История, Михаил Гольденберг

Вперед, к Державину!

В.Л. Боровиковский. Портрет поэта Г.Р. Державина
В.Л. Боровиковский. Портрет поэта Г.Р. Державина

Сегодня споры о Державине не утихают. Родоначальник нового этапа русской литературы, духовный отец А.С. Пушкина?  Царедворец или неподкупный чиновник, символ чести и правды? Раболепный бюрократ или талантливый управленец, создатель Олонецкой губернии и первый министр юстиции России? Кто он, этот метафорически вечный старик для нас сегодня?

Памятник Державину в Казани. foretime.ru

Поэтический диалог русских поэтов с Державиным продолжается. Мною чтимый Давид Самойлов в солдатском блиндаже вспоминал любимого поэта.

«Рукоположения в поэты

Мы не знали. И старик Державин

Нас не заметил, не благословил…

В эту пору мы держали

Оборону под деревней Лодвой.

На земле холодной и болотной

С пулеметом я лежал своим.

Это не для самооправданья:

Мы в тот день ходили на заданье

И потом в блиндаж залезли спать.

А старик Державин, думая о смерти,

Ночь не спал и бормотал:

«Вот черти! Некому и лиру передать!»

 

Лодва… Эта деревня, в которой до войны было более 80 дворов, оказалась в битве за Ленинград прямо на линии фронта. Точка на блокадном кольце… Сегодня ее не существует. Не возродилась. Сейчас там турбаза.

Многие из деревень тогдашней Ленинградской области после войны ушли в небытие, оставив после себя только имя и память:  Лодва, Васькины Нивы, Макарьевская пустынь, Червинская Лука, Кречно… Какие красивые названия! Сколько их погибло по всей России, включая родную Карелию!  В послевоенное и нынешнее время мартиролог погибших деревень непрерывно рос и продолжает расти. Да и от имения Державина Званка в Новгородской области остался только холм.

А кто Державин в русской литературе – кочка, холм или гора? А в истории России?

Кто он для нас сегодня?  Этот спор о поэте и чиновнике очевидно приговорен к вечности.

Виссарион Белинский  сравнивал Державина с Ломоносовым. Он считал, что в лице Державина русская поэзия сделала великий шаг вперед, но видел   в Ломоносове «скорее оратора, чем поэта, … Державин, напротив, чисто художническая натура, поэт по призванию… В Ломоносове боролись два призвания — поэта и ученого, и последнее было сильнее первого; Державин был только поэт, и больше ничего».[1]

Первый русский чистый рафинированный поэт…

Вот какой подарок преподнесла история нашему краю, назначив Державина первым наместником Олонецкой губернии. Да, он был порой груб с подчиненными, но это касалось в основном пьяниц, казнокрадов, нерадивых и ленивых. А легко ли было с чистого листа создавать Олонецкую губернию? Дефицит кадров, денег…  Державин ревностно служил России в непростых условиях. Факт остается фактом: у истоков государственности в нашем крае стоял именно он. Мы в полной мере еще не осознали это.

Да и осознание значения этого титана истории и литературы еще впереди.

Уроки Державина актуальны и будут востребованы.

 

          Первый урок

Острейшая проблема сегодня – проблема честного чиновничьего служения. Служение народу, отечеству, а не личному обогащению. «Суров, но в правде черт!»  – говорил о себе Державин.  Сегодня на слуху канувшие в Лету Вавилон, Рим. Таков масштаб современной коррупции. Очевидно, она беспрецедентна в истории России.

«Еще вельможа возвышаться,
Еще сильнее хочет быть;

Богач богатством осыпаться,
И горы злата накопить…»

(На Новый год)

 

Второй урок

Чиновник – не мелкий винтик в государственной машине. Державин мог кричать на Екатерину Великую, топать при ней ногами. Она порой ставила между собой и им сержанта. Побаивалась, но ценила. Это был царедворец, говоривший царям правду в глаза. В окружении руководителя должны быть люди, которые говорят правду. Иначе плесень раболепия и в перспективе гниль.

 

Третий урок

Чиновник должен быть интеллигентом, то есть стремиться к культуре. Он обязан ей покровительствовать, интересоваться искусством, литературой. Державин не получил системного образования. Но он сам себя сделал. Тянулся к образованным людям. Его кружок «Беседа» собирал у него в доме интеллектуальную элиту России. Духовный аккумулятор Державина всегда был на подзарядке.

Бескультурный чиновник не только вреден, но и опасен.

 

 

Четвёртый урок

Нам не хватает сегодня главного. Благоговения перед законом – непременного  условия цивилизованного общества:

«Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять».

(Властителям и судиям)

 

             Пятый урок

Прошлое требует бережного отношения к себе. За три дня до смерти  Гаврила Романович думал о нас в своей «Грифельной оде», которую уже лежа писал мелом на доске:

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Это акростих. По первым буквам получается: «Руины чти!».

Народы, царства и цари смертны, и им не избежать тлена и пепла.  Остается только то, что прошло «чрез звуки лиры и трубы». Это творчество, культура, литература, искусство. ДУ-ХОВ-НОЕ! ВЕЧ-НОЕ! Единственный путь сохранить человека в человеке.

Достойны ли мы сегодня его лиры? Об этом же думал в смертельном бою рядовой боец разведчик Самойлов.

Так вот почему в том блиндаже под Лодвой поэт Державин явился поэту Давиду Самойлову:

«Был старик Державин льстец и скаред,

И в чинах, но разумом велик.

Знал, что лиры запросто не дарят.

Вот какой Державин был старик!» 


[1] Белинский В.Г. Статьи о Пушкине. Статья первая. Обозрение русской литературы от Державина до Пушкина // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. VII . Статьи и рецензии. 1843. Статьи о Пушкине. 1843- 1846. М .: АН СССР, 1955. С. 99-100.