Культура

На пленэре в Киваче

Лето – благодатное время не только для туристов, отпускников, школьников и студентов, но также и для художников. В один из августовских дней я встретилась председателем Карельского отделения Союза художников России Анатолием ТИТОВЫМ. Наш разговор начался с вопроса о том, как провели лето художники Карелии.
– Одним из трех важных для Союза художников направлений в работе мы считаем пленэрную деятельность. Хочу отметить, что наши художники в последнее время серьезно активизировались. Интерес к пленэру значительно возрос. Достаточно сказать, что на последний пленэр на Киваче, с которого мы только что вернулись, желающих было в два раза больше. Но в результате смогли принять в нем участие только пятнадцать человек, шестеро из них приехали из Новгорода, Петербурга и Кондопоги, остальные петрозаводчане.
– Известно, что наши художники ранее неоднократно участвовали на пленэрах в Водлозерском национальном парке, в Новгороде, в Великом Устюге. Понравился ли художникам пленэр на Киваче?
– Честно говоря, мы боялись, не будет ли художникам скучно и планировали даже съездить к Успенской церкви. Но шесть дней пребывания в заповеднике пролетели мгновенно. Место оказалось настолько удивительным, благодатным и энергетически захватывающим, что художники были поглощены работой. Писали с огромным вдохновением и уже сейчас очевидно, что в процессе пленэра многие сделали вполне успешные работы, которые в октябре будут представлены на выставке в Министерстве культуры.
– А как Союзу художников удалось организовать эту поездку с такое сложное кризисное время?
– Удивительно, но здесь выручил принцип: с миру по нитке – голому рубаха. Главное, что в «Заповеднике Кивач» нашлись понимающие люди и откликнулись на нашу просьбу. Администрация предоставила художникам бесплатное проживание в гостинице. Министерство культуры выделило транспорт, недавно организованное общество художников Кондопоги и Союз взяли на себя питание. Одна из художников из Кондопоги, Раиса Малашенкова, добровольно согласилась быть поваром и прекрасно готовила обеды на всю группу.
– Какие особенности у этого пленэра?
– Пленэр на Киваче мы проводили, как экспериментальный и целевой. Мы хотели отработать методики проведения подобных выездов на природу, так как у нас большие перспективы на будущее. Мы планируем создать несколько, четыре или, может быть, пять традиционных пленэров, разных по тематике и по месту, в котором они будут проводиться. А начало уже положено. Благодаря тому, что администрация Заповедника «Кивач» отдает в наше распоряжение гостиницу на время пленэра, он станет ежегодным. Поэтому нынешний пленэр мы считаем I ежегодным пленэром.
За три года мы наработали кое-какой опыт, особенно тесное сотрудничество у нас сложилось с ногородцами. Ежегодно десять художников из Новгорода приезжают в Карелию. Мы предполагаем сделать отчетную выставку под условным названием «Северные пленэры» по результатам этих совместных творческих поездок. Сначала она пройдет в Петрозаводске, потом в Новгороде и затем в Москве.
– Вы сказали, что одним из направлений работы вашего Союза является работа с молодежью. Были ли среди участников семинара молодые художники?
– Конечно, для нас это очень важно. Одним из инициаторов этого пленэра стала молодая и очень активная кондопожская художница, с хорошими организаторскими способностями, Анна Грязнова. Без ложной скромности могу сказать, что наше Карельское отделение первым в России создало при Союзе отделение для молодых, потому что мы понимаем, насколько важно молодым и талантливым авторам иметь определенный профессиональный статус. У нас был разработан Устав, членские билеты. В молодежном отделении на сегодняшний день десять талантливых ребят. Причем среди них есть и реалисты, и концептуалисты. Мы пошли дальше. Осенью будет создана Студия графики. У нас есть оборудование, станки для этого процесса. Есть педагог, известный художник Аркадий Морозов, и есть талантливая молодежь, которой этот процесс интересен. Приятно, что не только в Петрозаводске, но и в районах Карелии, чувствуется активное желание творить и созидать.