Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное, Культура

Непредсказуема и нежна

Тамара Максимова. Зимний городВ художественной галерее «Дом куклы» имени Татьяны Калининой открылась выставка батика кондопожских мастеров «Импровизации».

 

«Техника батика напоминает женщину, – объясняет бессменный руководитель студии  Раиса Малашенкова, – она капризна, непредсказуема, очаровательна, нежна. Очень похожа на акварель, но процесс создания батика от  замысла до окончательного результата весьма трудоемок.

Вспоминаю об этом, рассматривая  тонкие и изящные по цвету  композиции, выполненные по шелку  авторами в возрасте от 30 до 65 лет из кондопожской студии и удивляюсь их  мастерству. Особенно, если учесть что занятие батиком  для них,  инженеров, учителей, врачей, хобби, которому они самозабвенно отдают свое свободное время. Тамара Максимова, Светлана Савина, Валентина Савчук, Марина Кузнецова, Светлана Макаршина и Ярослав Петружас  составляют творческое ядро коллектива.

 

Началось все с того, что  14 лет назад  преподаватель художественной школы Раиса Малашенкова  поехала в Москву на курсы по батику. Тогда она не знала о нем ровным счетом ничего. Ей и в голову прийти не могло, что она увлечется новой техникой настолько, что батик, по ее словам,  станет весомой составляющей ее жизни. В Академии текстиля, которую  окончили известнейшие российские  модельеры  отец и сын Зайцевы, Александр Васильев, есть замечательный музей батика. Курсы при академии вели так, что Малашенкова вернулась с твердым намерением  устроить в своей школе студию.

– Я оказалась в сетях у батика, – улыбается Раиса Алексеевна, вспоминая: –  Сколько с моими учениками на первых порах мы красок и материала попортили!

Сначала опробовали технику батика дети, а потом  в студию пришли родители учеников, такие  как, например, Ярослав Петружас. Пока его  дочка училась живописи и рисунку, отец постигал  основы техники росписи по шелку. Судьбы пришедших в студию людей разные, иные приходят и уходят, но есть и сердцевина, те, кто прикипел к творческому коллективу и уже не может  без творчества.

Практически все работы, представленные на выставке, имеют оригинальные замыслы, хотя поначалу, обучаясь, ученики создавали компиляции. Разнообразны темы, к которым обращаются самодеятельные художники. Мастерски сделан «Зимний город» Тамары Максимовой, ей подвластна и геометрия Венеции, и стихия воды, и прощальная красота осени. Романтическую душу выдают трогательные сюжеты Ярослава Петружаса. Среди работ горного мастера Марины Кузнецовой тронул скромный сюжет с гондолой.

Для меня самыми яркими и запоминающимися стали портреты героев  «Калевалы»  руководителя студии Раисы Малашенковой, особенно  ее «Кивач» – настоящий шедевр. 43 года преподает она в художественной школе Кондопоги после окончания художественно-графического отделения  педучилища №2. Получила  высшее филологическое  образование. Каждое лето организует творческие пленэры для художников в заповеднике «Кивач».

Студийцы Малашенковой  удивляют своим творчеством  не только горожан, но и жителей Питкяранты, Олонца и вот теперь порадовали петрозаводчан.

– Отличная работа! – одобрил студийцев  художник и педагог Юрий Высоковских. – Со вкусом, фантазией и технически грамотная.

Раиса Малашенкова справедливо считает, что для повышения уровня жизни человека, кроме быта, ему просто необходимо творчество. Ведь не хлебом единым жив человек…

Студийцы со своим руководителем Раисой Малашенковой
Студийцы со своим руководителем Раисой Малашенковой
Раиса Малашенкова
Раиса Малашенкова
Раиса Малашенкова. Кивач
Раиса Малашенкова. Кивач
Раиса Малашенкова. Айно
Раиса Малашенкова. Айно
Марина Кузнецова. Набережная
Марина Кузнецова. Набережная
Светлана Макаршина. Муза
Светлана Макаршина. Муза
Ярослав Петружас. Ожидание
Ярослав Петружас. Ожидание
Валентина Савчук. Осенний город
Валентина Савчук. Осенний город

Фото автора и из архива студии