Главное, Культура

Олег Липовецкий: «Нечего махать копьями перед ветряными мельницами»

Олег Липовецкий (в центре) и Михаил Дурненков (слева) на фестивале "Любимовка"

Шорт-лист третьего конкурса новой драматургии «Ремарка» будет выше всяких похвал, уверен арт-директор конкурса. Однако финал его пройдет уже не в Петрозаводске, а в Вологде.

 

– Олег, читатели интересуются, почему в этом году мы задерживаем публикацию шорт-листа «Ремарки»?

– Нельзя сказать, что мы задерживаем публикацию. Мы уложимся в сроки. В марте, как и обещано, опубликуем шорт- лист. Просто количество пьес в этом году оказалось неожиданно большим. Сейчас ридеры дочитывают последние партии пьес, и мы отправим отобранные пьесы членам жюри. Читателей ждёт настоящее пиршество. Много пьес очень высокого уровня. Есть авторы уже давно известные в театральном мире. В этом году жюри будет очень нелегко выбрать победителей. Шорт-лист, я уверен, будет выше всяких похвал.

 

– Мы уже писали, что Минкульт Карелии не смог поддержать на этот раз «Ремарку». Состоится ли финал конкурса?

– Да. Финал конкурса состоится. Правда, не без сюрпризов. Вслед за министерством культуры, руководство драматических театров Карелии не выразило заинтересованности в конкурсе «Ремарка». Дата проведения конкурса была известна заранее, и за несколько месяцев в театры были направлены официальные письма с просьбой обеспечить возможность участия артистов в мероприятиях конкурса 29 марта. Театры не стали формировать свой рабочий график с учётом проведения финальных читок конкурса. В театрах в этот день назначены спектакли, репетиции и гастрольные поездки. Это следует из официальных ответов руководителей и анонсов спектаклей, размещённых в интернете.

В результате большинство артистов, постоянно принимающих участие в читках конкурса, не смогли бы в них участвовать.

Оргкомитет справедливо рассудил, что если конкурс не входит в круг приоритетов руководителей культуры региона, то нечего и махать копьями перед ветряными мельницами. Мы приняли решение обратиться в другой регион с предложением о проведения финала конкурса. Так как изначально был заявлен Северо-Запад, то мы обратились к нашим соседям с богатыми театральными традициями. В город Вологду. Союз Театральных Деятелей Вологодской области и художественные руководители драматических театров Вологды выразили большой интерес и готовность принять у себя финал конкурса, несмотря на уже свёрстанные планы. Мы благодарны руководителям театров и СТД Вологодской области за понимание важности процессов, которые мы инициируем, поддерживаем и развиваем.

Естественно, пришлось перенести дату финальных читок, чтобы скоординировать работу всех театров. Финал конкурса «Ремарка» состоится 12 апреля в Вологде. Приглашаем туда зрителей и авторов-финалистов, которые по традиции приезжают в этот день, чтобы услышать свои новые пьесы, получить заслуженные аплодисменты и дипломы конкурса. Увидимся в Вологде.

 

– Выходит, «Ремарка» переезжает в Вологду? Навсегда?

– Навсегда или нет – зависит только от Петрозаводска. Это мой родной город и я бы хотел приносить пользу именно здесь. Но, как говорится, насильно мил не будешь. Уже сейчас у нас есть предложения и от других регионов и театров России, которым интересно то, что мы делаем. И это закономерно, ведь в экспертный совет и в жюри конкурса входят ярчайшие профессионалы в области режиссуры, театральной критики и драматургии. Люди, известные в России и далеко за её пределами. Наш конкурс с этого года становится передвижным и будет путешествовать по разным регионам. Надеюсь, что когда-то он вернётся в Карелию.

 

– В этом году прислали в несколько раз больше пьес, чем прежде. Есть ли пьесы-открытия?

– Для меня – да. Есть пьесы блистательные по форме и глубочайшие по содержанию. Есть пьесы, которые заставляют работать ум и есть пьесы, хватающие за сердце. Не знаю, какие именно будут в шорт-листе, но уже уверен, что многие из них точно найдут путь в театр через наш конкурс.

 

– Вы ставите пьесы в театрах России, бываете на театральных фестивалях, в том числе в Европе. Как на этом фоне выглядит театр Карелии? В авангарде, арьегарде или в середнячках?

– Я могу говорить только о театре в принципе и без оценочных категорий. Могу сказать, что театр, чтобы быть в авангарде, должен не бояться экспериментов и быть открыт ко всему новому. Иван Петрович Петров, мой первый учитель в профессиональном театре, говорил: «Талант щедр». Театр, чтобы идти впереди, должен не бояться отдавать. Настоящий театр не может быть «снобом от искусства». Театр, стремящийся развиваться, должен иметь право на провалы. Но не на тихие неудачи, а на громовые падения. Спектакли театра должны вызывать сильнейшие чувства. От восторга до полного неприятия. Тогда это произведение искусства. Зритель идёт в театр за потрясением. Через сострадание, через смех, через мысль. Если он этого не находит, значит он даром потратил время. Желаю петрозаводским зрителям больших театральных потрясений.

 

На снимке: Олег Липовецкий (в центре) и Михаил Дурненков (слева) на фестивале «Любимовка». Фото из архива Олега Липовецкого