Конкурс новой драматургии «Ремарка»

Реконструкция

Номинация «Мир»

 


Пьеса

 

 

Действующие лица:

 

Аня

Неаня

Алиса

Мастер

Бабушка

Мама

 

 

 

 

 

 

1

Пустое кафе. Верхний свет выключен. За одним из столов сидят Аня и Мастер.

АНЯ. Я – Домиция Лепида Старшая. Мне сорок пять. Я – самый старший ребенок в семье, у меня еще есть брат и младшая сестра, собственно, мы и составляем основу этой семьи. А там братьины жены, наши мужья бывшие, нынешние, будущие – это, в общем, так. Ну, и, конечно, наши дети. Я с мужем развелась. Ну, собственно, Децим Аттерий Агриппа, мой бывший муж, был плохим человеком. Это подтверждают, в общем, все граждане Рима, потому что, во-первых, на данный момент нет, по-моему, ни одного, ни плебея, ни патриция, с кем бы он не ухитрился поссориться или испортить отношения. То есть он, проще говоря, редкостная сволочь. Сволочь, конечно, тоже можно любить. Но, поскольку он меня бил и унижал, что, с одной стороны, конечно, не противоречит римским законам, но, с другой стороны, смотря как это делать. Воот. Мной были предприняты неоднократные попытки от него избавиться, вплоть до, значит, оговора, поскольку, значит, это все пришлось на время правления Тиберия, а во времена Тиберия очень легко было кого-то оговорить и на кого-то донести и так далее. Но это не сработало. В итоге пришлось с ним разводиться, однако это не самый лучший был вариант развития событий, потому что, согласно закону, большая часть имущества осталась у него, и у него же остался наш сын. Имуществ-то ладно. А вот сына, сына я ему простить не смогла. Сын, мой мальчик. Ему тогда было всего лишь пять лет. Я не могла оставить его Дециму. Я не могла позволить, чтобы этот козел вырастил из моего малыша второго Децима Аттерию Агриппу. И я пошла на крайние меры. Пусть боги простят меня. Пусть простят меня.

 

 

2

 

Кухня в Аниной квартире. Аня стоит у плиты, варит кофе. Кофе готов. Аня снимает турку, наливает кофе в чашку, садится за стол перед открытым ноутбуком.

ПЕРЕПИСКА

АЛИСА. Есть новости от Дракулы?

АНЯ. Зловещее молчание.

АЛИСА. Напишешь ему?

АНЯ. Пусть горит в аду.

АЛИСА. Хорошо смотритесь (шлет фотографию, на которой Аня и Андрей стоят в обнимку. Андрей в красном плаще, с накладными усами).

АНЯ (пишет Андрею). Почему не отвечаешь?

АЛИСА. Напиши ему. Он хороший. И вообще, графами Дракулами не разбрасываются. Может у него что-то случилось? Может ему нужна твоя помощь?)).

АНЯ. Диденко, это ты у нас мать Тереза. Всё, пускай валит, куда хочет.

АНЯ (Андрею). Классно поиграли. Я скучаю.

АЛИСА. Ладно, я выхожу.

АНЯ. Давай, на работе встретимся. На электричку не опоздай, гость столицы.

АЛИСА. (fuck).

МАСТЕР. Что с домом? Подумали?

АНЯ (мастеру). Может тупо баннер? С колоннами и портиком.

МАСТЕР. Конкретнее.

АНЯ. Фасад. На фасаде колонны. На колоннах — портик. Так понятно?????

МАСТЕР. И тебе доброе утро. Девиз для семьи придумали?

АНЯ. Трэш и хардкор.

МАСТЕР. Ладно, короче, пока.

АНЯ. Придумали: Рим, Домиции, семья.

МАСТЕР. Зачет. И еще меня интересует финал

Аня заходит на страницу Андрея. Видит, что он он-лайн.

АНЯ. Меня он тоже интересует.

МАСТЕР. Игра тебя вылечит.

АНЯ. Игра нас всех вылечит. Уже жду – не дождусь.

Мастер становится офф-лайн. Аня допивает кофе. Закрывает комп. Идет в другую комнату.

ГОЛОС АНИ (из другой комнаты). Ба, может всё-таки памперсы, а?

ГОЛОС БАБУШКИ. Я всю войну девчонкой прошла. Я фрица била (бабушка плачет).

 

3

 

Метро. Набитый битком вагон. Аня стоит, прижатая к двери. Смотрит на свое отражение в стекле.

АНЯ. Я очень надеюсь на эту игру. Спасение, приди! Для меня это привлекательно, потому что по жизни я такой человек правильный и соблюдающий законы… Я офисный планктон. Я молодая, красива женщина. Но я каждое утро убираю за своей старой бабкой, я еду на работу на метро, вдыхаю ушную серу своих попутчиков, считаю цифры, пью голимый кофе. А вот на таких играх я имею возможность отрешиться от современных условностей, рамок и норм этикета. И играть либо в стратегию выживальщика и плевать на всех остальных, типа, что по трупам пойду, но выживу или что-то подобное. При этом плохим человеком я себя не назову… Для меня это просто психологическая отдушина. То есть ты можешь осмелиться воплотить за короткий промежуток времени то, чего ты не можешь воплотить в реальном мире. Там, агрессию накопившуюся скинуть, комплексы решить. Ну, ты не ты, ты твой персонаж.

4

 

Кафе. Аня и Мастер.

АНЯ. По-хорошему, он же мог бы и дочерей забрать, поскольку мужу полагается по закону оставлять у себя детей и имущество. Дочери ему были не нужны, поэтому дочери отправились со мной в дом моего брата, старшего, к тому времени, к тому моменту, он был главой нашей семьи, поскольку наш отец умер. И соответственно, дочерей мне удалось таким образом выцарапать от бывшего мужа, а сына, а моего мальчика, малыша, к сожалению, нет (длинная пауза).

На данный момент одна немножечко перестарок уже, ей около двадцати, а вторая как раз вот достигла брачного возраста, её можно замуж выдавать.

МАСТЕР. Около двадцати?

АНЯ-ДОМИЦИЯ. Ну, пусть будет девятнадцать.

МАСТЕР. Это существенно. Ты же знаешь, ты – не ты.

АНЯ. Да. Ты – твой персонаж.

