Светлана Артемьева

Из песни слов не выкинешь

1990 год — странное наложение двух миров — заканчивающегося и еще непонятно какого начинающегося.
 
Это был год, когда люди стали осознавать, что очень многое зависит от позиции каждого, трудовые отношения стали предметом договоренности, работники получили возможность в той или иной мере участвовать в трудовых отношениях.
 
1990 год – это год Поместного собора и выбора Патриарха Алексия, первые художественные галереи, новые СМИ.
 
Это было время рождения нового экономического класса — предпринимателей, спонтанные «барахоловки» в портовых городах,   рынки, на которых продавали кооперативные дутые куртки, ночные магазины.
 
1990 год – это год талонной экономики, год забастовок учителей, которым не платили зарплату.
 
1990 год учителя помнят и как год открывшихся новых возможностей, возможностей работы по новым программам, возможностей что-то делать без постоянной опасности, что твое профессиональное творчество уничтожат, сделают какую-нибудь гадость.

Желание гуманизации социума было невероятное в людях, открылось колоссальное поле возможностей, и очень многое было реализовано.

Время такое настало, поэтому и открылась такая школа — № 45.

В школу перешли вместе со мной еще 16 педагогов и 12 учеников-членов «форпоста».

Войти в мир привычных педагогических стереотипов, где за партой сидит ученик, за столом учитель, а между ними незримая демаркационная линия, поменять их у влившихся в наш форпостовский коллектив людей, было непросто. Сотворческий стиль общения принимался всеми лишь с виду, и внешнее принятие его имело разные мотивационные установки.
 
Договориться и начать общаться по-иному, было невозможно. Нужна была среда для погружения и обучения такому общению. Этой средой стал удивительный технологичный мир Надежды Борисовны Кулаковой. Надежда Борисовна долгое время работала с коллективом 45 школы, погружая нас в технологию коллективной мыслительной деятельности, она вырастила целую плеяду отличных учителей, для которых сотворческий стиль общения стал нормой.
 
Внедрение самой технологии имело хорошие результаты. По окончании внедрения — в 2001 году школа выпустила 11 медалистов. Произошло единение коллектива педагогов, в коллективе учителей были заложены механизмы, которые всю школьную жизнь позволяли им работать творчески, самостоятельно, без назиданий и одергиваний со стороны администрации. Где бы ни работали учителя 45 школы по разным обстоятельствам оказавшиеся не в Петрозаводске, или в других школах города, при личных встречах всегда говорили — такого коллектива, как в 45 школе я больше нигде не встречал. А самих учителей ценили и ценят в школах и на предприятиях, где они сейчас работают. Взращивать профессионалов 45 школа умела всегда.

Как родилась идея  школы-клуба?

Из практического опыта и личных наблюдений. Работа во Дворце убедила меня  в том, что все дети, по природе своей любознательные, стремятся к приобретению конкретных умений. Работа в «Форпосте» способствовала осознанию, что дети тянутся к личному неформальному общению, которое сильным образом влияет на их духовное становление. Работа в школе и со школами выявила причину стремления значительного количества детей поскорее оказаться за ее стенами – излишняя заформализованность школьных отношений.    
 
Школа является центральным источником знаний для детей школьного возраста и занимает значительное количество времени в их жизни, именно школа по разным причинам длительное время не реформировала свой стиль отношений и традиционный уклад жизни. Изменить стиль взаимоотношений ученика и учителя в процессе основной учебной деятельности, разнообразить и расширить возможности школы для приобретения школьниками конкретных умений, за пределами уроков, но непосредственно в самой школе, привнести в содержание школы составляющие элементы клубной работы; то есть преобразить мир школы, сделать в одном учебном заведении и школу, и дворец творчества, и клуб по месту жительства  через реализацию программы культурно-образовательного комплекса  — такова была идея «форпоста».
 
Идея была оформлена в концепцию, концепция легла в основу программы, на основе программы была структурирована деятельность, формулы которой с виду очень просты:

Формула первая:

Я слушаю учителя и  учусь его слышать. Я услышал учителя, значит, понял, запомнил, заинтересовался.

Формула вторая:

Мне интересно, я хочу этому научиться, пробую, и у меня получается!

Формула третья:

Я хочу поделиться своим открытием, изобретением, умением с другими, делюсь, получаю признание окружающих и хочу дальше самосовершенствоваться!
 
