после Первой мировой войны, когда Германия потерпела поражение, Камерун стал колонией Англии и Франции, разделивших территорию между собой на два отдельных государства. При обретении независимости в 1960 году первый президент Ахиджо многое сделал по слиянию английской и французской частей. Эта спираль, вонзающаяся в небо, как раз и символизирует этот факт. То есть шли-шли наверх и соединились.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

К монументу можно пройти через двойные ворота. И это опять символично: южные ворота олицетворяют английскую часть Камеруна, а северные французскую. Ворота были закрыты, но недалеко маячил местный товарищ, завидев банкноты, он не торопясь, по-африкански, без фанатизма открыл одни ворота и запустил нас.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

По спирали можно подняться по дорожке, как в Ираке мы поднимались на зиккураты-минареты. Сверху видна скульптурная группа у французских ворот.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Если смотреть на нее сзади, то мы видим карту общего Камеруна. Ключевая фигура с высоко поднятой с факелом рукой — это пожилой мужчина, символизирующий древность страны Камерун. А рука — это как раз тот Крайне-северный район, куда мы и поедем.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

В нашей группе был очень высокий турист Константин из Москвы. Африканский хозяин ключа от монумента, немаленький товарищ, был сильно удивлен, что на него смотрят свысока и захотел сфотографироваться. А я тут для понимания, какие они гиганты!  За нашими спинами лицевая часть скульптурной группы.

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

На старичке висят пятеро разнополых детишек. Смысл в том, что соединились воедино пять основных племенных групп (хотя их здесь более сотни). И в новой стране женские права не ущемлялись, якобы женщина могла делать все то, что раньше позволялось только мужичкам: лежать в гамаке, сидеть под тенью баобаба и чесать язык… Надо сказать, что идея и исполнение были доверены местному архитектору.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Хозяин ключа сказал, что он ничего не может рассказать про этот памятник, но как только зашуршали банкноты, столь им любимые, как язык его развязался и весьма бурно. Новоиспеченный гид повел нас внутрь  спирали и рассказал про  фрески с изображениями. Здесь мы видим, как совершается ритуал вуду.

 

Камерун. Фото Лидии Винокуровой

Здесь идут охотники с добычей.

А еще наш спонтанный денежный гид рассказал, что камерунские ученые доказали, будто бы Ганнибал, предок Пушкина, родился в Камеруне. Интересно, что эфиопы давно уже записали Абрама Ганнибала в свои ряды, в Эритрее тоже есть идеи на этот счет, да и памятник Пушкину там установлен. Кто следующий?

Фото Лидии Винокуровой

Продолжение следует