 

 

5

НЕАНЯ. Меня зовут Аня Петрова. Я проживаю в Москве, в столице Российской Федерации. Я родилась ещё во времена Горбачёва, в перестройку. Я принадлежу к поколению Пэ. Мы выбрали Пэпси. Я каждое утро жарю хлеб в тостере и, предварительно вставив вилку в розетку, делаю кипяток в электрическом чайнике. Чай я завариваю при помощи пакетика.

Я живу с мамой (женщиной, которая меня родила) и старой бабушкой (женщиной, которая родила мою маму). Моей бабушке 85 лет. 85-летние женщины у них считались старыми. Мама учит студентов географии, она работает профессором в Московском государственном Университете имени Ломоносова.

Я провожу много своего времени у компьютера. Мой компьютер расположен на большом и удобном компьютерном столе. Мой компьютер сделан из пластмассы.  У меня есть страницы в социальных сетях – в контакте и на фейсбуке. Я пишу посты в социальные сети не реже, чем один раз в день. Иногда я пишу свои мысли, выкладываю фотографии. Ещё я очень люблю делать перепосты. Я делаю перепосты с котами и больными детьми. Мне нравятся коты. Они, как у нас все говорят, мимимишные. И мне очень жалко больных детей. Я хочу, чтобы они поскорее вылечились и стали здоровыми.

 

6

Офис. Большая комната. Клерки работают за компами. Алиса тоже стучит по клавишам. Забегает Аня.

АЛИСА. Привет москвичам.

АНЯ. Пална меня не спрашивала?

АЛИСА. Сказала, чтоб ты заявление писала.

АНЯ. Борода.

Аня снимает плащ, на ходу набирает номер с городского.

АНЯ (в трубку, громко). Алё, Ба, ты встала? (Клерки вынимают наушники из ушей) Да. Нормально. Не холодно там. Я взяла зонт. Взяла, говорю. Там гречка на плите. Я говорю, что гречневая каша на плите, поешь. Всё! Всё, говорю, давай. Поздно. Дверь никому не открывай. Всё, до связи. Ну? С работы, ба, откуда я могу ещё звонить. Да на плите эта тупая гречка.

Аня кладёт трубку. Садится за компьютер. Клерки вставляют наушники обратно.

ПЕРЕПИСКА.

АНЯ. Я из-за неё уже больше года на игры не езжу. Концерты её терплю. Но эта игра – моя!

АЛИСА. И пусть весь мир подождёт. (Пауза) а за ней некому посмотреть? А мать-то твоя где?

АНЯ. Нигде.

АЛИСА. Ясно.

АНЯ. Ладно, поработать что ли надо.

ПАЛНА. Аня, зайдите ко мне.

АНЯ (Алисе). Бл. Пална к себе вызывает.

АЛИСА. Но пасаран.

АНЯ. Вива ля куба.

Уходит-приходит, садится за комп.

ПЕРЕПИСКА

АЛИСА. Как?

АНЯ. Надо напиться.

АЛИСА. Что, все так плохо?

АНЯ. Блядь. Я трачу на это тупое, никому ненужное перекладывание бумажек свою единственную, драгоценную жизнь. Я искусствовед вообще-то.

АЛИСА. ЭСкусствовед.

АНЯ. Где моя Джоконда? Суки, отдайте мне мою Джоконду.

АЛИСА. Вечером в клуб?

АНЯ. Кота что ли запостить? Пусть этот уебанский мир маркируют уебанские коты.

АЛИСА. Не гони на котов. Не нравятся, пость Джоконду.

АНЯ. Этот мир не достоин Джоконды.

Аня постит кота.

АЛИСА (пишет в комменте). Какой мимимишный.

Сидят, типа работают.

АЛИСА. Как там с Дракулой?

АНЯ. Развод и девичья фамилия.

АЛИСА. Смотрела ваши свадебные фотографии в группе. Хороши.Слушай, я вычитала, что чтобы привлечь внимание человека, нужно ему задать неожиданный вопрос.

АНЯ. Популярная психология быстро превращает человека в дешевого манимулятора. Это дурной моветон, ёпт. Всё, я работаю. Выполняю свой бессмысленный и беспощадный труд.

АЛИСА. Труд не может быть беспощадным.

АНЯ. А моветон — дурным. Убей в себе филолога.

АНЯ (Андрею). Ты не находил у себя мою укулеле?

МАСТЕР. Что с финалом, подумала?

АНДРЕЙ (Ане). ?

АНЯ (Алисе). Вышел на связь.

АЛИСА. Сам? Действуй.

АНЯ (Алисе). Что там твоя популярная психология говорит про второй шаг?

МАСТЕР. Что с концом?

АНЯ (Мастеру). Думаю, что это будет трагифарс с элементами драмы. С кучей зрителей, и с Домициями в роли главных героев.

МАСТЕР. Я тебя услышал.

АНЯ (Алисе). Ну, так что со вторым шагом?

АЛИСА. Вот. Надо, короче, развивать тему.

АНЯ. Блин, а.

Аня открывает википедию, читает про укулеле. Закрывает википедию.

АНЯ (Андрею). Не хочешь погулять?

 

7

Метро. Аня смотрит на свое отражение в стекле. На лбу своем она видит «Не прислоняться».

АНЯ. Бывает, конечно, что человек с катушек слетает. Один чел играл злодея. Причем такого кондового злодея, который хочет весь мир разрушить, не брезгует ничем, у него там армия подручных тоже злодеев, но более мелкой категории, а по жизни этот человек школьный учитель. И в какой-то момент, правда, полностью  планам его другие игроки не дали реализоваться, мир он не завоевал, но народу положил в рамках игрового континуума он немерено. И в какой-то момент его накрыло осознание того, что он сыграл такую личность. Ему было очень плохо, он взял бутылку водки, сказал: «Ребята извините!» —  ушел, типа, на полянку в лесу, целый день сидел, пил в гордом одиночестве эту водку, так сказать, размышлял о смысле жизни, потому что его реально поломала, такая роль. И да, этот чел на одной игре доктора Менгеле играл, а на капоте его семёрки написано «Спасибо деду за победу». По мне это чел с нарушениями. Что в нём есть, чернота какая-то. Лицемер, скорее всего. Я бы так не смогла. Я по жизни человек нормальный, ближе к нейтральному, скорее. Я и роли обычно играю нормальные. Эльфа, там, или монахиню. Я бы народ даже на игре мочить не смогла. Нет. Неа.