 Первую формулу решали учителя-предметники в учебно-образовательном центре, собственно в самой школе с ее традиционными и нетрадиционными уроками, старыми и новыми технологиями.
 
Вторую формулу решали педагоги дополнительного образования в культурно- образовательном центре — центре дополнительного образования с разнообразными кружками, секциями, объединениями…
 
Третью формулу решали социальные педагоги, педагоги-организаторы в социально- образовательном центре — центре детских общественных инициатив, с многочисленными социальными службами, программами личного самосовершенствования «Росток», «Подрост» и «Авард», основанныими на опыте и традициях Форпоста имени А.С.Макаренко.
 
Набор образовательных возможностей школы на протяжении двадцати лет менялся в зависимости от финансирования и кадров, но всегда был разнообразен и востребован детьми.
 
Образовательные возможности – это и финансовые средства и кадровые. Кадры в 45 школе всегда решали все, финансовые средства приходилось изыскивать самим. Всегда самим.  

О наших кадрах

Тот, кто сам посадил хотя бы одно растение и дождался его цветения, уже не сможет отказаться от радости выращивания.Такую радость школе на протяжении почти двух десятилетий дарила педагог дополнительного образования А.В. Ланева. Биологи есть разные — теоретики есть и практики есть. «Человек от земли» — так ее мы в шутку и всерьез называли.
 
Творческий, знающий, стремящийся к научным познаниям человек, не боящийся черновой, невидимой другим работы, она успевала все. И   группы детей обучать, и проекты годичные в начальной школе организовывать. Например, весь год каждый класс изучает какой-либо вид насекомых, а в конце года – праздник — подведение итогов проекта в творческой форме, в виде «Бала насекомых». Каких только костюмов ребята не сшили, сколько было остроумных загадок придумано, стихов прочитано и песен спето, видеопрезентаций представлено, малых научных работ написано!!! И так каждый год — традиция!

Анна Владимировна — отличная походница! Успевала и учителей в походы водить, и в турслетах помогать, и в экологические лагеря в карельские и архангельские заповедники наших детей возить!

Институт водных проблем Севера с нашими старшеклассниками по ее просьбе работал, Водлозерский парк малышей принимал, успевала еще вместе с детьми принимать участие в международном проекте «Школьный сад», экскурсии и малышкину программу для детских садов №116 и №117 в теплице организовывать, для групп продленного дня тоже дело в теплице всегда находилось.

3000 кустов и деревьев ценных пород на   дворовой территории высажено. Питомник свой имеется….

Больше всего любила изучать со своими кружковцами растения. Изучение материала базировалось  на живой коллекции (более 100 видов) комнатных растений в круглосуточно функционирующей теплице. Наличие 2-х кабинетов — учебного и зеленого, отопления, водоснабжения, набора необходимых инструментов – позволяло изучать вопросы широко и полно.
 
Занятия проводились в форме экологических игр, дети проводили наблюдения за растениями в классе, теплице, дома. Каждый ребенок имел в теплице свой закрепленный участочек, что вело к повышению его интереса к изучению и ответственности за рост и развитие растений. Школьники участвовали в озеленении кабинетов и школы, работали на пришкольном участке в течение всего года.

На протяжении всех лет коллекция комнатных растений была сохранна, состояние цветов (видовой состав, качество), озеленение пришкольного участка и школьных помещений были просто отличными.

Дети, вкладывая свой труд в создание зеленой школьной территории, берегли и сохраняли сделанное своими руками, активно участвовали в конкурсах, акциях, проектах, имели многочисленные победы и награды, проявляли устойчивый интерес к изучению естественных наук, показывали хорошие знания по биологии, экологии…

Ланева А.В., педагог высшей квалификационной категории, в течение последних 7 лет била тревогу, просила  отремонтировать теплицу, выделить средства на работу…у всех просила: и у администрации города, и у попечительского древлянского совета…не выделили…

Второй год озеленяет Финляндию, обучает финских ребятишек любимому делу…и переживает за 45 школу…
 
