Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой

С зеркалом на ты. Отпечатки на амальгаме

Юлия Утышева. Если бы было всё так, как ты говоришь
Юлия Утышева. Если бы было всё так, как ты говоришь

Фотовыставка «Отпечатки на амальгаме», открывшаяся в медиа-центре «Vыход», завораживает уже самим названием. В слове «амальгама» есть романтика, хотя значение его прозаично — химические сплавы.

Произведения получились магическими, каждое со своей тайной.

На темы зеркала и зазеркалья написаны труды, они всегда волновала человека. То, что фотографы-женщины взялись за эту сложную тему и сложную технику, восхищает. Руководитель Академии фотографии Юлия Утышева и выпускницы, преподаватели академии Оксана Лазарева, Татьяна Литова и Анна Кондюкова с зеркалом на ты.

Идея выставки принадлежит Юлии Утышевой. Три года назад она побывала в Москве на мастер-классе известного фотографа Сергея Романова, где училась оформлению фотографий в технике эгломизе.  Юлия Утышева рассказывает:

— Позже мы опробовали эту  технику с Оксаной Лазаревой, но это были простые фотографии, напечатанные на стекле и декорированные с помощью золотой и серебряной потали. Прошлой осенью пришла идея печатать изображение в состаренных зеркалах.  Собирала их по всему городу. Технологии не было, гуглили в интернете, как снимать защитный слой, как разрушать амальгаму. В общем, идея с зеркалами была полной авантюрой, неизвестно было, что получится в результате. Что касается результата, он превзошел наши  ожидания.

Юлия Утышева. Кого убила Лора Палмер?
Юлия Утышева. Кого убила Лора Палмер?

Когда рассматриваешь созданные на амальгаме отпечатки, возникает много впечатлений, потому что изображение скользит, движется, меняется на глазах от каждого твоего движения. Помимо всего прочего они красивы особой эстетикой, в которой присутствует что-то от старины, ведь и зеркала старинные, каждое со своей историей. От эпохи модерна плавные линии, растительные элементы, текучесть изображения, серебристо-пепельные тона. Женские и мужские образы вроде бы реальные и в то же время мистические.

За каждой работой сложный творческий процесс. Увлеченные идеей, художники идут на самые разные эксперименты.

— Техника создания работ достаточно сложная и трудоемкая, — рассказывает Анна Кондюкова, —  необходимо, можно так сказать, разобрать зеркало. Поэтапно снять все слои, чтобы добраться до амальгамы. Эти этапы связаны с использованием различных химикатов, и это самая не приятная часть работы. Работать надо в хорошо проветриваемом помещении, старые краски плохо поддаются растворителям. Дальнейший этап — это травление амальгамы. Процесс вообще не контролируемый, что получится, предсказать невозможно, но тем он и интересен. Я очень волновалась, как примут мои портреты. Поймет ли зритель задумку? Особенно со сказочным зеркалом. Зеркало — предмет интересный, под каким углом ни посмотри, какое бы преломление света ни было, все равно скажет правду. И Панночка по мотивам Вия Гоголя, и Ясочка, голубонька, такая, какой ее видел любящий отец. И только взгляд выдает, кем была она на самом деле.

Анна Кондюкова. Ясочка, голубонька
Анна Кондюкова. Ясочка, голубонька
Анна Кондюкова. Свет мой зеркальце? (фрагмент)
Анна Кондюкова. Свет мой зеркальце? (фрагмент)

Всегда интересно, как рождается та или иная работа, как шла подготовка к выставке, были ли проблемы и какие именно. Вот рассказ Оксаны Лазаревой:

— Самым сложным этапом в подготовке к выставке оказался выбор работ. Показать хотелось больше, но из-за дорогих материалов и печати на зеркалах, которые были в ограниченном количестве, остановились на двух-трех от автора. Волнующим было ожидание: как напечатают, будет ли достоверным цвет, потому что у меня цветные работы, как ляжет на стравленное зеркало рисунок, не перекроют ли остатки амальгамы важные детали на фотографии — особенно на портретах. Неделю мы практически жили в Академии фотографии, готовили свои зеркала к заключительному и самому приятному этапу — покрытию поверхности поталью. А потом ловили свет, от его угла падения картинка приобретала особое свечение и глубину, это завораживало! Каждая работа уникальна! Особенно в команде с такими потрясающими творцами-фотохудожниками. Такая радость трудиться в кругу единомышленников!

Оксана Лазарева. Теплая осень
Оксана Лазарева. Теплая осень

Татьяна Литова, как и другие участницы выставки, под впечатлением от новой техники. Она увлечена мотивами зазеркальности, двоичности отражений, обратной стороной явлений. 

— Вот мои рыбные натюрморты, — представляет Татьяна свои произведения, — которые, как и любые натюрморты, сосредоточены на тишине замершего мира, мира как бы уснувших существ и объектов. Они создавались многоступенчато, с использованием зеркальной бумаги и ручного коллажирования, что перекликается с  многоэтапностью создания фотографий в технике эгломизе на состаренных зеркалах.

Татьяна Литова. Диптих "Сны о море в рыбной лавке". 2020
Татьяна Литова. Диптих «Сны о море в рыбной лавке». 2020

Зрителям стоит обратить внимание на панно из фрагментов в центре экспозиции. Дело в том, что фрагменты дают возможность посмотреть на фотографии и с лицевой стороны, и с изнанки. В целом экспозиция создано умело и со вкусом: зритель все время попадает и сам в отражения и видит работы под разным углом зрения. Жаль только, что работ не так много.

Центральное панно
Центральное панно

 

Говорят, на вернисаже публика была под впечатлением не только от работ на амальгаме, но и  от завораживающего золотисто-зеркального перформанса Евгения Панкратова.

Выставка проходит в рамках фестиваля современного искусства «Пространство действия, действие пространства». Фестиваль организован участниками проекта «Креативный город: развитие творческих индустрий Петрозаводска», поддержаного Фондом президентских грантов.

Открыта выставка до 29 марта.

Фото Ирины Ларионовой