Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное

Путешествие во времени

«Путешествие во времени» в Музее изобразительных искусств Карелии

В Музее изобразительных искусств РК открылась выставка русского искусства XVIII –XIX веков  из музейного фонда.

Не знаю, как вам, а мне иногда интересно повстречаться со старыми добрыми знакомыми. В экспозиции «Путешествие во времени», где многие картины хорошо известны, мне нескучно, потому что всегда можно взглянуть на них под новым углом, рассмотреть в другом контексте, что иногда сказывается на впечатлении.

В каждый свой поход в музей пытаюсь узнать что-то новое о том или ином художнике. Например, для «Путешествия во времени» из постоянной экспозиции взяли известный и многими любимый женский портрет Гавриила Яковлева. На выставке представлен и мужской портрет — в то время было принято писать парные портреты. От женского глаз не отвести, так хороша незнакомка, так выписаны детали ее туалета.

Г.И. Яковлев. Женский портрет. 1857 год
Г.И. Яковлев. Женский портрет. 1857 год

–  Вы видите, что взгляд у этой женщины властный? –  спрашивает куратор выставки Сергей Сергеев, с которым стоим перед портретом. Вглядываюсь получше и, мне кажется, вижу не столько властность, сколько сдержанность и даже холодность во взгляде молодой женщины, чего раньше не замечала. Художник Гавриил Иванович Яковлев прожил всего 42 года. Был причастен к оформлению Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге и там же похоронен.

 

В. Демут-Малиновский. Александр Васильевич Суворов
В. Демут-Малиновский. Александр Васильевич Суворов

Мимо скульптурного портрета Суворова невозможно пройти мимо, так он хорош. Его автор – известнейший скульптор Василий Демут-Малиновский (1779 — 1846), крупнейший представитель русского ампира. Он был среди тех, кто украшал скульптурой Казанский собор, Горный институт, интерьер Павловского дворца в Санкт-Петербурге.

 

А. Зубов. Свадьба Петра I
А. Зубов. Свадьба Петра I

А вот гравюры известного мастера своего времени Алексея Зубова (1682 – 1751), автора портретов, панорам, городских видов, баталий. В экспозиции привлекла гравюра с изображением свадьбы Петра I. Интересная композиция! Алексей Зубов, как и его брат Иван, и их отец-иконописец работал в Оружейной палате, а умер в бедности.

 

Неизвестный художник конца XYIII-начала XIX века, предположительно Василий Истомин. Мужской портрет
Неизвестный художник конца XYIII-начала XIX века, предположительно Василий Истомин. Мужской портрет

Этот мужской  портрет предположительно принадлежит художнику Василию Истомину, так считает искусствовед Сергей Сергеев. Он с любовью рассказывает о каждом из этих портретов, которые пристально изучал  не один год.

 

Василий Шухаев. Обнаженная со спины. 1910-1913 гг.
Василий Шухаев. Обнаженная со спины. 1910-1913 гг.

Некоторые произведения, находящиеся в экспозиции,  попали в музей случайным образом, как писанные сангиной чудесные работы художника Василия Шухаева (1887 – 1973). Это уже совсем другая эпоха, начало XX века. Художник принадлежал к мирискусникам. Жил за границей, в 1935 году вернулся в Россию. Многое пережил, в том числе 10 лет лагерей. А листы, представленные на выставке, были закуплены в Ленинграде в 70-е годы молодым сотрудником музея Сергеем Сергеевым.

Предлагаю зрителям обратить внимание на детали: интересно разглядывать, как художник изобразил брошь, кружево, кокошник или сарафан. Специально сделала для этого несколько увеличенных фрагментов.

Фрагмент картины Г. Яковлева
Фрагмент картины Г. Яковлева

 

Рассказывать о том, как выстроена экспозиция, не стоит.  Можно и самим догадаться, ведь это путешествие во времени. Многие произведения снабжены развернутой информацией. Каждый найдет среди известных фамилий (Коровин, Серебрякова, Бенуа, Мещерский, Лансере, Клодт, Боголюбов,  Левитан, Маковский и многие другие) что-то свое.

Арсений Мещерский. Заготовка льда. 1896 год
Арсений Мещерский. Заготовка льда. 1896 год
А. Остроумова-Лебедева, чья выставка сейчас проходит в Санкт-Петербурге в Михайловском замке
А. Остроумова-Лебедева, чья выставка сейчас проходит в Санкт-Петербурге в Михайловском замке

Я отмечу офорт Василия Матэ с изображением известного рисовальщика лесной глуши Ивана Шишкина – прекрасный портрет! Часто мы знаем полотна художников, но не представляем себе, как выглядит художник. Этот портрет в свое время изумил меня.

В. Матэ. Иван Шишкин
В. Матэ. Иван Шишкин

И еще отмечу скульптурный портрет Л.Н. Толстого Павла Трубецкого и акварель художника и архитектора Альберта Бенуа «Корфу». Между прочим звание академика Альберт Бенуа (1852 — 1936)  получил за акварельные работы, был одним из основателей Кружка русских акварелистов, которое позже стало Обществом русских акварелистов.

Павел Трубецкой. Лев Николаевич Толстой
Павел Трубецкой. Лев Николаевич Толстой
Альберт Бенуа. Корфу
Альберт Бенуа. Корфу

На вернисаже было не так много людей. Некоторые завсегдатаи считают, что они всё уже видели. Есть такое… Может, стоило подгадать и привезти один шедевр из Третьяковки или Русского музея, чтобы привлечь людей? Но это стоит больших денег, а даже зарплата бюджетников осенью пока под вопросом.

Покидая выставку,  думала о том, что тем, кто жил в 18-м, 19-м и 20-м веке повезло – их лица писали художники. И теперь мы можем заглянуть им в глаза и даже в душу.  Или они нам.  А кто будет смотреть в глаза нам? Как будут путешествовать во времени наши потомки? Современные художники почти не пишут портреты. Люди им перестали быть интересны…

На выставке «Путешествие во времени» в Музее изобразительных искусств Карелии

На выставке «Путешествие во времени» в Музее изобразительных искусств Карелии

Экскурсия с куратором Сергеем Сергеевым ( в центре)
Экскурсия с куратором Сергеем Сергеевым ( в центре)

Фото Ирины Ларионовой