Главное, Культурный променад с Зоей Арнаутовой

Пьяццолла в Доме Кантеле

Марафон кантелистов. Фото Зои Арнаутовой

Где Карелия, а где Аргентина?  Удивительно!

Воскресный променад получился  случайным, хотя такое событие надо запланировать и ожидать, предвкушая удовольствие. 4 сентября зашла в уютный Дом Кантеле, где проходил Марафон кантелистов, посвященный дню рождения основателя и первого художественного руководителя  ансамбля Виктора Гудкова и юбилею самого ансамбля.

Судя по афише, шла вторая программа из трех заявленных в этот день.  Вначале  нам показали слайд-фильм «Кантелисты ансамбля «Кантеле»: фотохроника десятилетий». Живу в Карелии давно, а ничего об истории ансамбля не знала и на концертах-то была пару раз. На сайте ансамбля прочитала  об этом дивном  инструменте: кантеле – это скорее символ, объединяющий в себе и культуру, и трудовую деятельность, и историческое развитие многих поколений людей северного народа. Наиболее явно это запечатлено в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» – собрании рун, которые обработал и издал в 1835 году финский ученый-фольклорист Элиас Лённрот. Но это я уже потом,  вечером прочитала дома.

А пока, устроившись в уютном кресле, жду музыку.

И она зазвучала. Выступали дети, в основном девочки, из Петрозаводска, Олонца, Пряжи. Серьезные, тщательно одетые и причесанные, взволнованные, они по очереди выходили на сцену. Музыковед рассказывала о каждом как о взрослом артисте: когда и почему появилась любовь к кантеле, каких успехов добился музыкант, над чем работает сейчас с преподавателем.

У всех детей на удивление изящные пальцы.  Они стали легонько перебирать струны, и от музыки  душа запела, старина прекрасная почудилась. Так бы слушала и слушала!

Начал  старый Вяйнямёйнен;
Он на кантеле играет.
Пальцы тонкие он выгнул,
Приподнял большие пальцы.
Зазвенела тут береза,
Тут зеленая запела,
Пела золото-кукушка
Нежно пел девичий голос.

А девушки и впрямь были нежные и красивые и, судя по исполнению, очень трудолюбивые.  Знаю, каким  трудом дается музыкантам успех (эх, парни, вот где надо искать невест!). И еще что тронуло – одухотворенность лиц исполнителей: отрывается от струн, смотрит в зал – взгляд не на зрителей, а в саму музыку.

Марафон кантелистов. Фото Зои Арнаутовой

А вот чего не ожидала, так это исполнения на кантеле произведений Великого Астора  — Астора Пьяццоллы, аргентинского музыканта и композитора, родоначальника стиля, получившего название танго нуэво. Где Карелия, а где Аргентина?  Удивительно! И танго я обожаю. В общем, удовольствие  это необыкновенное — аргентинские мотивы в Доме Кантеле.

А звезды программы, получив благодарственные письма от директора Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» Лилии Степановой с напутствием укреплять  братство кантелистов в Карелии,  одевались, выходили на улицу и становились обыкновенными детьми.  И никто из прохожих  не догадывался,  наверное, что этот человечек только что творил золотые звуки на прекрасном инструменте.

Марафон кантелистов. Фото Зои Арнаутовой

Марафон кантелистов. Фото Зои Арнаутовой

Марафон кантелистов. Фото Зои Арнаутовой

Марафон кантелистов. Фото Зои Арнаутовой

Фото автора