 

8

Кафе. Аня и Мастер.

АНЯ. Дом у нас большой, поскольку проживает в нем глава рода, он состоит из, по меньшей мере, шести помещений, вот, это не считая помещения для рабов. Делится он на две половины, на мужскую и женскую, и на общую пиршественную залу, к которой примыкает открытый дворик – атриум.

С утра я обычно отдаю рабам приказания, ну, например, о приготовлении завтрака, о каких-то делах, которые требуется сделать днем или там вечером. Допустим, если у нас планируется какой-то пир, собрание, проведение ритуала в честь доброй богини, за который я ответственная или еще что-нибудь подобное, то рабы получают с утра все распоряжения, по мере возможности их выполняют. Потом, обычно уже к завтраку, у нас бывает один или два гостя. Очень часто наши родственники, из клиентов наших кто-нибудь, из вольноотпущенников.

До обеда мы, например, с другими римскими матронами добропорядочными, значит, чем занимаемся? Ну, во-первых, ткачеством и прядением, вот. Первое время, ну, после развода это, конечно, очень помогало. Отвлекалась, чтобы только не думать о маленьком Квинте. Мы, когда Квинту не исполнилось ещё и трех, летом жили на загородной вилле. Повела я его к морю. А волны были. И мы подойдем совсем близко к морю, пока волны нет. И вот волна приближается, а мы от неё бежать. Мы бежали до беседки, у Квинта так сердечко билось. А потом мы хохотали. И вот я уже потом, я потом всегда это наше с ним море вспоминала. Наше. Море.

 

9

Кухня в квартире Ани. Ночь. Аня сонная сидит за компом. Допивает из бутылки молоко.

ПЕРЕПИСКА

АЛИСА. Депрессируешь?

АНЯ. Молоко пью. Надо заснуть.

АЛИСА. А я сплина слушаю.

АНЯ. Двое не спят. Без линз сложно попадать по клавишам.

АЛИСА. Не парься. Попадай как хош.

АНЯ. Холодно сегодня было. А игра ещё не скоро. Как у тебя?

АЛИСА. Там у французов Санта-Барбара с вопросами от Тарковского.

АНЯ. Ребусы сложны для меня в столь поздний час.

АЛИСА. У французской Жюльет настоящая русская судьба.

АНЯ. Сон приди.

АЛИСА. Давай я тебе почитаю… Коран, например. Или сопромат. Как ещё людей усыпляют?

АНЯ. И знаешь, что больше всего выбешивает? Хочешь попить воды из чайника, а в нём тараканы. Блин, Алиска, как хорошо, что ты есть. Анальгин мне в глаз. Давай, хер с этим со всем, пиши стихи, выпустим сборник.

АЛИСА. Таракан в чайнике, это, блять, апогей.

АНЯ. Надо было на кнопку нажать, чтоб они там все закипели к ебеням. Но я ж гуманист.

АЛИСА. Ты видишь, у меня люди, у тебя тараканы.

АНЯ. Тараканов гораздо сложнее убрать из жизни. Даже горячий пар их не берет. Я тут выяснила, что они холода боятся. Живут при минус восьми, а при минус девяти – смерть.

АЛИСА. Скоро придет спасение.

АНЯ. И лопнут батареи. Знаешь, я тебя люблю.

АЛИСА. )

АНЯ. И без тебя вся жизнь ровна нулю.

АЛИСА. Орбит без сахара у меня.

АНЯ. Кувалда по башке, а не песня. Надо заснуть. Завтра тупой труд. Тупой труд, помноженный на недосып, равно ад

АЛИСА. Завтра увидимся. Не проспи, Пална в климаксе

АНЯ. Диденко, где бы ты ни была, что бы ты ни делала, мысленно мочи моих тараканов. Пообещай мне.

АЛИСА. Я уже заказала базуку и буду фигачить их, их потомков, их тени, их отлетающие к Лете души, незнающим пощады огнём.

АНЯ. Ушла.

Аня закрывает комп, идет спать, возвращается, открывает комп.

АНЯ. Я сейчас подумала, что такое общение возможно, потому что ты знаешь мой контекст, а я – твой. Пусть мне приснится контекст. Фигач их!

АЛИСА. Они визжат и уползают в трубы.

АНЯ. Мне их жалко.

АЛИСА. Не печалься. Все они попадают в рай исламских мучеников.

АНЯ. Ушла.

Замечает, что Мастер он-лайн.

АНЯ. (Мастеру) Как?

МАСТЕР. Парфянских работников нашел.

АНЯ (мастеру). Значит арене для гладиаторских боев быть?

Пауза.

МАСТЕР. Е…ть – колотить. Мне Гомон только что скинул постановление горсовета.

АНЯ. ?

МАСТЕР. Подожди, подожди.

АНЯ. Только не говори мне, что игра накрылась! Только не говори мне этого, пожалуйста.

Проходит несколько минут.

АНЯ (Мастеру). Лёш! Ты издеваешься?

Аня видит, что Мастер офф-лайн.

ГОЛОС БАБУШКИ (из соседней комнаты). Анечка, это, кажется, опять случилось.

АНЯ. Ба, ну, ё! Может уже памперс, наконец?

ГОЛОС БАБУШКИ. Ну, о чем тут можно говорить, Анечка? Я страну после войны восстанавливала.

 

10

Кафе. Аня и Мастер.

АНЯ. До обеда мы занимаемся всякими отвлеченными домашними делами. Когда время подходит к обеду, все собираются опять дома, рабы к тому времени готовят обед, на котором тоже обычно присутствует пара-тройка друзей семьи, а вечером начинается подготовка, например, к походу в гости. Нас так сказать определенный круг матрон Римских существует, которые вот устраивают у себя, то одна, то другая, пир. С представлением актеров, музыкантов. Я после развода не особенно была настроена на подобного рода собрания. Но по настоянию одной моей доброй родственницы, которая желала отвлечь меня от моей беды, я все же пошла в один из вечеров на такой пир. В тот вечер в доме у Клавдии, она устраивала пир тогда, собралась толпа народу, пол Рима. И мой бывший тоже там нарисовался. Я весь вечер наблюдала его нахальную красную рожу. Как он своей слюнявой смрадной пастью пожирает луканскую колбасу, выгрызает из неё своими гнилыми зубами куски запеченных фруктов. Как я ненавидела его в тот момент! И я решила пойти и забрать моего мальчика. Прямо тогда, в тот вечер. Пока поганые зубы этого выродка не добрались до малыша Квинта. Я незаметно выбралась из дома Клавдии и задними дворами побежала к дому, где когда-то мы все вместе жили. Я бежала со всех ног. Я зашла в дом через заднюю дверь, мне никто не препятствовал, все спали уже к тому времени. Я поднялась на второй этаж и замерла у двери в ту комнату. Там, за дверью, спал мой Квинт. Я думала, я умру от счастья. Я тихо заплакала. Я открыла дверь и подошла к его кроватке. Я положила руку на его голову. Его маленький нежный лоб был теплым и влажным. И челка была чуть влажной. Он не проснулся. Я смотрела на него. А потом я тихо встала, так тихо, как могла, и ушла.

