Владимир Берштейн

Муж не занимается домом

На вопросы читателей отвечает психотерапевт-конфликтолог Владимир Берштейн

«Мой муж совершенно не занимается домом. Его не интересуют прогнившие трубы, ремонт и другие хозяйственные вопросы. Предпочитает уйти в самый важный момент. Я вынуждена сама иметь дело с сантехниками и электриками. Если я указываю ему на проблему и настаиваю на ее решении – муж ругается и ворчит. Дело всегда заканчивается ссорой… Что мне делать? Елена».

 

Что тут скажешь?.. Есть еще мужья, готовые впасть в глубокую кому при одном упоминании о ремонте, неважно чего. Жене, в этом смысле вышедшей замуж менее удачно, чем ее муж женился, остается лишь проанализировать ситуацию и протестировать ее на трагичность. Для этого я обычно рекомендую использовать опорные вопросы. Ответы на них могут помочь найти веские обоснования для принятия сложившейся действительности такой, какая она есть, либо ее изменения, возможно, даже радикального.
Но вначале попробуем расшифровать вероятные чувства мужчины-«уклониста», хотя и велик здесь риск ошибки. Представим себе, что с раннего детства он не получал, а значит, не приобрел свойственных множеству мужчин элементарных навыков производства хоть каких-то ремонтных работ. В итоге человек, у которого «руки растут…». Точно знаем, откуда. И он осознает это. Может быть, от этого даже страдает. И вот возникает необходимость что-то отремонтировать. Процесс, вполне доступный массе мужиков, но не ему конкретно. Что он должен испытывать в присутствии вызванного мастера? Скорее всего, чувство собственной неполноценности. Вот нередкая первопричина, по которой муж избегает ситуаций, требующих устранения поломок в квартире.
Так что, Елена, сомневаюсь, что вашего мужа совсем уж не интересуют хозяйственные вопросы. Нельзя исключить его простого страха перед этими проблемами из-за неспособности решить их самостоятельно. А вникать в то, чего он делать не умеет, вызывать мастера, вести переговоры, отслеживать работу… Здесь тоже необходимы определенные навыки. Когда их нет – нет и желания всем этим заниматься. Да и гордость не позволяет. Включается один из механизмов психологической защиты, основанный на принципе «отрицай это» или «не замечай этого».
Если все обстоит именно так, как описано, то я лишь констатировал факт, не служащий ни оправданием мужу, ни утверждением его правоты. Я уверен, что женатому человеку надлежит не только в супружеской постели выполнять обязанности, традиционно считающиеся в нашей культуре мужскими. И раз уж не можешь сам заменить розетку, устранить засор в трубах или – страшно сказать! – поклеить обои, то будь любезен найти тех, кто это сделает вместо тебя, и обеспечь контроль исполнения работ.
Ваш, Елена, муж, скорее всего, уже останется таким, каков есть. Потому уместны опорные вопросы: главенствуют ли в повседневной жизни вашей семьи проблемы, связанные с ремонтными работами? Что, супружеский мир невозможен без активного участия в них мужа? Нет ничего более принципиального и важного, что вас с ним объединяет? Отсутствуют в нем положительные качества, с лихвой компенсирующие неумелость рук? Если так, есть резон не рекомендации искать, а действовать по своему пониманию.
Если же неприятие мужем хозяйственных забот не более чем досадный личностный недостаток, то попытайтесь относиться к нему только как к недостатку, не преувеличивая и не драматизируя. Уместно добавить щепотку иронии, в том числе в отношении своих в чем-то завышенных ожиданий. Тогда, смею надеяться, семейная жизнь покатится легче и резвее. И бытовые ухабы будут лишь вызывать потряхивание, а не создавать серьезные аварийные ситуации.
«Лицей» № 1 2010