Олег Гальченко

Правда честного слова. О поэзии Валентины Калачёвой

Валентина Калачева. Фото Ирины Ларионовой
Валентина Калачева. Фото Ирины Ларионовой

Поэтический сборник Валентины Калачевой «Записки стихошвейки» выпустила Электронная библиотека  Карелии

Немного жаль, что эту книгу невозможно поставить на полку рядом с другими бумажными изданиями местных авторов, коих в моей домашней библиотеке уже не один десяток. Однако, в конце концов на чём бы ни было написано слово – высечено ли на камне, нацарапано ли на папирусе или бересте, высвечено ли на экране компьютера – главное, чтобы оно было наконец услышано.

Валентина Калачёва, к сожалению, среди карельских стихотворцев, начинавших свой путь в литературу в 80-90-х годах, едва ли не самая недооцененная. Нет, были, конечно, времена, когда её стихи печатались и в коллективных сборниках, и в периодических изданиях – причем, не только петрозаводских, но и московских, а статьи на самые разные актуальные темы регулярно появлялись в газетах «Петрозаводский университет», «Лицей», «Карельская губерния». (Были же времена, когда интеллектуальная журналистика не была ещё загнана в интернет-журнал «Лицей», как в резервацию!..) Тогда же Валентина много выступала на поэтических вечерах – причём, её стихи всегда производили очень мощное эмоциональное воздействие на зрителей. Имело место и участие в нескольких самиздатовских проектах – в начале нулевых, когда Интернет еще был доступен далеко не всем, бумажные малотиражные издания ещё процветали, став прибежищем для самой бескомпромиссной и нестандартно мыслящей творческой молодёжи.

И везде – как в официальных, так и в  андерграундных изданиях – тексты Валентины Калачевой находили не только целую армию сторонников, но и критиков. Как-то непривычна была для многих, даже очень искушенных читателей сложность, многослойность произведений, не терпящих беглого, поверхностного просмотра. Автор мог допустить какой-то не вполне удачный оборот, но никогда не допускал пустословия. Слово должно всегда содержать информацию, а в идеале – быть наполнено ею по самую завязку! Этого принципа, к сожалению, не знают большинство начинающих поэтов, а для Валентины он с самого начала был чем-то само собой разумеющимся. Кроме того, большинство  поэтов у нас достаточно инфантильно и, даже научившись худо-бедно рифмовать и соблюдать размеры, делает вид, будто до них ничего в мировой поэзии не было – ни Гомера, ни Петрарки, ни Бродского. Естественно, что при виде текстов, за которыми стоит не только яркая личность автора, но и целая Культура, мозг графомана протестует: «Неужели она хочет показать себя самой умной?!»

На самом же деле всё куда проще. Она всего лишь уважает своих читателей. С чужими, не умеющими слушать, живущими какими-то совсем другими приоритетами, говорить просто нечего, а тратить время на то, чтобы что-то им доказывать, вообще недосуг. Со своими же можно говорить на одном языке, не боясь недопонимания, с ними можно делиться мыслями обо всём на свете, не разжевывая каждую фразу, не отвлекаясь на разъяснение скрытых цитат из самых разных источников и сложных, на первый взгляд, ассоциаций. Эта книга меньше всего похожа на лобовую проповедь, но провоцирует на размышление о смысле жизни, о месте в этом  мире.

Ведь перед нами образец весьма специфического жанра, который можно было бы обозначить как «современная духовная поэзия». Стихи, обращённые к небесам, уже давно не те, что были в XVII веке и даже пафосные баллады иеромонаха Романа для них уже – скорее, исторический документ из прошлого.  Сегодня автор может работать в более широком диапазоне, стилизуя своё творчество то под незамысловатый детский стишок, то под пейзажную или любовную лирику. В его лексике могут парадоксально мешаться церковнославянизмы и бытовая разговорная речь. Ибо грех не использовать всё доставшееся нам языковое и культурное наследие для того чтобы наиболее выразительно показать внутреннее содержание, всё-таки оставшееся неизменным.

Эти тексты прежде всего рождены верой. Не тем, увы, свойственным многим моим знакомым лукавым суевериям, помогающим искать оправдание своим слабостям, своему равнодушию и душевной глухоте. Это – «умная» вера, окрыляющая и зовущая к творчеству. Не гоже мне, атеисту, рассуждать  о таких делах, но… есть вещи, которые сильнее меня, в том числе – правда честного, точного, искреннего слова. Она должна быть сказана во всеуслышание, и лучшей трибуны, чем столь популярный ресурс, как Электронная Библиотека Карелии, по-моему, не найти!

Стихи из электронного сборника Валентины Калачевой можно прочитать по ссылке: avtor.karelia.ru

Блог Валентины Калачевой «Впечатления» в нашем журнале здесь: gazeta-licey.ru