Культура

Осенние листья фестиваля

Карельская филармония встретила осень традиционным музыкальным праздником – с 28 сентября по 1 ноября в Петрозаводске проходил XXII Международный фестиваль камерного искусства «Осенняя лира». Позади семь концертов, семь музыкальных вечеров, семь разных программ, где у каждой было свое настроение. Музыканты и любители музыки, посетившие вечера «Осенней лиры», отметили, что каждый концерт фестиваля стал Событием. 

Открыл фестиваль фортепианный дуэт Рувим Островский – Петр Лаул. На концерты этих пианистов в Петрозаводске уже давно собирается свой круг почитателей, а к личности Рувима Ароновича в нашем городе особое почтительное отношение. Для программы артистами была выбрана музыка Франца Шуберта.
 
Фортепианные дуэты – особый жанр в творчестве композитора: он писал их с детских лет и на протяжении всей жизни. Появившись на свет как жанр для домашнего музицирования, фортепианные дуэты Шуберта переросли себя: исполнить их с концертной эстрады – честь для любого пианиста. Только не каждый музыкант за это возьмется: сложность дуэтов – в их кажущейся музыкальной простоте.
 
Рувим Островский и Петр Лаул, выбрав подобную форму творчества, пошли на определенный риск. Из огромного количества дуэтов Шуберта музыканты предпочли произведения, в основном созданные в последний год жизни австрийского композитора: Сонату до мажор (известную как «Большой дуэт»), Дуэт ля минор (известный под названием «Жизненные бури»), Фугу ми минор, Рондо ля мажор и Фантазию фа-минор. Отличительной частью программы стали комментарии Рувима Островского – музыкант достаточно часто сам произносит музыковедческое слово со сцены, что ценится не меньше его исполнительского искусства. Хочется заметить, что от фортепианных дуэтов Шуберта получили удовольствие не только для слушатели, но и для сами музыканты, поскольку игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов. 
 
 На следующий день сольный концерт под названием «Любимые вальсы» дал Петр Лаул. Петр – пианист романтического плана, и для фестиваля он выбрал тему романтическую. Целый вечер звучали произведения в жанре вальса – удивительного танца, обаянию которого уже несколько столетий покоряется весь мир. Пианист предложил вниманию слушателей широкую палитру музыки, созданной в жанре вальса с начала XIX века до первой трети XX века. Широко были представлены «зарубежные вальсы» – К.-М. Вебера, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Й. Брамса, Ф. Шопена, К. Дебюсси, М. Равеля, но и русская музыка не осталась в стороне – вальсы П. Чайковского, А. Скрябина стали «элегическим островком» после блестящих «Весенних голосов» И.Штрауса-А.Грюнфельда… Чувствовалось, что при выборе музыки и построении программы, пианист хотел не просто пригласить в путешествие по мечтательному, страстному и бравурному миру вальса, но и дать хронологический экскурс. Ибо, начав вечер «Приглашением к танцу» К.-М. Вебера (а в этом произведении показан весь ритуал, которым сопровождался вальс), показав классические образцы этого жанра, Петр Лаул завершил основную программу поэмой Равеля – апофеозом вальса, сочинением, в котором, как известно, «вальс деформируется и искажается». Слушатели не остались равнодушными к обаянию музыки, и высоко оценили искусство П.Лаула. 

Среди семи концертов фестиваля были те, которых ждали с особенным нетерпением. Первой кульминацией «Осенней лиры» стал концерт с участием джазовой певицы Мэнди Гейнс. Фантастический вечер джаза объединил на сцене именитую американскую гостью и петрозаводский ансамбль «A-JAZZ» в составе: Анатолий Палаев (фортепиано), Александр Казарин (труба), Игорь Шагало (контрабас), Игорь Сахаров (ударные). Певица высоко оценила профессионализм петрозаводских джазменов и с удовольствием с ними импровизировала.

