Валентина Калачёва. Впечатления, Главное

Серый цвет Олега Юнтунена. Из небытия в бытие

Олег Юнтунен. Мастер офорта

Серые камни. Серое море. Серое небо. Серый ветер, летящий в серую даль, из которой смотрит на нас черно-белый человек с цепким взглядом. Его рельефное лицо привлекает внимание своей мимической географией, которая куда красноречивей отпечатанной на принтере биографии: родился, женился, работал, скончался… В глазах куда больше отражено, а умелыми руками воплощено, о чем свидетельствует выставка «Олег Юнтунен. Мастер офорта».

Фото Нелли Григорьевой из группы vk.com/vistavka_oforta_yuntunen
Фото Нелли Григорьевой из группы vk.com/vistavka_oforta_yuntunen

На фотографии сам художник, который встречает посетителей в помещении Городского выставочного зала. Он словно вышел из своих офортов, чтобы поздороваться с нами и опять отправиться северными тропами в страну, где царит апофеоз серого, по-хозяйски обжившего природные и индустриальные пейзажи.

К серому цвету у нас относятся… Начиная от презрительных гримас с процеженным сквозь зубы «Фу! Серость…» и заканчивая пафосным утверждением из книжки по православной культуре, что даже на иконе мы не найдем серого, ибо это цвет небытия, а на образах жизнь бьет ключом.

На выставке Олега Юнтунена офорты, окружающие тебя со всех сторон, говорят совсем о другом — о ценности каждого мгновения, штриха, песчинки, шага по этой земле. Серый обладает множеством оттенков, которые имеют не растиражированное пошлое, а уникальное духовное значение — Божья рука коснулась всего. Здесь, среди этих поваленных брёвен, искореженных деревьев, полуразвалившихся лодок, замшелых булыжников нет ничего проходного, неважного и нелюбимого.

Вслушайтесь в музыку названий: «Крик улетающей стаи», «Время тишины», «Старая лодка. Состояние», «Осень на острове. Состояние»… Так и тянет прибавить к финской фамилии Юнтунен частицу «сан». До того по-японски звучит его графика. Она созерцательна и отражает в любом обыденном мгновении вечность, причем местами неожиданно. Например, цикл «Ветер с моря». Застывший ветер, минующий воду и камни, — это шедевр. Потому что динамики в статике быть не может в принципе. Но ведь есть :))) Да и атмосфера у этих работ такая, что просто взглянуть, нырнуть и утонуть. Не жалко. И даже вдохновляет.

Олег Юнтунен. Мастер офорта

Несмотря на постоянное завораживающее повторение названий: «весна» — «весна» — «весна» — «осень» — «осень» — «осень» — «весна» — «берег» — «берег», Олег Юнтунен абсолютно не скучен, так как даже на одно и то же он смотрит по-разному. Возьмём, к примеру, Соловки. «Соловецкий петух» — это мощь с элементами неотмирности. «На берегу Святого озера» царят воздушность и ощущение простора, свежего воздуха, свободы. А с «Осеннего дня на Соловках» тебе в душу смотрит сама госпожа Непреходящесть, которая располагает железными козырями — она была, есть и будет. А ты?

Хотелось бы ей вторить. Не без этого. Потому что слышится в заполонившем мир сером пасхальный всплеск — жизни, энергии, пронизывающей все офорты Олега Юнтунена. Оно и не удивительно. Ведь на афише же сказано — «мастер». А мастера работают на вечность. И неважно в каких оттенках. У них даже серый поэтичен. И из небытия воплощается в жизнеутверждающее бытие.

Какой восторг!

Олег Юнтунен. Мастер офорта

 

Фото из группы vk.com/vistavka_oforta_yuntunen