Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой

Прогулка по музею

На выставке "Заблудись в Карелии"
На выставке «Заблудись в Карелии»

В Музей изобразительных искусств Карелии я рекомендую всем своим гостям заглянуть непременно. Во-первых, он находится в старинном здании, во-вторых, выглядит очень современно, а в-третьих, специально для гостей города музей каждое лето делает большую выставку для знакомства с творчеством карельских художников, включая, конечно, и произведения из фондов музея.

«Заблудись в Карелии»

Первый отклик в книге отзывов, хотя выставка только открылась, гласит: «Эта выставка сделала наш день! Мы очарованы, околдованы…». В этот летний сезон музей представляет выставку «Заблудись в Карелии». Куратор — Анита Дункерс, дизайн Владимира Зорина.

Выставка построена по простому принципу — не значит, что не интересному! — от весны к зиме. Основные залы музея представляют палитру всех четырех времен года в изображении разных авторов. Карельских знаменитостей — Тамары Юфа, Суло Юнтунена, Екатерины Пеховой, Бориса Поморцева, Альберта Четверякова и других местных живописцев. Также в экспозицию включили работы таких авторов, как известный художник-космист Борис Смирнов-Русецкий, живописец состояний, как его называли, Николай Ромадин, о котором писал Паустовский, и петербуржский график и живописец Юрий Люкшин.

Каждый раз, вглядываясь в полотна наших карельских классиков живописи и графики, поражаюсь их мощи. Говорят, в советское время не было свободы для творчества, однако, судя по полотнам наших мастеров, талантливый художник при любых условиях может проявить свое дарование. Произведения карельских авторов – основательная и интереснейшая коллекция. Ее не только не стыдно показать гостям, но мы вполне можем ею гордиться.

Бесконечно готова любоваться изысканными линиями и нездешней красотой образов Тамары Юфа и яркой воодушевляющей живописью Екатерины Пеховой, почти декоративными и мощными по духу пейзажами Суло Юнтунена, лиричными, с какой-то особой задушевностью, полотнами Евгения Судакова, знакомыми до боли деревенскими северными пейзажами Бориса Поморцева.

Тамара Юфа. Мать Айно
Тамара Юфа. Мать Айно
Екатерина Пехова. Рябиновый октябрь. Любимый холм
Екатерина Пехова. Рябиновый октябрь. Любимый холм
Евгений Судаков.Пейзаж с лошадью
Евгений Судаков.Пейзаж с лошадью
Борис Кукшиев. Валаам. Белый скит
Борис Кукшиев. Валаам. Белый скит

 

Греют душу работы и художников другого поколения: Нелли Григорьевой, Виктории Зориной, Владимира Лобанова.

Несколько слов об экспозиции. Замечательно, что выставка приближает зрителей к задумке авторов: погрузить зрителя в атмосферу карельской природы. А потому Владимир Зорин, известный лэнд-арт  художник, использовал элементы и явления, характерные для нашего края: деревья, образ лодки, лабиринт.

На выставке "Заблудись в Карелии"

На выставке "Заблудись в Карелии"

Авторы придумали для зрителей и много интерактивных моментов.

Уходя с выставки, зрители могут сделать селфи
Уходя с выставки, зрители могут сделать селфи

«Мария Федоровна. Художник и коллекционер»

На выставке «Мария Федоровна. Художник и коллекционер»

Жемчужиной летнего показа считаю также маленькую, но очень емкую и душевную выставку «Мария Федоровна. Художник и коллекционер». Здесь нужно прежде прочесть и вникнуть в то, что  написано под картинами и на баннерах, и вам приоткроются удивительные вещи. Частично о них мне поведала директор музея Наталья Вавилова, которую встретила на выставке. Ее увлеченность музеем и любовью к нему согревали этот рассказ. Вот он вкратце:

— Нашему музею очень повезло, ведь в нашей коллекции находятся три уникальнейших произведения императрицы Марии Федоровны, принцессы Дагмарской, матери императора Николая II. Они попали в Карелию в 1928 году, в год смерти императрицы, из Ленинградского музейного фонда при распределении между музеями национализированных произведений искусства. До 1960 года работы хранились в краеведческом музее, а затем в запасниках Музея изобразительных искусств. И только в 1997 году, в год 150-летия Марии Федоровны Романовой, её работы впервые отправились на выставку в Данию, на родину императрицы-художницы. Взгляните на эти фотографии, — Наталья Ивановна указывает на старое фото одной из комнат Аничкова дворца, — вот эта акварель «Скряга» Марии Федоровны когда-то украшала стены дворца, где жила семья. И вот эта работа  — Арсения Мещерского, ее тоже можно увидеть на этой фотографии, как и «Портрет девушки итальянки» Иоганна Кёллера. Теперь все эти произведения находятся у нас в музее. Но это еще не все.

— Уверена, — продолжает директор, — что именно сама судьба привела эти картины Марии Федоровны в наш музей.  Дело в том, что в 1863 году двадцатилетний цесаревич Николай Александрович, будущий наследник, посетил вместе с художником Алексеем Боголюбовым Петрозаводск. И между прочим, побывал в этом самом здании музея, где когда-то была гимназия. Здесь цесаревич Николай Александрович выступил перед гимназистами. Через год Николай Александрович был помолвлен с принцессой Дагмар, о которой писал матери: «…Если бы Ты знала, как я счастлив: я влюбился в Dagmar. (…) Как мне описать ее? Она так симпатична, проста, умна, весела и вместе застенчива. Она гораздо лучше портретов, которые мы видели до сих пор. Глаза ее говорят за нее: такие добрые, умные, бойкие глаза». Но не суждено было цесаревичу сесть на престол, не суждено было стать супругом Марии Федоровны, принцессы Дагмар. Через два года Николай Александрович  скончался. И через некоторое время Мария Федоровна стала женой его брата Александра III.

В маленькой экспозиции выставки  представлены не только три произведения принцессы Дагмар, но также полотна ее учителя, известного русского художника Алексея Боголюбова. Это он приезжал в Петрозаводск вместе с будущим наследником и побудил царскую чету собирать произведения искусства. Представлены несколько работ из коллекции царской семьи.

На выставке «Мария Федоровна. Художник и коллекционер»

На выставке «Мария Федоровна. Художник и коллекционер»

Летняя музейная академия

В музее уже третий год работает летняя академия, в которую не так легко попасть, поскольку количество мест ограничено. Знаю одного ребенка, который все три года ее посещает. А девочка Лиза, походив на занятия несколько дне и очень уставая поначалу, уже заявила маме, что в следующем году точно пойдет учиться в академию.

Летняя музейная академия

Чего здесь только не происходит! Экскурсии, причем не только по своему музею, пленэры, мастер-классы, игры, работа над созданием на компьютере мультиков.

При мне дети придумывали образ буквы, у каждого он был свой. Мальчик постарше рисовал образ-рассказ, все детали рисунка у него начинались с одной буквы. Это было настолько интересно, что мне стало жаль: в моем детстве такого музея рядом не было.

Летняя музейная академия

Фото Ирины Ларионовой