Культурный променад с Зоей Арнаутовой

Как я ходила петь в хор, или Лабиринты звука

Любительский хор Карельской филармонии. Фото из группы vk.com/karelchoir
Любительский хор Карельской филармонии. Фото из группы vk.com/karelchoir

Я не знаю, что мною двигало, когда, прочитав объявление о наборе в любительский хор Карельской филармонии, потеряв покой, все-таки решилась пойти…

Хоровое пение — это основа всей музыкальной культуры народа, самое действенное средство музыкального просвещения и воспитания.

                                                                                                       А.В. Свешников

 

«Выступает  народная артистка Советского Союза Зоя Арнаутова!». Это я, темной летней ночью сижу на подоконнике нашего деревенского дома и, вдохновленная чудесным ночным воздухом, пою песни Лидии Руслановой, Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец. Правда, на следующий день после «концерта» в классе  меня встретили мальчишки, что прятались накануне в кустах, и, громко смеясь, объявили: «О! Народная артистка пришла!»

Петь у нас в деревне в каждой семье считалось так же естественно, как пить, есть, жить. И когда по радио передавали концерт Лидии Руслановой, то дела бросались, все бежали слушать дивные «Поедем, красотка, кататься…» или «Валенки, валенки, ой, да не подшиты стареньки!». И застолья все были с песнями. Особенно мне нравилась украинская народная  песня «За туманом ничего не видно», что пели бабушки на два голоса. До сих пор считаю эту песню шедевром не только  народной песни, но и вообще пения по  душевности и удивительной сердечной свободе  голоса.  Жалко, не могу найти в интернете достойного исполнения.

Со временем голос мой, как оказалось, пропал. Но всеядная любовь ко всему гармонично звучащему, издающему приятные звуки, вызывающему эмоции, осталась. Концерты посещаю, музыку слушаю, но вот хоровое пение как-то  не особо встречалось. Хор — это певческий коллектив, организованный для совместного исполнения вокальной  музыки. Название «хор» происходит от греческого «хорос» (вместе). (из  «Памятки любителей хоровой музыки», Н. Романовский, МУЗГИЗ, Ленинград, 1961).

Первое потрясение после долгого перерыва получила на концерте Кубанского казачьего хора под управлением Виктора Захарченко, настоящего национального бренда России. Он приезжает в Петрозаводск один раз в год и дает всего два концерта.

Мы, в большинстве своем, достаточно редко испытываем настоящие, безоговорочные моменты счастья — рождение ребенка, долгожданный успех, путешествие в прекрасное место, встреча с любимыми людьми. Такое же счастье я испытываю на концертах Кубанского хора. Это сложно объяснить, может быть, какая-то генетическая память, но это звучание голосов, ритм песен, мощнейшая позитивная энергетика артистов — они вызывают во мне чувство единения  с жизнью и уверенности, что все  в конце концов уладится и будет  замечательно!

Еще одна  встреча с хором, тоже в Петрозаводске, – с Русским народным хором имени М.Е. Пятницкого.  Высочайший профессионализм, отточенность и в то же время сохранение традиций истинно русской песни. Вообще, «русское хоровое искусство, имеющее богатую историю, отличается замечательным, ему одному присущими, особенностями. Прежде всего, следует сказать о многоголосном «артельном» исполнении русской народной песни, о способности народных певцов путем варьирования (изменения развития) основного напева создавать так называемые подголоски, сплетающиеся в красочный музыкальный узор» (из  «Памятки любителей хоровой музыки»).

Хор  имени Пятницкого — уникальнейший коллектив, и как нам повезло, что он остался в России после всех ее потрясений и утрат. Помню, слушала хор, будучи простывшей, с температурой, на не первом ряду  балкона, упираясь в локоть соседки по ряду. Все неудобства забылись тотчас же, как хор вышел на сцену. Откуда только силы взялись аплодировать до красноты в ладошках и кричать «браво!».  Какие голоса, какое звучание!

Я не знаю, что мною двигало, когда, прочитав объявление о наборе в любительский хор Карельской филармонии, потеряв покой, все-таки решилась пойти, правда только в декабре, спустя почти полгода после начала набора.  Может быть, воспоминания детства, может быть,  депрессия, связанная с личным горем, или желание узнать новых людей, почувствовать себя частью творческого коллектива, или все вместе. Но решилась. Меня прослушали. Ура, взяли!

Любительский хор Карельской государственной  филармонии родился 19 июня 2017 года. Этот проект стал победителем конкурса на получение гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Всего в  хоре участвует  около 80 человек.

Любительский хор Карельской филармонии. Фото из группы vk.com/karelchoir

Первое впечатление  — как здорово, что я здесь, что меня взяли, что я скоро буду петь так же, как остальные хористы! Мне посчастливилось застать первые публичные концерты и первые гастроли хора,  почувствовать благодарную реакцию слушателей, поучаствовать в совместном выступлении  хора с ансамблем грузинского народного пения «Басиани», участвовать в праздниках хора.

