Культура

Аналога нет даже в Интернете

Василиса Попопа (саксофон), Наталия Гулакова (фортепиано). Фото Наталии Шумаковой Студенты Петрозаводской консерватории в проекте «Неизвестная музыка» знакомят слушателей с новой музыкой разных стран.

 

Часто приходится говорить с людьми, которые боятся посещать концерты академической музыки. На вопрос «Почему?» они приводят аргумент, что не разбираются в классике и на подобных концертах будут выглядеть белыми воронами. И это притом, что ни на одном концерте с вас не потребуют официальный документ о музыкальном образовании. Не стоит избегать того, к чему не прикоснулся, а скорее наоборот. Музыка всегда пишется для людей, а тем более академическая, с которой всё когда-то и начиналось. Но человеку хочется чего-то необычного, эксклюзивного. Зачастую даже профессиональные музыканты не всегда знают композиторов экзотических стран. И под словом экзотических я имею в виду не только южных континентов, но даже и высокоразвитых стран, например таких, как Канада.

 

Заполнить эти несправедливые пробелы в нашем слушательском опыте решились преподаватели Петрозаводской государственной консерватории им. А.К.Глазунова. В 2010 году стартовал научно-творческий проект «Неизвестная музыка». Под руководством профессора кафедры истории музыки Любови Абрамовны Купец и заведующей кафедрой общего курса фортепиано Людмилы Марковны Пищик студенты знакомят всех желающих с новой музыкой разных стран.

 

Подготовить даже один такой концерт стоит большого труда. Лично принимала участие как ведущая самого первого концерта проекта. Он был посвящен музыке Венесуэлы. Я даже не представляла, что там есть музыка, да еще какая! Сколько было бессонных ночей, чтобы найти хотя бы минимальную информацию о венесуэльских композиторах!

Первые два концерта проходили в Городском выставочном зале и были посвящены музыке композиторов южных стран – Венесуэлы и Австралии. В конце 2011 года в Петрозаводске открылся современный Большой концертный зал консерватории. Это повлияло и на проект, который туда переехал. И уже в 2013 году в Большом зале состоялся третий концерт, посвященный музыке нидерландских композиторов.

 

Четвертый концерт прошел в феврале этого года. Он познакомил слушателей с музыкой  Канады. Канада – страна не только  хоккея, но и большой культуры. Пианист Глен Гульд, режиссер фильмов «Титаник» и «Аватар» Джеймс Кэмерон и певица Селин Дион, исполнившая песню к одному из его  фильмов, – уроженцы этой северной страны.

Ведущая Анна Кривцова
Ведущая Анна Кривцова
Иван Черемный (вокал), Елизавета Киреева (фортепиано)
Иван Черемный (вокал), Елизавета Киреева (фортепиано)
Фабьян Вальверде (виолончель)
Фабьян Вальверде (виолончель)
Антон Иванов (вокал)
Антон Иванов (вокал)
Анастасия Новикова (фортепиано)
Анастасия Новикова (фортепиано)
Анастасия Ёлкина (вокал),Евгения Хайбулова (фортепиано)
Анастасия Ёлкина (вокал),Евгения Хайбулова (фортепиано)

Студентка-музыковед Анна Кривцова подготовила текст и видеоматериалы к этому замечательному концерту, в котором познакомила всех слушателей с культурой и музыкой Канады. Мы услышали произведения трех столетий – 19-го, 20-го и даже 21-го. На протяжении всего времени канадские музыкальные увлечения менялись. В XVII – XVIII веках господствовал французский музыкальный стиль, а в XIX веке канадская публика уже была знакома с такими операми как «Сомнамбула» Беллини, «Травиата» Верди, «Вольный стрелок» Вебера. Но только одно оставалось неизменным – церковная музыка, которая занимала важное место в культуре. По сей день, самые молодые композиторы владеют игрой на органе и даже сочиняют для этого инструмента.

 

Открывал концерт национальный гимн «О, Канада!» композитора XIX века   Кларикса Лавалле, в котором чувствовалось духовное песнопение. Затем были представлены вокальные, фортепианные сочинения, произведения для кларнета, виолончели и саксофона. Удивительно, что и композиторы-женщины в Канаде не редкость: Джина Бранскомбе – пианистка, композитор и дирижер, сочинения которой также были исполнены.

 

В концерте принимали участие не только студенты с первого по четвертый курсы, но и магистр из Коста-Рики. Не имея представления о том, как звучат эти произведения, молодые музыканты блестяще их исполнили, предлагая впервые в России (а может и в мире) свою интерпретацию авторского текста. Студенты показали себя как универсальные исполнители, и можно было наблюдать, как они с легкостью менялись ролями: вокалисты и скрипачи становились пианистами, а в свою очередь дирижеры и пианисты начинали петь.

 

Интригой концерта стало сочинение Уильяма Кларка «Большой вальс» для фортепиано в четыре руки, написанное в 1898 году. На самом деле это переложение вальса из балета «Барышня-крестьянка» его современника Александра Глазунова. Поразительно, что канадец Кларк, живя на другом континенте, сумел не только познакомиться с музыкой русского композитора, но и оценить ее по достоинству за год до официальной премьеры балета в Санкт-Петербурге.

 

Это был первый концерт проекта с использованием возможностей  мультимедиа, что публике явно пришлось по душе. Современные технологии позволили увидеть фотографии и документы тех лет, которые дают наглядную, живую картину каждого произведений. Всегда интересно посмотреть, в каких апартаментах жил или живет композитор, какие люди его окружали, как выглядят места, повлиявшие на мироощущение и отразившиеся в творчестве музыканта. Все это стало доступно для публики здесь и сейчас.

 

Концерты проекта «Неизвестная музыка» – повод для увлекательных музыкальных путешествий в различные страны; источником интригующих впечатлений. Надеюсь, что и в дальнейшем научно-творческий проект «Неизвестная музыка» будет развиваться и приобретать все больше и поклонников. Тем более что аналогов такой программы нет даже в Интернете!

Фото автора

Об авторе публикацииНаталия Шумакова – студентка Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова.