Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное

Странный и ни на кого не похожий

Александр Трифонов на вернисаже. Фото Ирины Ларионовой
Александр Трифонов на вернисаже

В медиа-центре «Vыход» открылась персональная выставка известного карельского художника Александра Трифонова «Цифровая реальность. Компьютерное генерирование. Фотоколлаж».

Александр Трифонов на вернисаже. Фото Ирины Ларионовой
Вернисаж открывает Сергей Терентьев

Александр Трифонов на вернисаже. Фото Ирины Ларионовой

Александр Трифонов на вернисаже. Фото Ирины Ларионовой

Трудно представить себе Петрозаводск без Александра Трифонова и его работ. Полностью согласна со словами художника Сергея Терентьева: едва появившись, он сразу обрел своего зрителя в среде любителей изобразительного искусства.

Трифонов приехал в Петрозаводск после окончания Московского художественно-промышленного училища имени М.И. Калинина в 1972 году. Зритель помнит его как живописца со своей темой. Когда многие художники писали по заказу, он всегда оставался в стороне. И хотя писал вроде бы реалистические работы, но все они одновременно были фантастическими, неземными и таинственными. Мне кажется, он так и остался в душе романтиком. (Читайте на нашем сайте беседу с Александром Трифоновым «Нельзя новое утверждать за счёт полного отрицания старого»: https://gazeta-licey.ru/culture/25488-nelzya-novoe-utverzhdat-za-schet-polnogo-otritsaniya-starogo.)

В 90-е годы Александр Трифонов активно занимался фотоколлажем. Ему всегда  было интересно новое. Мне кажется, Александр очень скрупулезен, методичен и достаточно педантичен в жизни. Казалось бы, эти черты так мало сочетаются с импульсивной натурой творца. Однако его характер проявляется и в творчестве, что придает ему своеобразие. Он и теперь и раньше часами может конструировать, перебирать, соединять, вырезать и наклеивать, фантазировать и доводить работу до нужного результата.  Фотоколлажи  Трифонова были показаны в Музее изобразительных искусств РК в 1992 году в экспозиции  «Апофеоз частиц» в соавторстве с фотографом Ириной Ларионовой.

Понятно, почему  Трифонов увлекся компьютерной графикой и пошел дальше. Его умение идти вперед и шагать в ногу со временем удивительны. Такое ощущение, что время ему вообще неподвластно.

— Новая цифровая действительность, которая в конце 90-х сокрушила и Россию, пришлась ко двору в творческом процессе уже зрелого, можно сказать, именитого карельского мастера, — говорит о Трифонове Сергей Терентьев. — Сегодня Александр Трифонов, дедушка карельского модернизма, будто бы дождался вожделенного будущего с его новыми фантастическими возможностями. Думается, что отказ от кистей, карандашей, фотоаппарата, ножниц в пользу компьютерного конструирования художественной реальности был естественным для него, и, как это ни покажется странным, живописная образность картин Александра Трифонова закономерно трансформировалась в графическую матрицу цифрового мира.

Трифонова на вернисаж пришли поздравить друзья, коллеги, знакомые и незнакомые зрители. Было немало молодых.  Для многих он авторитет, а еще интеллектуал, эстет, дотошный в мелочах, изысканный, своеобразный, странный и не похожий на других, аскет, загадочный и в творчестве и в жизни, никогда не на виду, несколько закрытый, заточенный только на творческий процесс  – это всё о нем.  

Его работы можно рассматривать без конца и всегда находить новые смыслы, искать и обнаруживать реминисценции и аллюзии:  литературные, художественные, мифологические, исторические. К его произведениям хочется возвращаться. Не менее интересна их внешняя, формальная сторона. Тут тоже все не так просто. В его практически монохромной компьютерной графике такие же тонкие тональные переходы, и графика его по-своему живописна, как  и его произведения маслом, если можно так выразиться.

Александр Трифонов. Из серии "Человек"
Александр Трифонов. Из серии «Человек»
Александр Трифонов. Из серии "Диалоги"
Александр Трифонов. Из серии «Диалоги»
Александр Трифонов. Из серии "Диалоги"
Александр Трифонов. Из серии «Диалоги»

Казалось бы, художник Трифонов принадлежит к старшему поколению, однако  его творчество показывают на самой экспериментальной площадке города. И это совершенно справедливо, ведь формально можно быть молодым, а в душе стариком, не готовым к дерзаниям и экспериментам. И вот доказательство тому, что Трифонов актуален. В конце вернисажа наблюдала, как к художнику подошел молодой человек и сказал: «Я вырос на ваших произведениях».

Александр Трифонов на вернисаже. Фото Ирины Ларионовой

На вернисаже Александра Трифонова

Фото Ирины Ларионовой