Главное, Культурный променад с Зоей Арнаутовой

На орбите Владимира Спивакова

Открытие сезона в Московском международном доме музыки. Фото Зои Арнаутовой

Как сказал маэстро Спиваков, оба великих мастера – Рахманинов и Чаплин – несли в мир одни и те же идеи: любовь, милосердие, умение слышать друг друга.

Говорят, Бог троицу любит. В очередной раз это подтвердилось моей историей с ММДМ – Московским международным Домом музыки. Уж как стремилась попасть  в это красивейшее здание-дворец, сотворенный  Зурабом  Церетели из стекла и воздушного серо-серебристого металла!  Два раза бывала , в соседнем отеле на конференциях, поднималась по лестнице, ведущей вверх к зданию, афиши читала, в кассы заходила, а вовнутрь попасть не получалось.

На третий раз всё сошлось: и неожиданный маленький отпуск, и открытие сезона в ММДМ, и помощь  родных  в приобретении билета, потому как желающих попасть на это событие в Москве оказалось очень много, несмотря на весьма ощутимую по провинциальным меркам стоимость билетов.

 

В Московском международном доме музыки
В Московском международном доме музыки

В общем, сама программа концерта оказалась для меня  на втором плане. Посчитала, что главное – попасть в этот храм музыки, а звездный  состав исполнителей  во главе с Владимиром Спиваковым не может не понравиться.

Тем не менее программа открытия XIV концертного сезона в ММДМ, на первый взгляд, оказалась довольно неожиданной.

В первом отделении был заявлен Концерт №2 для фортепиано с оркестром Сергея  Рахманинова в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова, солист –  26-летний  французский пианист Люка Дебарг. А вот во втором отделении зрителям предлагалось…  кино, причем, немое – кинохит 1921 года фильм Чарли Чаплина «Малыш» под музыку, написанную самим Чаплином.

Но обо всём по порядку.

Театр начинается с вешалки, а Московский международный Дом музыки с прекрасно оформленного фойе, бесшумных эскалаторов, приветливого персонала и интересной публики – не пафосной, не разряженной, но в большинстве своем элегантной, корректной и улыбчивой. И еще с фотовыставки «На орбите Владимира Спивакова» творческого тандема фотохудожников Павла Ваана и Леонида Семенюка. Прекрасные выразительные лица Дмитрия Хворостовского, Венеры Гимадиевой, Хиблы Герзмавы и других звезд, расположенные на высоте зала по кругу, встречали публику.

Фото Зои Арнаутовой

К теме портретов в Доме музыки еще вернусь, а пока четыре пролета на эскалаторе, прекрасные виды Москвы по пути сквозь стеклянные стены, и я в уютном кресле в ожидании праздника.

Сам зал устроен гармонично, с отличной акустикой, создающей впечатление одинакового восприятия  музыки как в партере, так и этажом выше.

Со знаменитым  вторым концертом  Рахманинова я, как и многие далекие от музыки в советское время люди,  впервые  встретилась в фильме «Весна на Заречной улице». Помните сцену,  когда  учительница Татьяна Сергеевна, враз оставив  все дела, прильнула к радио, по которому транслировали концерт?  Величайший шедевр мировой фортепианной музыки появился на свет при весьма непростых обстоятельствах. Тремя годами раньше Сергей Рахманинов потерпев сокрушительное фиаско на премьере  своей Первой симфонии, впал в глубокую затяжную  апатию. Измученные родственники обратились к знаменитому психотерапевту Николаю Далю, который вернул ему веру в себя и буквально вдохновил на создание концерта.

Сказать, что исполнение  этого великого произведения было прекрасным – значит ничего не сказать по сравнению с тем  ощущением полного отрешения от  обыденной жизни, что осталась за порогом Дома музыки. Я долго искала слово, чтобы передать  состояние парения и абсолютного счастья, и нашла – Божественно. Видимо, соединение  гениального и мистического произведения  и лучшей оркестровой элиты породило нечто абсолютное в своей красоте и великолепное. Если честно, я не помню, как пролетело первое отделение из трех частей.

Солировал и дебютировал с этим оркестром молодой французский пианист Люка Дебарг. В 2015 году  Люка стал сенсацией Международного конкурса имени П.И. Чайковского и своей уникальной манерой исполнения произвел огромное впечатление не только на меломанов, но и на критиков. Что интересно, как и Сергей Рахманинов, Люка Дебарг незадолго до триумфа на конкурсе Чайковского тоже потерпел поражение в одном из выступлений.  Магия божественных совпадений и параллелей сопровождала весь концерт.  Послушать Дебарга сбежались даже технические сотрудники  Дома музыки.

…Последние аккорды, зал одновременно выдохнул и загремел восторженной овацией. На бис Люка  Дебарг исполнил Сентиментальный  вальс Чайковского.  Критики отмечают поразительное качество этого пианиста исполнять не результат, а словно рождать во время исполнения саму музыкальную материю, изменчивую, не закостенелую в исполнительском каноне. Я  не являюсь ярым поклонником фортепианной музыки, но чувственность и магия исполнения молодого француза впечатлили.

Владимир Спиваков и Люка Дебарг
Владимир Спиваков и Люка Дебарг

И снова о божественном, теперь уже во втором отделении, которое потом назвали раем для кинолюбителей. Один из самых личных фильмов Чарли Чаплина  «Малыш» впервые в России показали с живым звуком. Фильм, конечно же,  создавался немым. Мелодию к нему Чарли Чаплин писал позже, а оркестровки создали еще позже голливудские мастера.

Впечатление от просмотра – полный восторг! Не думала, что смотреть немой фильм будет так  интересно. Чаплин создавал свой фильм в непростой период своей жизни. Потеряв собственного ребенка вскорости после его рождения, он решил снять фильм, в котором знаменитый его Бродяжка становится приемным отцом брошенного матерью малыша. Фильм трогательный, душевный, по-настоящему смешной и, я бы сказала, великий.  Время отсеивает всё напускное, оставляя настоящее искусство. И где те фильмы, что считались шедеврами  пару десятков лет назад? А «Малыш» Чарли Чаплина снова ожил на большом экране Московского Дома музыки, и один из самых знаменитых музыкальных коллективов современности  за честь почитает  аккомпанировать фильму, находясь внизу, на сцене в полумраке, в тени великого  Чаплина.

Ощущение божественного провидения  снова всплыло, когда узнала, что, оказывается, Рахманинов и Чаплин здесь, в зале  Дома музыки, встретились не в первый раз. Они были знакомы и в жизни. Чарли Чаплин вспоминает один из совместных с Сергеем Рахманиновым обедов, где зашел разговор о том, что искусство – часть религии. Чаплин сознался, что он неверующий. Рахманинов воскликнул: «Как это может быть! Ваше искусство и без религии!». Чаплин ответил, что вера в том, что искусство – это эмоция. На что Рахманинов заметил ему, что религия – это тоже эмоция  человеческая.

Как  сказал Владимир Спиваков, оба великих мастера несли в мир одни и те же идеи, которые составляют суть любой религии: любовь, милосердие, умение слышать друг друга.

 

Д. Жилинский. Портрет Рахманинова
Д. Жилинский. Портрет Рахманинова

…Концерт закончился. Уходить не хотелось. Я еще погуляла по Дому музыки. Обратила внимание на интересную галерею портретов художника Д. Жилинского «Композиторам ХХ века посвящается»: Шнитке, Рахманинов, Свиридов – все образы светлые, как на иконах.

И опять – Божественная магия высокого искусства.

Зоя Арнаутова у Московского международного дома музыки
Зоя Арнаутова у Московского международного дома музыки

Фото автора