Судья международной категории по авиамодельному спорту Олег Михайлович Гольдшер — влюбленный в космонавтику человек! Скольким юным изобретателям веру в себя подарил, со сколькими физику и астрономию, «инженерию» освоил! Чтобы в 90 годы авиамодельный кружок открыть без средств, надо иметь талант находить эти средства. И он этим талантом обладал всегда. 30-летний опыт руководящей деятельности дал о себе знать. Ему помогали многие люди и в городе, и в стране, и за рубежом — спонсоры, его ученики, депутаты. Все большие дела в школе — линейки, лагерные сборы, встречи гостей, семинары и конференции — начинались с запуска ракет. Надо было видеть счастливые и гордые лица ракетомоделистов — это и есть социальное признание достижений детей, которое способствует дальнейшему росту их мастерства, желанию сделать еще лучше! Масса кубков и наград городских, республиканских, всесоюзных, мировых соревнований имеют ребята. Многие из них являются кандидатами в мастера спорта.
 
Человек в преклонном возрасте, не с ахти каким уже здоровьем, преодолевая свои недуги, думает о своих ребятах, моделях, соревнованиях. Понимая, что годы уходят, сколько раз пытался найти последователей, но непростое это дело — влюбиться в авиастроение. В одном я уверена: кружковцы вырастут со временем и обязательно кто-то из них продолжит дело Олега Михайловича.

Пыжина Татьяна Валентиновна — учитель, швея, модельер — три таланта в одном человеке! Никогда не замыкалась на уроках, всегда взращивала будущих модельеров, учила девчонок изящной походке, умению находить свой стиль в одежде, была другом и советчиком. В школе на праздниках устраивались показы моделей одежды, сшитые участницами показа. Это всегда было очень красиво и талантливо! Татьяна Валентиновна любит учиться и любит учить. Ею освоено множество разных технологий и всегда результатом освоения был конечный продукт – мастерски и с любовью выполненное и представленное на обозрение школьникам, учителям и родителям новое изделие. Для всех наших гостей всегда у Татьяны Валентиновны был припасен собственноручно изготовленный подарочек. Дети Татьяны Валентиновны на многих выставках, олимпиадах городских и республиканских занимали призовые места.

Смирнова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, на протяжении многих лет вела фольклорный коллектив «Хоровод». На мизерное количество часов, которые с каждым годом уменьшались, она умудрялась работать с детьми и индивидуально, и по группам, и всем коллективом, ставила танцы, песни, проводила огромную работу, чтобы привить любовь к фольклорному искусству в школе, микрорайоне, городе, республике. Традиционные праздники, концерты, задорную «Масленицу» проводила не только для детей школы, но обязательно для двух подопечных детских садов, ветеранов микрорайона. Выпускники ее коллектива стали организаторами массовых праздников на профессиональном уровне, получив соответствующее образование.
 
Лессонен Вера Петровна вела кружок вязания, который трудно назвать просто кружком. Это был большой разновозрастный дружный коллектив. В школе вязали все – дети, учителя, работники столовой, технические работники, родители. А какие прекрасные показы моделей представляли они! Удивительно было видеть стоящих на одной сцене второклассниц и учителей,  которые связали себе наряды! Вот эта общность интересов маленьких и взрослых людей  очень социализировала наших детей.
 
Прохорова Вера Александровна, проработав многие годы учителем в районе, взялась за туристстко — краеведческую деятельность. Школа юного экскурсовода была ее детищем!
 
Бойцова Татьяна вела театральную студию, в спектаклях принимали участие и дети, и учителя…
 
Для выпускников и их родителей много значат имена наших учителей: Гребневой Лидии Борисовны, Литвиновой Ольги Васильевны, Каневцевой Тамары Николаевны, Кононенко Валентины Фоминичны, Горбачевой Людмилы Леонидовны, Путинцевой Натальи Владимировны, Золотиковой Ирины Леонидовны, Анухиной Маргариты Георгиевны, Суховской Натальи Викторовны, Петровой Светланы Викторовны, Горчаковой Анны Евгеньевны, Минкиной Екатерины Владимировны, Орловой Ирины Анатольевны, Филатова Алексея Николаевича, Елесовой Нины Алексеевны, Федоровой Оксаны Викторовны, Крюковой Елены Юрьевны, Мосенкой Елены Николаевны, Архиповой Таисии Ивановны, Балуковой Елены Геннадьевны, Соколова Сергея Павловича, Туга Светланы Адольфовны, Чудного Анатолия Ивановича.
 