 

 

11

НЕАНЯ. Мне 27 лет. Я работник. Я работаю в Москве. В просторном и светлом офисном помещении. Я очень люблю работать на моей работе. В нашем офисе много людей. Многие из них являются моими друзьями. Мы переписываемся с ними через социальные сети, я люблю отмечать их на своих фотографиях.  Мы часто стоим вместе в очереди к кулеру и мило беседуем на самые разнообразные и интересные темы. Например, мы обсуждаем с друзьями наших любимых писателей. Это Толстой, Достоевский и Чехов. Есть ещё один очень хороший писатель. Это Александр Сергеевич Пушкин. Я иногда люблю почитать его стихи. Мой любимый стих «Мороз и солнце день чудесный». Этот стих про русскую природу и смену погоды. Как приятно с утра поболтать с друзьями. Кулер выдает нам кипяток, им мы завариваем кофе.

Неаня проводит ладонью по воздуху и по этому сигналу начинает звучать мелодия из рекламы «Нескафе».

 

12

Офис. Аня вбегает. Её трясет от холода. Раздевается, не размотав шарф, садится, смотрит в комп.

ПЕРЕПИСКА.

АНЯ. Мороз и солнце – день чудесный. Пушкин forever.

АЛИСА. Ты доиграешься. Пална в климаксе.

АНЯ. А климакс в Палне.

АЛИСА. Человек, проглотивший дерево превращается в дерево, проглотившее человека.

Аня достает из ящика стола кружку, встает, идет к кулеру. У кулера очередь.

АНЯ. Драсьть.

ОЧЕРЕДЬ. Драсьть.

Стоят молча. Девушки какие-то левые подхихикивают, что-то обсуждая. Аня наливает кипяток из кулера, идет к холодильнику, достает лимон, выдавливает лимонный сок в воду. Садится к компу.

АЛИСА. Профилактика?

АНЯ. Надеюсь, они в раю.

АЛИСА. Только не говори, что ты спала с открытыми окнами.

АНЯ. Такой шанс нельзя было упускать. Минус двенадцать бывает не так часто.

АЛИСА. Это вечером минус двенадцать, а ночью все минус двадцать.

Аня что-то достает из кармана, протягивает руку к столу Алисы.

АЛИСА. Э, ты в своем уме? Я только позавтракала.

АНЯ. Бон апети.

АЛИСА. На фига ты притащила мертвого таракана?

АНЯ. Это не просто мертвый таракан. Это доказательство существования на земле справедливости.

Типа работают.

АЛИСА. В зеркало смотрела сегодня?

АНЯ. Не успела, бабка сегодня устроила счастливое утро.

АЛИСА. Памперсы не пробовала?

АНЯ. Говорит, что это унижает ее человеческое достоинство. Она же ходила в Политехнический и ей руку Окуджава жал.

Аня типа работает.

АНЯ (Мастеру). Блин! Ну почему ты молчишь? Лёшааа! Пожалуйста, ответь, скажи, что игре быть!

Продолжает типа работать.

МАСТЕР. Извини, вчера не ответил. В общем, письмо обтекаемое. Ни да, ни нет. Возможно, игры не будет. Но, будем надеяться.

АНЯ (Мастеру). Фак!

МАСТЕР. Пришла инфа по лету, если что. Собираются играть в будущее. Интересно?

АНЯ. Лёш, мне б со своим будущим разобраться бы. Ну, рассказывай, что там.

АЛИСА. У меня новость.

МАСТЕР. Я сценария ещё не видел. Так понял, что это где-то лет через двести после глобальной катастрофы. Кто-то из людей выжил. И там всякие мутанты бегают, всех мочат.

АНЯ. А в чем фишка?

МАСТЕР. Там мастера хотят ещё с языком намутить. Как бы его упростить и показать процесс забывания.

АНЯ (Алисе). Что за новость? Не хочешь, кстати, на игру, с филологическим уклоном? Твой профиль.

МАСТЕР. И ещё там, в будущем, есть тоже игра. Тоже реконструкторы. И они играют в прошлое, как бэ в нас.

АНЯ. То есть?

МАСТЕР. То есть как бэ в тебя. Или как бэ в меня. Играют Москву – 2014. Обычные такие москвичи, обычный такой офисный люд, обычная яичница с сосиской на завтрак, только взгляд из будущего.

АНЯ. Я ещё зеленый горошек люблю. Красный – желтый – зеленый.

МАСТЕР. Эстетствуете.

АЛИСА. Я, кажется, во Францию уезжаю.

АНЯ. Что значит кажется?

АЛИСА. Там ещё не точно. Как экзамены сдам. Но ко мне Жюльет вчера подходила, спрашивала, могу ли я поехать на стажировку.

АНЯ. А надолго?

АЛИСА. Пока на год.

АНЯ. Круто. Буду скучать.

АЛИСА. Да тебе и скучать некогда, с одной игры на другую.

Аня сидит долго.

АНЯ (Андрею). Хочешь минет?

АНЯ (набирает в гугле). Как сделать так, чтобы человек не прочитал уже отправленное сообщение в контакте?