Постепенно узнавая, просто влюблялась в людей, которые  делают хор. Художественный руководитель и дирижер хора Ирина Леонидовна Копачева,  родом  из многострадальной Донецкой области, несмотря на молодость сумела за короткий период, сочетая доброжелательность и терпение  с высокой требовательностью, сделать  из группы людей, любящих петь (половина из которых даже не владеет нотной грамотой), настоящий академический хор.

Куратор проекта, директор хора  Василий Вениаминович Башкиров, душа хора,  настоящий его папа. Он слушал меня при поступлении и вселил уверенность и оптимизм, что он,  собственно, и практикует  ежедневно с хористами — вдохновляет, поддерживает с помощью юмора, учит правильно дышать и петь.

О самих  хористах можно долго рассказывать. К сожалению, не удалось узнать поближе каждого. Скажу лишь о некоторых. В хоре есть  Игорь Осипов  талантливый исполнитель и фотограф, есть преподаватель йоги и удивительнейшая девушка Маргарита Гашкова, которая за год до хора озвучила космосу свое желание петь, и оно сбылось! Есть необыкновенно талантливый во всех отношениях Виктор Голлер, есть участник музыкальной группы  ВИА D.У.К. Яков Бардус, есть оригинальный и самобытный хормейстер Марина Терентьева с волшебным колокольчиковым смехом, есть добрейшая  супружеская чета  Марита и Илья. Хористы помнят, как Марита, будучи  с гипсом на ноге, все равно посещала  репетиции хора.

Многие участники хора обладают удивительными талантами: рисуют, вышивают, пишут стихи, танцуют.  Марина Селина, Рената Жидкова, Арина Дрогунова, Анна Саукконен, Алена Антонова,  Мария Цветкова, Алена Иванова, Наталья Некрасова, Татьяна Копытова, Надежда Муравицкая, Юлия Зайцева, Кристина Пашкова, Катерина Костина, Кристина Патрашкина, Мария Бутылкина, Наталья Евдокимова, Анна Евстифеева, Елена Цишковская, Лариса Белова, Анна Щетинина, Екатерина Лебедева, Татьяна Дунаева, Светлана Смирнова,  Яна Гришина  (простите, что не всех упомянула) — девушки,  вам удается сочетать дом, работу,  детей, учебу, хобби и так здорово петь, потому что вами движет искренняя любовь к пению,  полное внимание на репетициях, уважение к участникам хора.

Отдельно хотела сказать о мужчинах хора. Доброта, великодушие, снисходительность сильного мужчины по отношению к женщине, отличное чувство юмора — это все о них.  Поздравление девушек хора с 8 марта произвело сильное впечатление на хористок, но что мне запало в душу –  за свою некороткую жизнь, не припомню, чтобы какое-нибудь официальное поздравление мужчин в коллективе было настолько душевным, искренним, рыцарским и остроумным.

Любительский хор Карельской филармонии. Фото из группы vk.com/karelchoir

А что, собственно, мой поход в хор? Так вот, за четыре месяца пребывания в хоре я поняла:

1) что  одного желания петь в хоре  недостаточно;

2) голос – такой же музыкальный инструмент, как и другие, и надо учиться им пользоваться;

3) это большой труд, М.И. Глинка определил хороший голос как «верный, звонкий и приятный»;

4) это, еще раз, большой труд и желание;

5) дыхание в процессе пения образно можно сравнить с действием смычка при игре на скрипке, необходим контакт между дыханием и голосовыми связками;

5)  очень и очень полезно и желательно знать нотную грамоту.

У меня же, кроме наивного желания петь, в арсенале ничего из перечисленного не оказалось.  Гипотетически певческий мой голос заблудился где-то в лабиринтах звукоизвлекающих органов, и вместо пения выходило гудение, голос терялся где-то внутри, воздуха не хватало. Ох, и непростыми оказались эти лабиринты звука! «Кстати сказать, не всякий солист может сразу стать полезным участником хорошего хора». (из  «Памятки любителей хоровой музыки»).

Единственное, что огорчало менее всего в собственном звукоизвлечении, — это пение импровизации, спасибо преподавателю Петрозаводской консерватории Ирине Смирновой за уроки.

При все этом музыка, красивая и правильная, звучит в моей голове до сих пор: «Иванова ива, иванова ива, как белая лодка плывет…», «Зачем на мальчишку надели погоны, поставили в строй?…», «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай…», « Когда душа твоя устала…».

И это приятное наваждение, которое досталось мне от хора, сопровождает меня повсюду и не отпускает до сих пор.

Желаю хору единства рядов, стройности и красоты пения, по-настоящему хорошего кайфа от совместного исполнения, желаю  новых интересных проектов и гастролей, благодарных поклонников, среди которых в первых рядах всегда буду я.