Мы вспомним всех на юбилейном школьном вечере, обязательно вспомним всех. О каждом преподавателе нашей школы можно написать свою страничку в исторической книге, так и сделаем.

Умение педагогов обеспечить социальное признание достижений учащихся, отказ педагогов от ранжирования учащихся по успеваемости, признание первичности самооценки и ее специальная организация всегда являлись заметными составляющими стиля 45 школы, за сохранение которой так борются родители.

Наши выпускники

 Наши выпускники свою школу любили всегда. Практически все выпускники, будущие педагоги, стремились на практику в 45 школу. Преподаватели КГПА всегда отмечали упорство, настойчивость и прилежность наших выпускников. Пятая часть педагогического коллектива состоит из выпускников 45!

Некоторые из выпускников готовились в новом учебном году прийти в школу. Например, Михаил Раупов. Влюбленный в спорт и работу с детьми, он совмещал учебу в академии и работу в школе. Учил и влюблял в физическую культуру детей и подростков. Под моим директорским окном каждый день я видела большую группу разновозрастных и не всегда физически развитых мальчишек и девчонок, худых и нескладных, полных и не очень, не стесняющихся своего тела, с удовольствием занимающихся на снарядах. В этом парне течет педагогическая жила. С какой болью делились со мной педагоги случайно услышанным кусочком разговора нового директора 45 школы (завуча лицея №1) с директором лицея №1, когда она сказала: зачем нам студент, сессии оплачивать и прочее — не нужен он нам….
 
Александра Романовская – модельер, дизайнер одежды, выросшая в кружке 45 школы, получившая первый приз на городском конкурсе, ее модели знают уже многие в городе. А она продолжает бегать в 45 школу и учить наших девчонок швейному мастерству, модельному показу одежды, важным   девичьим премудростям.
 
Светлана Рогова, заместитель директора по УВР 45 школы, аспирантка, была готова продолжить мое директорское дело….
 
Кристина Якушина, педагог-организатор детских и молодежных программ "Росток", "Подрост" и "Авард" 45 школы, профессиональный тренер и действующая спортсменка, успевающая участвовать и занимать призовые места в соревнованиях по аэробике, выпускница 45 школы и педагогического колледжа.
 
Надя Сорокина, ныне аспирантка, журналист международного отдела "Российской газеты", Дина Филатова, талантливый политолог и поэтесса. Обе девчонки были награждены престижными литературными премиями в университете: имени Я. Ругоева и Р. Рождественского.
 
Илья Тимин, создатель в 45 школе детской организации «Пилигрим», воспитавший не одно поколение добрых, мужественных, заботящихся об окружающем мире людей.
 
Артем Лаврентьев, организатор лидерского молодежного клуба, одного из самых ярких в Санкт – Петербурге.
 
Их много, выросших настоящими профессионалами, отличными людьми! Каждый наш ребенок достоин своей странички в нашей исторической книге. Так оно и будет!
 
Наши родители

Если ребенку в школе комфортно, то и родителю хорошо. Школа старалась так работать. Отстаивание школы родителями показало, насколько для них важно то, чему учим и как воспитываем их детей мы. Чтобы бороться за школу, надо точно знать, что ты теряешь. Наши родители знают.

Когда звучит фраза, что там, в школе, с пяток родителей воюет…Те, кто был на родительских собраниях и акциях, знает, что это неправда.

Большинство родителей не верит в справедливую судебную систему. Не верит. Когда родители решали, сколько подавать исков, готовы были подавать многие. Но родители решили, что тратить финансовые средства впустую не стоит. Подадут несколько родителей — все станет ясно.
 
Я когда слушала господина Суржко на судебных заседаниях, видела, что он понятия не имеет о том, какую школу он сравнивает с землей. Жаль было родителей, которые не совсем юридически грамотно, но честно доказывали свое право на выбор школы. Администрация фактически побеждает родителей, но стратегически проигрывает по полной программе, уничтожая социальный опыт, который приносил пользу горожанам многие годы. Из перенесенных на лицейскую почву «осколков» целого сосуда уже не получится никогда.

И все же…

На фоне природных и социальных катаклизмов история с 45 школой – иголка в стоге сена. Но то, что она видна, говорит о значительном следе нашей школы в образовательной и социальной истории города, как бы  не пытались очернить наш труд недоброжелатели, как говорится «из песни слов (приказом городской администрации) не выкинешь».