 

13

НЕАНЯ. У меня есть муж. Его зовут Граф Дракула. У нас была очень красивая свадьба. На свадьбе было много гостей. Граф был в красном плаще. У него есть очень длинные усы. Он делает мне кофе по утрам и приносит его в кровать. Каждый день он приносит мне букеты цветов. Так он ухаживает за мной и проявляет свои чувства ко мне. Больше всего мне нравятся красные розы. Я помещаю их в стеклянную вазу. Я устанавливаю вазу на стол. Стол стоит в отделении. Я живу в собственном помещении. Оно находится в двух отделениях, которые называются комнатами. В одной маленькой комнате живет моя бабушка, а в большой – живу я и моя мама, которая работает профессором в Московском государственном Университете имени Ломоносова. Ещё есть маленькое отделение для приготовления пищи. Чтобы добыть пищу, я каждый день хожу в магазин или на рынок. Мое любимое блюдо – каша из гречихи. Я варю её каждый день. Чтобы приготовить это блюдо, надо положить кашу в кастрюлю и залить водой, которая течет из-под крана. Потом надо взять спичку и зажечь газ. И каша будет готовиться. И ещё я люблю яичницу с сосисками и зеленым горошком. Потому что я эстет. А цвета этих продуктов великолепно сочетаются. Ещё в кухне есть так называемый холодильник, потому что, как известно, пища портится в тепле.

Рано утром мы с мамой идём на работу, оставляя бабушку одну дома. Моя бабушка обожает смотреть центральное телевидение. Она смотрит его все свободное время. Моя бабушка из-за своей старости имеет проблемы со слухом. Из-за этого мне сложно бывает ночью заснуть. А ещё у неё проблемы с пищеварительным трактом. И поэтому мне часто утром приходится просыпаться раньше. Моя бабушка доставляет мне много приятных хлопот. Хлопоты – это длительные занятия, связанные с многочисленными заботами. Заботиться о ком-то свойственно каждому человеку.

 

14

Метро. Отражение Ани в стекле.

АНЯ. Играй, да не заигрывайся. Мечтаю на майке такое напринтовать. Обычно после игры наступает период, который называют деролинг. Выход из роли. У меня он проходит довольно болезненно. На прошлой игре я, ну, это… Играл он, короче, графа Дракулу. Милый, в общем, такой мальчик. Андреем зовут. Ну, да, в нарядном этом красивом кафтане, и так далее. По игре мы сыграли свадьбу, и я, так получилось, перенесла эти свои игровые переживания как персонажа, на него как на человека в реальной жизни. То есть, получается, я в него… ну, что ли, влюбилась. Мы даже потом после игры с ним пересекались пару раз. Я так понимаю, он из вежливости, ну, или из жалости. Это как вариант. Докатилась. Ничем хорошим это не кончилось, конечно. В итоге оказалось, что девушка у него есть. Да. Вот.

 

 

15

Офис. Стол Алисы пуст. Аня забегает, быстро раздевается, садится за комп. Набирает городской.

АНЯ (в трубку). Алё, Ба, я дошла. Снега навалило. Я, говорю, снег шёл всю ночь. Снег, говорю. Хорошо, поставлю. Да поставлю я эти тупые ботинки. Под батарею. Да. Не волнуйся. Гречку не забудь.

Ищет глазами, кому бы написать. Натыкается на Людмилу.

ПЕРЕПИСКА

АНЯ (Людмиле.) Привет. Па…Татьяна Пална меня не спрашивала?

ЛЮДМИЛА. Привет. Нет, не беспокойся.

АНЯ. Как вчера вечер провела?

ЛЮДМИЛА. Почитала и легла спать. Я очень удивлена, что ты мне написала. Ты мне никогда не писала. Я думала, вы меня с Алисой не замечаете вообще.

АНЯ. Ну что ты такое говоришь? Как выходные прошли?

ЛЮДМИЛА. С подружкой в кино ходили. В коем-то веке. Ты знаешь, фильм был очень интересным.

АНЯ (Алисе). Тоска.

АЛИСА. Не тоскуй, вот тебе привет из Парижа (шлет свое фото на фоне Эйфелевой башни).

АНЯ. Спасибо.

АНЯ (Людмиле). Что там с фильмом?

ЛЮДМИЛА. Знаешь, это романтическая комедия. Там главная героиня – девушка, она не очень привлекательная, и она влюбляется в очень красивого парня, а он влюблён в другую.

АНЯ (Людмиле). Да сколько ж можно уже?

АНЯ (Алисе). Диденко, я у тебя как у филолога хотела спросить, что это за явление в языке, когда, чтобы подчеркнуть длительность, слово произносят несколько раз?

АЛИСА. Хм. Например?

АНЯ. Я ждал-ждал Чеберашку, а он не пришел. Гена смотрел-смотрел на себя в зеркало, да так и не нашел третьего глаза. В других языках это есть?

АЛИСА. Редупликация. Да, это явление в ряде языков мира используется для построения множественного числа и сравнительной степени прилагательного. Крутые примеры.

АНЯ. У меня просто несколько дней назад вырос третий глаз) прыщ, пардон. А я там всё ресницы разглядывала. Дела нормально. Бабка с гречкой, Пална с климаксом, чай с тараканами, Дракула слился.  Тухну тут на работе. С Людмилой беседую.

АЛИСА. С какой ещё Людмилой?

АНЯ. Да есть тут одна Людмила.

АЛИСА. На тему?

АНЯ. Обсуждаем современный кинематограф.

АЛИСА. Мне не пора возвращаться и спасать тебя?

АНЯ. Звучит как чудо.

АЛИСА. Пакую чемоданы.

АНЯ. Не пакуешь.

АЛИСА. А надо?

АНЯ. Да сиди там уже на своей башне.

АЛИСА. Я тут переезжала по мосту над рекой и мысленно спрашивала тебя, что ты думаешь об этом тепле и небе.

АНЯ. Ну вот, ты сидишь такой, ешь свою яичницу, рассматриваешь рекламу в метро, а с тобой кто-то ведет заочный диалог. Диденко, это ты.

АЛИСА. Когда игра?

АНЯ. Может всё накрыться.

АЛИСА. Почему, что случилось?

АНЯ. Да у нас и так репутация не то сектантов, не то сатанистов. А в прошлом году какая-то дура на полигоне кроля освежевала. Вот они и задумались, пускать нас или нет.

АЛИСА. ??? (скидывает фотку милого маленького кролика)

АНЯ. Да играли по компьютерной игре одной, где тоже были всякие монстры и чего там только не было. И культы. И тайные жрецы. И приехала среди прочих девка эта, с кролём. И она там же, прямо на полигоне, его значит это… И делала она это не в формате: «А сейчас мы поедим шашлык из свежей крольчатинки». Это бы еще понятно было, везла живым, чтобы не испортился. А она это делала специально публично, прилюдно, мотивируя это тем, что она играет жрицу какого-то культа. Но я всё же надеюсь. Надеюсь.