Мэнди Гейнс – признанная звезда джаза, выступает по всему миру, она – частый гость в джаз-клубах Парижа, Брюсселя, Хельсинки, Бангкока, а также на международных фестивалях. Помимо пения она уделяет немало времени преподаванию, деятельности в жюри конкурсов; также Мэнди можно увидеть на театральной сцене… Однако на первом месте для нее – концерты. Несмотря на то, что в России Мэнди Гейнс уже в третий раз, в столицу Карелии приехала впервые и была поражена, насколько Петрозаводск похож на ее родной город – Цинцинатти. Мы знаем, как непросто растопить сердца нашей северной публики, но певице это удалось с легкостью, ведь она обладает всем, что необходимо настоящему мастеру сцены: неисчерпаемым оптимизмом, умением «держать зал», свободой поведения. А ее обаятельная улыбка и потрясающий голос надолго останутся в памяти слушателей. Обаятельная певица вовлекла весь зал в «джазовое действо» (вспомним песню «L-O-V-E»!), и ей был оказан поистине горячий прием. После концерта многие слушатели признались, что не могут описать словами тот взрыв эмоций, что вызвало в них пение гостьи из США. 

 В 2010 году музыкальный мир отмечает 200-летие со дня рождения великого композитора Роберта Шумана. Фестиваль не остался в стороне и одну из программ посвятил этой юбилейной дате. Неистовый романтик Роберт Шуман – личность поистине выдающаяся: легенда своего времени, воплощение духа романтической эпохи. Композитор вошел в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Его фортепианные и вокальные сочинения принадлежат к высшим достижениям музыкального искусства. Солисты филармонии сопрано Лариса Холодкова, пианист Александр Онькин и артисты Струнного квартета (Ирина Значко, Павел Костров, Денис Дорофеев, Ольга Дорофеева) предложили вниманию слушателей вокальный цикл «Любовь и жизнь женщины» и Фортепианный квинтет (концерт также прошел в рамках абонемента № 8 «Музыкальный салон»).

Andante и allegro в исполнении Дениса Дорофеева и Александра Онькина подготовили публику к восприятию одного из красивейших вокальных циклов. «Любовь и жизнь женщины» вошел в историю музыки тем вниманием, которое композитор оказал личности обыкновенной женщины. Просто и проникновенно в восьми песнях Лариса Холодкова и Александр Онькин проследили эмоциональный мир героини: от первой любви, замужества, рождения ребёнка, счастья материнства до утраты любимого мужа. Завершил программу настоящий шедевр Шумана – Фортепианный квинтет, в исполнении которого артисты филармонии проявили себя поистине сильными музыкантами. 

Литературный вечер «Бухтины вологодские, завиральные» собрал в Большом зале филармонии поклонников литературы. С санкт-петербургским актером Владимиром Борисовым петрозаводская публика познакомилась в прошлом сезоне на моноспектакле «Пять рассказов Шукшина». На той программе возник творческий союз актера и артиста оркестра русских народных инструментов «Онего» Геннадия Кореньдюхина, с успехом продолженный на фестивале «Осенняя лира». Владимир Борисов читал юмористические миниатюры, сказки, рассказы Василия Белова, Бориса Шергина, Василия Шукшина (последний является одним их любимых, самых близких по душевному складу авторов). Тема русской деревни, образы деревенских жителей – имеющих некую склонность к «зеленому змию» мужиков, сообразительных баб – оказались в воплощении актера очень органичной и родной. Владимир Борисов мастерски дал почувствовать тот сочный вологодский и поморский говор, который не так давно можно было услышать от наших бабушек. Сказочные персонажи Б.Шергина говорят также, как и деревенские люди, обладают меткостью народной речи. Публика увидела настоящий моноспектакль – жанр редкий для современной концертной сцены. «Для меня было важно показать эту программу именно здесь, в этих местах, откуда родом мои предки», – рассказал артист. 

Второй кульминацией фестиваля стал концерт камерного оркестра «Московия» под управлением народного артиста СССР Эдуарда Грача (концерт проходил при поддержке Министерства культуры РФ и Государственной концертной компании «Содружество»). Эдуард Давидович и его оркестр совершают юбилейный тур по городам России. Среди городов-участников маэстро назвал Петрозаводск в числе первых, очень высоко оценив наших слушателей по прошлогодним гастролям оркестра «Московия» в Карелии. И в этот раз петрозаводская публика не разочаровала артистов: в субботний вечер зал был полон, а после концерта слушатели (как и в прошлом сезоне) аплодировали молодым музыкантам в фойе.

