Михаил Гольденберг

Кто сегодня сестра?

Музей как место духовной встречи ученика и учителя

«В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музей! —
Сказала мне сестра…»
С.В.Михалков «В музее Ленина»
Сергей Михалков в нетленном стихотворении в одном четверостишии дважды просклонял слово «сестра». Но я не собираюсь делать текстуальный анализ этого поэтического перла. Я о другом. Кто сегодня поведет школьника в музей? Надо ли его отводить, придет ли он сам? По всей вероятности, сестра от этой роли отошла, так как сама «повелась» на проблему выживания и работает, скажем, музыкальным работником в двух трех детских садиках, бегая с праздника на праздник.
Родители? Семья переживает глубокий кризис. К музейнопосетительскому возрасту ребенка родители либо «разбежались», либо борются за выживание, возвращают кредиты, добиваются высоких урожаев на дачах, либо выясняют отношения друг с другом. В школьные каникулы Карельский государственный краеведческий музей экспериментирует: пришел ребенок хотя бы с одним родителем – 50% цены за экскурсию. Эффект скромный. Семейное посещение музея пока не в фаворе.
Учитель? Конечно, вся надежда на него. От его позиции зависит судьба взаимоотношений формирующейся личности и музея. Есть небольшая группа педагогов, не пропускающих ни одной выставки в музее. Они в курсе, что в нем происходит. Работают с музеем системно. Хорошо знают его возможности. У них дети приходят в музей работать. Но есть и такие, которые не знают его адреса. Недавно наблюдал трагикомическую картину: сбагрила учительница детей экскурсоводу, а сама в расстегнутой шубе – шмыг на улицу! Несколько раз отлавливал учителей в новом кафе музея в тот момент, когда дети получали слушали экскурсовода. Не все владеют методикой организации экскурсии, не понимают значения музея.
Краеведческий музей провел за последнее время два десятка педсоветов для школ города. Приходят всем коллективом. Уроки в музее, интегрированные занятия, массовые мероприятия, научно-исследовательская деятельность ученика и учителя, краеведческие олимпиады и конференции – вот далеко не все вопросы, обсужденные в зале Благородного собрания музея. Потом школьный коллектив, разделившись на группы, идет знакомиться с новой постоянной экспозицией.
«Спасибо. Полезно для общего развития»,- прощаясь, говорят некоторые. Ох, уж это общее развитие! Фраза стала чуть ли не синонимом пустой траты времени. Так ведь не хватает этого общего развития сегодня учителю! Учитель обязан быть интересным человеком. Учитель физкультуры будет намного интереснее своим ученикам, если будет знать фигуры лыжников-охотников на петроглифах, выбитых на скалах 6,5 тысяч лет назад. Если бы все учителя иностранного языка знали историю лучшего пушкаря Европы Чарльза Гаскойна, наладившего в Петрозаводске выпуск пушек, которыми Россия выиграла много войн… А учителя химии и физики не могут пройти мимо первой паровой машины, рельсов и вагонеток первой железной дороги, воздуходувной домны, коллекции самородного железа и меди, водопровода Соловецкого монастыря, по которому подавалась морская вода для выпаривания соли. Для учителей географии и биологии есть отдел природы с коллекцией мхов, лишайников, карельской березы, чучел животных, рыб, бабочек, минералов, в которую входит первое золото, добытое в России. Учителя литературы и русского языка могут с успехом работать над развитием речи учеников, занимаясь научным описанием выставок, предметов. Ничего не говорю об учителях истории – они просто должны абсолютно свободно ориентироваться в экспозиции. Признаюсь, будучи в свое время учителем истории, я не доверял своих детей экскурсоводу: только мне известно было, что я хочу от этого визита в музей. Да и деньги школьников экономил…
Особо хочу сказать о роли директора школы в налаживании моста между музеем и школой. В ноябре 2010 года все директора школ города, городское руководство образования, глава администрации Петрозаводска были в музее. Некоторые из лидеров педколлективов звонили в музей и интересовались его местонахождением, явно намекая раздраженно «что это за географические новости» — совещание в музее? Владимир Маяковский рифмовал эту фразу с «тупой полицейской слоновостью». Тут уместна не полицейская, а административная…
Правда, многие школы и сегодня заключают с музеем программы сотрудничества, дающие возможность целенаправленной и многопрофильной работы. Администрация школы должна просто контролировать, как учебное заведение связано с культурным треугольником: театром – музеем – библиотекой. Директор – учитель и воспитатель учителей — сам должен быть здесь примером.
Так и вспомнишь тут ярких директоров минувших лет: А.А. Серба, Г.А. Андерсон, П.О. Коргана, И.С. Фрадкова, Т.Ф. Сепсякову. Часто встречал их на премьерах в театре, концертах филармонии. У них не было проблем с общим развитием, и они были интересны своим ученикам.
Музей – хорошее место для духовной встречи ученика и учителя. Надо просто побольше общаться с ними учителю: обсуждать выставки, фильмы, спектакли, спортивные события. Тогда и ругани будет меньше.
Конечно, много зависит и от научных сотрудников музея. Экскурсия – однократное общение, в чем-то сложнее урока. Нужно овладеть ею в совершенстве. Музей много занимается экскурсоведением. Надо учить ребят общению с предметом, овладевать языком диалога с ним. В Карельском краеведческом музее разработано около 100 тем для занятий, есть классы для сюжетно-ролевых игр «В гостях у древнего племени», театрализованные экскурсии, аудиогиды для слабовидящих детей. Есть пандус и лифт для маломобильных, мультимедийные программы, электронные киоски с дополнительной информацией и творческими играми, но сделать еще предстоит многое.
Сегодня рождается обновленный не только культурно-туристический объект, но и образовательная, развивающая и воспитывающая площадка. Не пользоваться ею, лишить ребенка права доступа к благам столичного образования – просто грех. Я понимаю своеобразие и сложность текущего момента: полноценной постоянной экспозиции в столице не было почти 30 лет, а почти 20 лет музей жил в маленьких неотреставрированных помещениях, в режиме временных выставок. За это время в Карелии (о районных школах разговор особый) выросло поколение учителей, почти не общавшихся с визитной карточкой республики – Карельским краеведческим музеем. Много сил надо потратить для того, чтобы переломить ситуацию.
Особый разговор по проблеме «музей и вуз». В стенах музея прошли заседания ректората КГПА, ученый совет исторического факультета ПетрГУ, заседания кафедр различных гуманитарных направлений вузов, конференции, семинары. Хорошие отношения у музея с КарНЦ РАН и его научными институтами. Обновлен и неформально действует общественный совет музея. Но обстоятельный разговор на эту тему еще впереди.
Так кто же отведет сегодня школьника в музей? Думаю, что все-таки первый в решении этой проблемы – УЧИТЕЛЬ. Конечно, в содружестве с музейным работником, который поможет ему сделать все, чтобы дети пришли в музей заниматься полноценной работой. И не обидится на нас Сергей Михалков, если мы в конце творчески похулиганим:
«Я поведу в музей тебя»,-
Учитель мне сказал,
— «Ведь это миссия моя,
Ее я осознал…»