 

16

Метро. Аня едет в набитом вагоне.

АНЯ. На разных играх это по-разному бывает. Это как в Догвилле иногда бывает. На этой игре, я всё же надеюсь, что она будет, мы напечатали баннер, который будет у нас изображать фасад дома, на нем изображены колонны римские и портик. Вот, мы его прикрепим к деревьям, потому что там лесопосадка, в том месте, куда мы поедем. И он будет служить входом в наш дом. Вот. А что касается наполнения дома, мы же тоже не играем без того, что называется антуражем. Поэтому у всех, как минимум, костюмы, стилизованные под ту эпоху, утварь, какая-то тоже соответствующая, глиняная, деревянная посуда, свечи и светильники масляные. Кухня у нас, правда, будет современная, с газовой плиткой. И пользоваться мы её будем по возможности редко, так как у нас практикуется такая разновидность действия, как игра нон-стоп. Мы стараемся из образа не выходить, короче говоря. Не будет у нас глава семьи бегать по дому с криками: «Где моя зажигалка? Я хочу покурить!». Ну, не кричали так патриции. Кроме нас, патрициев, на игре ещё будут рабы, клиенты и так далее. Рабы и клиенты, считаются довольно сильными игроками в ролевые игры живого действия. Именно потому, что она могут создавать атмосферу, вот, и настроение, и настрой не только у себя, но и у других игроков. Они ещё интриговать могут, обманывать, подставлять, в общем, на игру влиять. Поэтому в обращении с ними нужно все мелочи учитывать. А то плохо будет. Вплоть до того, например, что рабу нельзя говорить «пожалуйста». Это будет расцениваться вообще как слабость и раб тогда слушаться тебя перестанет. А чтобы компенсировать как-то этот момент, потому что хочется поблагодарить за хорошо сделанную работу, мы заменяем слово «пожалуйста» словом «быстро». И если ты говоришь кому-то «делай то-то быстро-быстро», это понятно, что это благодарность завуалированная. Рабу очень приятно услышать это слово. А если ему не сказать «быстро», то он и обидеться может.

 

17

Кафе. Аня и Мастер.

АНЯ. Когда-то давно, когда я ещё была девушкой, и жила в доме моих родителей, несколько лет моему отцу служил врач. Он, не помню, кажется, был из вольноотпущенников. Он был хорошо образован, много читал. Не знаю почему, но в какой-то момент он не смог больше оставаться в нашем доме и исчез. Среди вещей, оставленных им, оказалась книга о лекарственных травах Диокла из Користа. Я в тайне от родителей взяла книгу себе и стала читать. В общем, я зачитала её до дыр. И вот, после того случая, после той ночи, после мокрой челки маленького Квинта, я вспомнила о Диокле из Користа. Помимо безобидных рецептов, в книге были сведения и о приготовлении ядов. Самый ближайший рынок к нашему дому слишком маленький и потом, меня там каждый торговец знает. Я уже давно собиралась съездить к храму Януса. Но много раз откладывала поездку. И вот в один из дней я отпросилась у старшего брата и поехала, обещав вернуться на следующий день. Под холмом, ну, храм стоял на холме. А под холмом находился огромный рынок, где можно было купить всё, что мне нужно. Необходимое было куплено. Яд был сварен тут же, в атриуме ближайшего мансиона, выбранного мой для ночлега. Я помешивала палкой тот смертельный суп и пела почему-то колыбельную моему маленькому Квинту. (поет)

Придет серенький волчок,

Схватит Квинта за бочок,

Утащит его в лесок,

Закопает во песок,

Станут Квинта все искать

По болотам, по мохам,

Всё по ракитовым кустам.

МАСТЕР. Сомнительно.

АНЯ-ДОМИЦИЯ. Это единственная колыбельная, которую я помню.

МАСТЕР. Давай закончим на этом предысторию? А травануть ты его попробуешь уже на игре.

АНЯ-ДОМИЦИЯ. Если она будет. Если игра будет.

 

18

Аня на кухне. Сидит у компа. Пьет пиво. Ковыряет маслины из банки.

ПЕРЕПИСКА

АНЯ (Алисе). Привет.

Долгая пауза.

АНЯ (Алисе). Ты же онлайн.

АЛИСА. Пишу отчет. Под музыку.

АНЯ. Сплина?

АЛИСА. Типа того.

АНЯ. Тараканы в раю.

Долгая пауза.

АНЯ. Что за отчет?

Пауза.

Алиса долго не отвечает. Аня набирает в поисковике.

АНЯ (в поисковике). Как вернуть тараканов?

Читает статью про разведение тараканов. Заходит на страницу Андрея в контакте. Заходит в альбом «Свадьба», копирует фотографию. Высылает фотографию Алисе. На фотографии Андрей в черном костюме и его девушка в свадебном платье.

АЛИСА. Что думаешь делать?

АНЯ. Думаю напиться.

АЛИСА. Блин, хочу с тобой. Но практика в архиве – это святое.

АНЯ. Понимаешь, через каких-нибудь жалких сто лет от твоей жизни останется скользкий обмылок, который даже в унитаз никто не смоет, чтобы не засорять навороченную канализацию с выходом в космос. Что от тебя останется, ты не думала? Отчёт?

АЛИСА. Знаешь, я подумаю об этом завтра. Сейчас – труд! Молись и работай! Основа протестантского мировоззрения))

АНЯ. Скарлет Охара ты херова.

АЛИСА. Что тебе солнце не светит-то? Сразу было понятно, что ничего у вас не получится.

АНЯ (долгая пауза). Не смотря на твою последнюю реплику – делюсь. Потому что больше не с кем. Я сегодня ехала в маршрутке и в очередной раз подумала, что мне 27. И что Лермонтову было 27, когда он умер. Да, это борода, что «Лермонтов в твои годы уже умер». Но, блядь, я впервые ощутила такое с ним родство. Я начала эти стихи вспоминать про луну. В тишине торжественно и чудно, спит луна в сиянье голубом, что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть, я ищу свободы и покоя. Я б хотел забыться и заснуть. И такую я нежность испытала. И так мне его трахнуть захотелось. А потом обнять, так крепко-крепко и на ухо сказать шепотом, что типа ничего, Миша, прорвемся.

