Кино, Культурный променад с Зоей Арнаутовой

Млечный путь Кустурицы

По Млечному пути. Кадр из фильма
kinopoisk.ru

Первый вопрос, который возник после фильма Эмира Кустурицы «По Млечному пути», — что это было? Фильм о любви? Фильм о том, что животные лучше и благороднее людей, фильм о мерзостях войны и справедливом возмездии? О магнетизме балканского народа? Такой  «коктейль» трудно было  переварить сразу. 

Специально не читала отзывов критиков  и не вступала в обсуждения  в интернете, потому что  хотела  поделиться  только своим впечатлением.

Фильм начинается с ужасной картины: ярко-синим днем режут свинью, бедная  заходится в предсмертном визге, тут же  белоснежные гуси, похожие на лебедей, в панике шарахаются, попадают в корыто с кровью и, окровавленные, испачкавшие свою прекрасную белизну, бегут прочь. И кровь не скатывается  с них, как «с гуся вода», она их пачкает.

Вообще крови и смерти в фильме запредельно много. Понятно, что  война никогда не бывает красивой, но зрителей на протяжении  всего фильма окунают в войну, как глупых непонимающих птиц.

Сюжет  таков. Война на Балканах. Музыкант и молочник, его играет Эмир Кустурица, переживший изуверскую смерть близкого  человека, после чего нормальные люди попадают  в психушку, сохранил доброту и наивность ребенка. Красивая и влиятельная местная амазонка (судя по неадекватности поведения, тоже явный  пациент психиатра) отчаянно и агрессивно желает за него замуж.

Но появляется привезенная в невесты брату амазонки прекрасная итальянка – Моника Белуччи, которая посмела пойти поперек желания высокопоставленного генерала и скрывается от его жестокой мести.

Итальянка-доярка и музыкант-молочник («млечный путь» означает «молочная дорога») влюбляются друг в друга и бегут от  боевиков генерала. А те уже успели огнеметом сжечь всю деревню вместе  с амазонкой и ее братом. Ужасное мучение зрителю переживать эту погоню! Кустурица – настоящий мастер реалистичных  картин, от которых кровь стынет в жилах. Мужчина и женщина прятались в ледяной воде колодца, убегали  под пулями в открытое поле, спали в дупле с осами, сидели под водой с соломинками   во рту для воздуха. Но преследователи настигли их на минном поле. Тяжело смотреть, как путем нечеловеческих усилий и с помощью  божественного чуда мужчина и женщина почти спаслись, но любимая все же погибает, и герой Кустурицы не желает больше жить.

Фильм  мощный. Потрясающая натуралистичность съемок, красота балканской  природы, женская магия   Моники Белуччи  рядом с сильной энергетикой Кустурицы. Животные в картине – отдельный рассказ.  Осел, медведь, змея играют так, как будто Кустурица их заколдовал-загипнотизировал. Как можно было снимать сцены со змеей? А сцена с медведем вообще шедевр.

Кажется «По Млечному пути» мог стать фильмом всех времен и народов в моем личном рейтинге, но вот  чего-то не хватило.

Неубедительной получилась именно главная тема фильма – любовь (надеюсь, что всё-таки не война), не  пережили ее  глубоко актеры ни глазами,  ни  телами, ни  душой. Не имею в виду эротические сцены, нет. В фильме нет противовеса тем страданиям, которые испытали любящие мужчина и женщина. Хотелось почувствовать, ради чего все было.  Но в этом безумном коктейле было много крови и совсем мало любви. Режиссер будто хотел сказать: «Видите, какие испытания они прошли, значит это великое  чувство».

На самом деле всё должно быть наоборот. Зрителю  изначально важно поверить в любовь, с которой  легко скользить по Млечному пути, взявшись за руки, и которую смерть не берёт.

И всё-таки финал фильма  хорош. Впечатляющая картина огромного поля, полностью  покрытого  белыми  камнями, каждый из которых  Кустурица-старец принес сам, добровольно назначив себе епитимью в память о любимой.