В первом отделении был исполнен Квартет № 14 «Смерть и девушка» Франца Шуберта в оркестровке Густава Малера. Под скромным словом «квартет» скрывалась настоящая симфония: по средствам выразительности, по эмоциональному накалу, по сильному и мощному звуку оркестра. Во втором отделении на сцену поднялись на авансцену «из глубин оркестра» солисты (оркестр «Московия» славится тем, что в одной программе музыканты выступают в равнозначных ролях солиста и оркестранта). В романтическом Концерте для скрипки и альта с оркестром Макса Бруха солировали лауреаты международных конкурсов Айлен Притчин (скрипка) и Ирина Сопова (альт). Эффектные Вариации на цыганскую тему для скрипки с оркестром Адама Скоумала исполнил лауреат международных конкурсов Сергей Поспелов. Камерный оркестр «Московия» – коллектив такого уровня, когда правдиво любое слово похвалы от публики. Хвалит своих артистов и Эдуард Грач, хвалит, не скрывая чувств, награждая отеческим поцелуем каждого солиста. 
В финале основной программы прозвучала Увертюра к оперетте «Летучая мышь» И.Штрауса. Казалось бы, средства камерного оркестра скромны, оркестровка не даст необходимых средств, сравнение с симфоническим оркестром станет катастрофически неизбежным… Но известная от первой до последней ноты Увертюра к «Мыши» в звучании «Московии» предстала пленительной, роскошной. «Московия» играла ее так сочно, как не исполняют иные симфонические оркестры. Эдуарду Грачу удалось найти такие штрихи, такие темпы, что музыка заиграла яркими красками и предстала такой же веселой, как сама оперетта. Все огрехи оркестровки сполна возмещались солнечным настроением музыкантов: удовольствие от исполняемой музыки было настолько явно, что слушатели буквально «купались» в радости артистов. Публика долго не отпускала артистов со сцены, «на бис» были исполнены «Славянский танец» №2 Антонина Дворжака, «Полька-пиццикато» Иоганна Штрауса, «Либертанго» Астора Пьяццоллы.

 Завершил фестиваль концерт «Альтенберг-трио» из Австрии (выступление ансамбля в Петрозаводске представлял петербургский Международный фестиваль камерной музыки «Северные цветы»). Успешное сотрудничество «Осенней лиры» и «Северных цветов» продолжается несколько лет. Художественный руководитель петербургского фестиваля Юрий Серов выступил в качестве ведущего программы, представив в развернутом вступительном слове «Альтенберг-трио» и их программу. Немало теплых слов было сказано им в адрес фестиваля «Осенняя лира» и автору проекта фестиваля Татьяне Шерудило. 

«Альтенберг-трио» — австрийский камерный ансамбль, названный в честь поэта Петера Альтенберга, известного своей дружбой с композиторами Густавом Малером и Альбаном Бергом. Коллектив именитый, с репутацией одного из самых смелых мировых ансамблей камерной музыки (не последнюю роль в этом, наверняка, играет тот факт, что многие фортепианные трио, ныне входящие в репертуар ансамбля, впервые были исполнены именно этими музыкантами). Из огромного, разнообразного репертуара, включающего более 250 фортепианных трио, для программы в Петрозаводске артисты предпочли австро-немецкие сочинения. Первое отделение было отдано музыке венской – звучали трио Й.Гайдна и Л.Бетховена. Во втором отделении играли Трио Р.Шумана. Примечательно, что все сочинения, выбранные для концерта, были написаны в тональности «ре» – что, несомненно, свидетельствует о цельности программы. Публика, собравшаяся в зале Музыкального колледжа, по достоинству оценила высочайшие мастерство одного из лучших ансамблей мира.

Фестиваль завершен – да здравствует фестиваль! Уже рождаются новые планы, задумываются новые программы, а, значит, не за горами следующая «Осенняя лира».