АЛИСА. Там, кстати, не луна спит, а земля.

Аня выходит из контакта, набирает в поисковике «Лермонтов», распечатывает портрет Лермонтова, ставит его рядом, пьет с ним пиво.

АНЯ (Лермонтову). Маркес сегодня, кстати, умер. Вот и закончились его сто лет одиночества. Ми-ша.

Опускает голову на руки, плачет.

МАСТЕР. Ань, они сдались. Едем.

АНЯ. Леш, ты меня спас.

МАСТЕР. Ага. Пакуй рюкзак.

Аня мнет портрет Лермонтова, кидает его в урну, встает, идет в комнату, роется, идет в бабушкину комнату. Ищет в шкафу. Достает рюкзак. Смотрит на него.

БАБУШКА (плохо выговаривая слова). Анечка. Кажется, рука не двигается.

Аня смотрит на бабушку. Долго смотрит.

 

19

Кафе. За большим столом сидят реконструкторы. Среди них Аня и мастер.

МАСТЕР. Итак, продолжаем обсуждение прошедшей игры. У нас тут ещё несколько вопросов осталось. По поводу смерти Домиции Лепиды Старшей. Ань, по поводу твоей смерти. В сценарии этого не было. Как так получилось-то? Ты же сама мужа замочить хотела. Давай свою версию.

АНЯ. Было несколько возможностей. Праздник сатурналий, можно было это сделать во время праздничного шествия. Но он был с какими-то бабами. Он хохотал и щупал их. Меня чуть не вырвало. На следующий день один из наместников праздновал триумф.  Я настроилась в тот день. Все хорошо продумала. Но, как мне потом Серёга сказал, он ушел бухать с местными в деревню. И шанс был снова упущен. Я уже опустила руки. Но мой двоюродный брат предоставил мне ещё один – последний. Дело в том, что брат пол своей жизни провел вообще на войне, был командиром римских легионов. Когда он вышел в отставку, он, конечно, места себе не находил. Хотел даже в Тибре утопиться. Но, молодчага, справился и нашел, чем заняться в тылу – у него в мирное время две страсти, вино и гладиаторские бои. Да, нашей семье принадлежит несколько гладиаторов. И вот брат организовал гладиаторские бои. Мы все дружно отправились на арену, благо она у нас существует, ни для кого не секрет, её построили таджики, пардон, парфянские работники, Равшан и Джамшут, короче. Мой бывший, Децим, тоже там был, его гладиаторы тоже бились в тот вечер. Он наблюдал за боями с противоположной трибуны. Поскольку бои были организованы моим братом, напитки и угощения разносили гостям наши рабы. Я приказала одному из рабов отнести напиток с ядом Дециму. Но я забыла сказать «быстро». Так как арена была маленькой, мне было хорошо видно лицо Децима. Оно не было безобразным, оно даже в какой-то момент показалось мне родным. Мы все-таки прожили с ним вместе много лет. И я любила его. К тому же его челка была мокрой. Я видела, как тот раб подошел к Дециму. Мне показалось, что он слишком долго предлагает напиток. Что Децим что-то говорит рабу в ответ. В тот момент, когда я наблюдала эту сцену, ко мне подошел брат и пригласил подойти ближе к арене. Мы ушли. Я больше не могла видеть бывшего мужа. Через какое-то время раб вернулся ко мне, доложил, что господин с удовольствием выпил напиток. Раб предложил мне тоже выпить. Я подумала, что мне надо расслабиться. Я выпила вина. Почему я не сказала тогда «бысто» этому рабу?

 

 

20

НЕАНЯ. В наше время все люди и животные умирают. Смерть наступает сразу после жизни. Это когда останавливаются биологические и физиологические процессы в организме. Люди умирают от старости, недоедания, болезни, самоубийства, убийства и несчастных случаев. Вскоре после смерти тела живых организмов начинают разлагаться. Нам сложно понять, что такое смерть, и мы выводим понятие смерти за пределы объяснимого, превращаем смерть в божественную кару за греховное существование, ну, или в божественный дар, после которого нас ожидает счастливая и вечная жизнь. Я тоже умру.

 

21

Огромное ярко-зеленое поле. Ясный день. Поют птицы. Аня идет по полю в белых одеждах. Она идет к двери. Возле двери её встречает Мастер. Он тоже в белом. На лице у него светло-русая борода. В глазах – тепло и доброта. Мастер открывает перед Аней дверь. Она проходит и попадает в лабиринт. Аня идет по лабиринту и видит вдалеке фигуру. Она подходит ближе и ближе и узнает в фигуре бабушку. Бабушка поворачивается к Ане, улыбается.

АНЯ. Ба?

БАБУШКА. Здравствуй, Анечка.

АНЯ. Ба, прости. Мне нужно было на игру. Понимаешь, если бы я не поехала. Понимаешь, мне это очень важно было.

БАБУШКА. Всё понимаю, всё понимаю, Анечка. Не волнуйся.

АНЯ. Правда, не обижаешься?

БАБУШКА. Как ты живешь, Анечка?

АНЯ. Знаешь, у меня уже очень давно никто не спрашивал, как я живу. Мне кажется, что как-то все случайно.

Они идут по лабиринту.

АНЯ. А как ты здесь, ба?

БАБУШКА. Хорошо. Не волнуйся. Я живу в беседке, на берегу моря.

АНЯ. В беседке? Ба, а помнишь, мне тогда года три было, ты меня в Гагры повезла, на самолёте.

БАБУШКА. Мы ещё, когда приземлились, ты просыпаешься в кресле и спрашиваешь: «Бабуша, а мы когда полетим?».

Смеются.

АНЯ. Да, и мы с тобой жили в доме у Тины и Вахтанга. Я выходила на балкон, и помню, там все было увито виноградной лозой.

БАБУШКА. Вахтанг курил папиросы в саду, а ты кричала: «Вахтаныыыг!» и пряталась.

АНЯ. А ещё мы с тобой ходили к морю и искали на берегу чертов палец.

БАБУШКА. И от волн бегали. Подбежим, ждем-ждем, и вот волна, а мы бежать.

АНЯ. И до заброшенной беседки бежали. И хохотали.

БАБУШКА. И так нас волна никогда и не поймала.

