Владимир Берштейн

Молчать и слушать

В нашей новой рубрике «…Не ошибиться снова» на вопросы читателей отвечает психотерапевт-конфликтолог Владимир БЕРШТЕЙН

«Молодой человек после вуза или школы устраивается на работу. Как ему выстроить отношения с коллегами, руководством, какие есть подводные камни, о чем надо помнить?»

В любимом мною фильме по гениальному Булгакову «Собачье сердце» профессор Преображенский говорит Шарикову: «Вам надлежит молчать и слушать! Слушать и молчать!». Вот, собственно, и весь универсальный совет человеку, входящему в новый для него коллектив. Тем более, молодому специалисту. Ему разумно в этом случае иметь в виду, что и работа в целом, и обязанности, к которым он приступает, почти наверняка будут во многом расходиться с его представлениями и ожиданиями.
Молодые люди, впервые приступая к работе, обычно полны радужных надежд и грандиозных планов. Это хорошо и естественно. Однако реальность оказывается (не скажу, что всегда, но достаточно часто) куда как прозаичнее и суровее. Это нехорошо, но, увы, тоже естественно. И следует быть внутренне готовым.

Главное – не спешить с выводами и разочарованиями. Потому что, помимо чисто практических потерь, они способны привести к гораздо более значимым последствиям – к утрате веры в себя, в свои способности и возможности. В итоге – к потере самоуважения, что очень серьезно! Человек должен уважать себя!

Существует любопытная формула, согласно которой самоуважение есть ни что иное, как дробь: в числителе – достигнутые конкретным человеком результаты деятельности, а в знаменателе – уровень его предварительных ожиданий. Отсюда неизбежно следует, что повысить степень уважения к себе можно, добиваясь лучших результатов, а можно, снизив собственные ожидания. Кто-то имеет полное право не согласиться с таким подходом. Но истинность формулы от этого не изменится.

Теперь об отношениях с руководством и коллегами. Конечно, следует выждать и присмотреться к сложившимся в коллективе традициям и правилам. И ни в коем случае не спешить «высовываться» со своим мнением на этот счет, даже если оно, на взгляд новичка, справедливо и неоспоримо.

Я веду речь о конформизме, то есть о приспосабливаемости. Это качество для большинства имеет исключительно негативный смысл. И напрасно! Без способности к конформизму вписаться в окружающую обстановку чрезвычайно трудно, порой невозможно. Да и не следует вписываться, когда в среде, куда попал, придерживаются правил, сопряженных с унижениями или насилием! Тут надо либо открыто бунтовать, либо, если нет на это сил и воли, уходить.

Во всех других случаях лучше всего не спеша присмотреться и понять. В коллективе до прихода новичка сложились апробированные и, с точки зрения большинства, оправдавшие себя взаимоотношения по горизонтали и вертикали. Новичку вместо того, чтобы пытаться тут же «мутить воду», лучше вспомнить золотое правило: «Можешь изменить ситуацию и знаешь, как это сделать, – измени! Не можешь или не знаешь, как, – измени свое отношение к ней!». За вторым вариантом стоит необходимость принятия сложившейся ситуации и адаптации. Молодому специалисту чаще всего приходится следовать второму принципу. Не столько в чье-то успокоение, сколько в констатацию факта отмечу, что принять вовсе не означает согласиться. Не исключено: со временем что-то можно будет изменить в желательную сторону…

«Лицей» № 3 2008