Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой

Нереальная реальность

А. Андреев. Город П. Метро
А. Андреев. Город П. Метро

О выставке «Цифровые сны. Шедевры компьютерной графики» в Городском выставочном зале Петрозаводска

В экспозиции представлены лучшие из тысячи отобранных работ со всего мира. Здесь есть цифровая живопись, фотоарт и 3-D графика. 

«Цифровые сны» — это международный проект петербургского АРТ-центра, посвященный цифровому современному искусству.

Заходишь в зал и попадаешь в необыкновенный мир. Вроде бы он узнаваем до деталей, но с другой стороны, абсолютно ирреальный. Фантазия человека безгранична, и тут компьютер с его возможностями помогает современным художникам моделировать не просто один новый мир, но целые миры.

В экспозиции представлены лучшие из тысячи отобранных работ со всего мира. Здесь авторы из США, Латвии, России, Германии, Испании, Бразилии, Китая и других стран мира. Информация рядом с  работами в виде небольших интервью дает полное представление об авторах этих шедевров графики.

Как созданы работы, в каких жанрах они выполнены? Здесь есть цифровая живопись (картины, выполненные при помощи графического планшета), фотоарт (создание сюрреалистических коллажей при помощи фотоснимков), а также 3-D графика. Понятно, что это огромный труд, требующий познаний в области современной сложной техники. Можно здесь же прочесть, как рождаются эти удивительные композиции.

А. Мартинакис. Материализация
А. Мартинакис. Материализация
Г. Пранкевичюс. Осень
Г. Пранкевичюс. Осень
И. Морски. Воспоминания
И. Морски. Воспоминания
Ф. Минг. Остров цветущих персиков
Ф. Минг. Остров цветущих персиков

Вот, например, один из известнейших авторов в области графического дизайна Джати Путра из Индонезии. Для него не существует законов всемирного тяготения, в его мире фантазий возможно всё. Он признается в интервью, что самая сложная часть его работы – поиск фотографий для задуманного сюжета.

Джати Путра. Магический сад
Джати Путра. Магический сад

Со мной в зале происходили самые настоящие реальные  метаморфозы переживаний, такие же яркие, как сами творения. Сначала я была поражена, увлечена и захвачена увиденным. Потом начала уставать от этих бесконечных миров, множества деталей и деталек в них и захотелось спуститься на грешную землю. Потом вдруг увидела работы, уже знакомые и даже расхожие, гуляющие  по интернету сами по себе без всякого авторства и даже любимые. Это вновь подняло настроение.

Признаюсь, мне особенно по душе оказались работы двух авторов: немки Катрин Вельц-Штайн и Паоло Доменикони, книжного иллюстратора из Италии. Оба они воспитывались на сказках Андерсена, может, поэтому их работы для меня обладают тем, что несет сказка, – волшебством, теплом, близкой реальностью сюжетов.  

К. Вельц-Штайн Госпожа Метелица
К. Вельц-Штайн Госпожа Метелица
П. Доминикони. Зимний вечер
П. Доминикони. Зимний вечер

Многие работы мне показались неожиданными, но слишком техническими, если можно так сказать, они умозрительны и не греют душу.

Интересно было узнать, что думает о выставке наш карельский художник Александр Трифонов, который уже давно, с появлением в его жизни компьютера, работает в области компьютерной графики. Что думает мэтр, человек, воспитанный в рамках традиции с одной стороны, а с другой принимающий для себя эти новые возможности?

— На мой взгляд, — говорит Трифонов, —  большинство работ созданы чисто технологически. Понятно, что это новое направление стремится удивить и показать что-то необычное с помощью технологии. Но лично мне в этих композициях не хватает связи с традиционным искусством. Чувствуется, что работы созданы не художником. Этот человек интересуется технологиями и восторгается от того, что ему подвластна возможность создать нечто эффектное. И это у него на первом месте. Мне бывает обидно, что современные художники  полностью отрицают традицию и начинают творить так, как будто до них не было никакого пути и поиска. Такого нет, например, в японском искусстве. Так или иначе японское современное искусство зиждется на их традициях. И это всегда интереснее. Поэтому все слишком новое, лишенное намека на традицию, для меня уже не так ценно. Ценным остается только технология и необычные возможности.

Соглашусь с мнением авторитетного художника. Такие современные работы вполне уместны как обложка для диска, журнала, видеосказки, как афиша кинофильма, как открытка. Это логично и укладывается в рамки современного дизайна. Понятно, что сейчас молодежь мыслит иными образами, и в этом нет ничего плохого. Но есть простая жизненная философия: если дерево теряет свои корни, оно гибнет. А вообще любопытно, как будет развиваться искусство дальше, в том числе и цифровое. И, конечно, стоит посмотреть эту выставку, она открыта до 31 марта.

Фото Ирины Ларионовой