АНЯ. На тебе был синий плащ и так ты смеялась, а я на тебя смотрела и на твой зуб золотой. И так мне хотелось, чтобы у меня тоже был такой зуб. Золотой.

БАБУШКА. А вечером мы приходили, я тебе наливала тарелку супа. А ты мне говорила: «Бабушка, только налей так, чтобы с горкой, вот так». И показывала, как.

АНЯ. А потом я к тебе под бочек ложилась.

БАБУШКА. И я ещё тебе хотела что-нибудь интересное рассказывать. А ты говорила: «Молчок – рот на крючок». И так мы засыпали. Ну вот, мы и пришли.

Они подходят к двери, бабушка снимает с гвоздика синий плащ, надевает.

БАБУШКА. Прощай, Анечка.

Бабушка открывает дверь, выходит, идёт к морю, берет за руку маленькую девочку и они бегут от волны и смеются.

АНЯ. Бабушка, Бабушка!

Аня пытается пойти за бабушкой, долго завет бабушку, но она не слышит. Аня опять идёт по лабиринту.

Аня идет дальше и видит женщину.

ЖЕНЩИНА. Ань, привет.

АНЯ (вглядывается в лицо женщины). Я вас знаю?

ЖЕНЩИНА. Я сильно изменилась.

АНЯ. Мама?

Аня и мама идут по лабиринту.

МАМА. Аня, ты взрослая девочка, ты всё должна понять. Он от меня ушел и мир рухнул.

АНЯ. А я тут причем?

МАМА. Понимаешь, ты слишком была на него похожа.

АНЯ. А я ждала тебя.

МАМА. Я думала, пройдёт время, и я тебя заберу.

АНЯ. А что же не забрала?

МАМА. Я знала, что с бабушкой тебе хорошо. А куда бы я тебя привела, в комнату, в коммуналку, к алкашам?

АНЯ. Мне бабушка, я когда маленькая была, говорила, что ты уехала в Москву, что ты в МГУ работаешь, профессором. А потом я тебя по телевизору увидела, в дежурной части, ты там пьяная говорила, что не виновата. Говорила, что тебя подставили какие-то уроды.

МАМА. Ань, прости.

АНЯ. А знаешь, сколько раз я засыпала и мечтала, что дверь сейчас откроется, и ты войдёшь и, присядешь на край моей кровати, и по голове меня погладишь. А я глаза открывать не буду, чтобы ты подольше вот так гладила. Чтобы вечно вот так гладила.

Аня и Мама подходят к двери. Мама открывает дверь и заходит в детскую, садится на край кровати и смотрит на маленькую девочку, лежащую под одеялом. Аня идет по лабиринту.

 

22

Метро.

АНЯ. Есть разные варианты развития. В зависимости от того, когда это происходит, с кем и как. Есть вариант, когда всё, мой персонаж по тем или иным причинам умер, поэтому я сейчас снимаю с себя костюм, надеваю обычную одежду, пакую рюкзак и уезжаю. Всё, для меня на этом игра закончена. Есть вариант, когда человек умер, он приходит к мастерам-организаторам игры и говорит: «Ребята, вот я, так и так, умер, что будем делать?». Они ему говорят: «Ну, хорошо, чувак, вот ты, так и так, умер, какие у тебя есть варианты. Мы можем дать тебе другую роль в этом мире, и ты выйдешь уже играть с остальными, может быть в другое место, может быть с другими людьми, но уже в другой роли».

Или они могут сказать: «Ну, хорошо, чувак, ты умер, но нам нужны игротехники». Игротехники играют обычно тех самых монстров, силы природы, ну что-то типа бога из машины, деус экс махина, который там появляется в нужный момент, чтобы изменить ситуацию… ну, или там нищего, который сидит на перекрестке, и всех направляет, куда надо – куда не надо.

Они могут сказать: «Ок, чувак, вот хочешь поиграть заднюю половинку кентавра или пятого стражника в третьем ряду». Человек говорит: «Ок, я выйду задницей кентавра». И идет. Можно так сделать.

Иногда человеку, как дополнительный бонус, предлагается так называемая модель посмертия. То есть человек не просто пришел к мастерам и говорит, я умер, ребят. А, умерев, он попадает к вот таким игротехникам, которые там строят для него маленькую модельку, там, либо лабиринт, по которому он ходит, это такой уже психологический момент идет, когда человека подводят тем или иным способом к тому, чтобы он четко осознал, что совершил его персонаж до своей смерти, ну и какие-то там свои выводы сделал. При мне последний раз была весьма удачная модель, когда человек, умерев, попадал в лабиринт, ну из ткани сделанный, из полотнищ и пока он этот лабиринт проходил, на пути ему встречались разные персонажи, которые задавали ему разные вопросы, предлагали ему сделать там что-то так-то и так-то. Например, вопросы на тему, что у тебя есть возможность вот сейчас воскреснуть, жить дальше, но только при условии если ты совершишь то-то. Что? Тут вилка есть развития событий. Или ты сейчас мне поможешь зарубить дракона, который принцессу похитил. Или при условии, что ты выйдешь из этого лабиринта, пойдешь в мир живых, но, поскольку природа пустоты не терпит, вместо себя ты должен кого-то привести. Кто-то должен умереть, чтобы ты смог жить.

Некоторые мастера, которые завозят на полигон технику, генераторы, кинопроекторы, они делают посмертие с аудиовизуальными эффектами. Человек там умер, его привели куда-то, перед ним там небесный свод проецируется. Поле зеленое, небесный свод, ясный день, птички поют, кино крутят. Ну, как итог. Мне умирать приходилось считанные разы.

 

23

НЕАНЯ. Жизнь людей тогда, в первом – втором тысячелетиях была коротка и бессмысленна. Люди думали, что они что-то понимают и знают, но это была всего лишь предыстория.  Люди рождались, рожали новых людей, ходили на войну, поглощали пищу, болели, убивали, постили котиков в социальных сетях,. Думали, что способны любить, дружить, тосковать, мечтать. Но всё это была только иллюзия. Сейчас, когда после катастрофы прошло уже несколько столетий, мы понимаем, что всё, что тогда происходило не важно. Можно считать, что этого вовсе и не происходило. Есть среди нас несколько десятков человек – реконструкторов. Мы пытаемся восстановить тот мир посредством игры. Но это так. Ничего серьезного. Это для нас только фан.

 

КОНЕЦ