Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой

«Онежская палитра». В поисках портрета

Александр Акулов. Поэт-губернатор
Александр Акулов. Поэт-губернатор

Такой бюст Гавриилу Романовичу Державину, что входит в экспозицию выставки, мог бы  украсить один из скверов нашего города. Эскиз уже готов!

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась республиканская выставка художников   «Онежская палитра».

В канун Нового года любители изобразительного искусства ждут эту выставку.  Она собирает в свою экспозицию лучшее, что было создано за последние год-два. И всегда вызывает бурю эмоций, как положительных, так и отрицательных. И, на мой взгляд, является камнем преткновения на пути со-дружества и со-творчества художников. Конечно, это взгляд со стороны.

Так и на этот раз. В пресс-релизе заявлено, что выставка — плод усилий двух творческих объединений: Карельского отделения Союза художников России и более молодого Творческого союза художников Карелии. Однако некоторые художники из основного союза высказывают недоумение: их не приглашали к участию. Почему же некоторые мэтры все же участвуют? И почему выставка получилось, по мнению некоторых художников, слабее, чем могла бы быть республиканская выставка?

Говорят, вернисаж был многолюдным. Я же гуляла по экспозиции в пустынном зале. Какие из произведений привлекли мое, обычного зрителя, внимание и почему?  

Меня давно волнует, что у художников отсутствует интерес к личности человека. Пусть не интересен простой человек, но образ поэта, актера, музыканта — такие личности всегда привлекали внимание. Ярких людей  в Петрозаводске немало, но жанр портрета не в моде. На каждой выставке я выискиваю портреты. Люблю этот жанр.

На этот раз сразу же обратил на себя внимание небольшой и вроде бы скромный портрет ушедшего из жизни вепсского поэта и актера Николая Абрамова. Я знала Николая и не раз его снимала. Удивительной души был человек, и стихи у него были чудесные — светлые и искренние, как у ребенка. На мой взгляд, автору Анне Юсне удалось передать то, что не так легко сделать, а именно показать наивность, незащищенность и детскую доверчивость души поэта.

Анна Юсне. Портрет поэта и актера Николая Абрамова
Анна Юсне. Портрет поэта и актера Николая Абрамова

И еще один портрет в экспозиции, который не оставил меня равнодушной — фотографический снимок поэта, журналиста, редактора Вениамина Слепкова, сделанный Михаилом Скрипкиным. Моя бы воля — сделала его черно-белым. Когда смотришь на эту фотографию, возникает ощущение, что поэт смотрит на нас из Вечности и еще появляется странное чувство вины, что, вот, дескать, Вениамин уже ушел, а ты продолжаешь жить. В его взгляде есть умиротворение и понимание чего-то сакрального, будто этот человек осознал тайну мироздания, почувствовал дуновение самой Вечности.

Михаил Скрипкин. Портрет Вениамина Слепкова
Михаил Скрипкин. Портрет Вениамина Слепкова

Нельзя не заметить масштабное четырехчастное воздушное произведение Ксении Трофимовой «Ирисы». Но, глядя на него, почему-то вспоминаешь трагический  образ сирени, созданный блестящим акварелистом Александром Харитоновым. Ирисы, попытка разгадать тайну цветка уходят на второй план. Понимаешь, что в этой  яркой и масштабной работе не хватает драматизма, накала. В этом плане трогают осенние пейзажи Ксении Трофимовой.

Ксения Трофимова. Ирисы. Фрагмент
Ксения Трофимова. Ирисы. Фрагмент

В целом поражает мелкотемье. Какие темы и что вообще попадает в поле зрения художника? Если это пейзаж, то частный, что-то вроде этюда. Нет ни одного ландшафтного пейзажа, чтобы дух захватило, как это было, например, в произведениях Суло Юнтунена. Художникам не хватает умения по-новому взглянуть на мир, на вещи, на свой край. Другими словами, использовать прием остранения. Если это цветы, то просто цветы. Но и цветы – часть мироздания, космос! Но есть и удача: Жанна Свиридникова сумела взглянуть на цветы чуть-чуть по-новому.

Жанна Свиридникова. Балет
Жанна Свиридникова. Балет

А вот, пожалуй, акварели молодого автора Екатерины Кяппи выглядят незаземленными, этим и привлекают.  Их дополняют метафизические по состоянию фотографии Арсения Морозова, которому удалось показать надмирность бытия. Несколько лет назад его пейзажи были просто милыми пейзажами, созданными по закону жанра, которые хорошо передавали состояние природы.  А теперь его фотографии приобрели философское звучание.

Екатерина Кяппи. Лишь бы вечер этот был...
Екатерина Кяппи. Лишь бы вечер этот был…
Арсений Морозов. Сеть
Арсений Морозов. Сеть

Скульптура — вот что еще меня волнует. На протяжении нескольких лет практически единственный скульптор Александр Акулов представляет одну-две работы, профессионально и качественно сделанные. Остается только удивляться, почему местные власти не хотят заметить этот талант и привозят к нам скульптуры москвичей? Такой бюст Гавриилу Романовичу Державину, что входит в экспозицию выставки, мог бы украсить один из скверов нашего города. Эскиз уже готов!

И последнее. Почему бы не собраться правлениям двух творческих союзов и не взглянуть на «Онежскую палитру» новым, не зашоренным взглядом? Старый, не созидательный формат поменять на новый перспективный? Прийти к согласию. Найти новые возможности взаимодействия, которые стали бы стимулом для поисков новых образов, появления новых идей, роста молодых художников и для нового желаемого прорыва.

Ольга Икконен. Цветы жизни. Из серии "Песни Заонежья"
Ольга Икконен. Цветы жизни. Из серии «Песни Заонежья»
Егор Кукушкин. Раз-два-три-догоняйка
Егор Кукушкин. Раз-два-три-догоняйка
Дарья Одинец. Дорога в Михайловское
Дарья Одинец. Дорога в Михайловское
Ирина Перегородина. Из триптиха "Неожиданная оттепель"
Ирина Перегородина. Из триптиха «Неожиданная оттепель»
Максим Кошелев
Максим Кошелев
Наталья Соснова (Кондопога). Великий Новгород. Дворик
Наталья Соснова (Кондопога). Великий Новгород. Дворик
Петр Моисеев (Сегежа). Дагмара
Петр Моисеев (Сегежа). Дагмара

                                                                                                             Фото Ирины Ларионовой