Культура

В честь Ференца Листа

 
{hsimage|Ференц Лист. www.artchive.com ||||} В начале октября в Санкт-Петербурге в Академической капелле имени М.И. Глинки прошел фестиваль, посвященный 200-летию одного из корифеев мировой музыкальной культуры венгерского композитора Ференца Листа. Произведения Листа по непонятным причинам нечасто исполняются в последние годы на музыкальных эстрадах города, нечасто звучат по радио и телевидению.

    

Тем самым для поклонников классической музыки образовалась своего рода брешь, а для молодого поколения скрывается, к сожалению, целый остров прекрасной и умной музыки, который может обогатить и напитать душу и сердце.    
    
Блестящий композитор и пианист девятнадцатого века, один из величайших музыкантов мира, Ференц Лист прожил удивительную жизнь, в которой тесно переплелись нищета и богатство, любовь и презрение, редкая одаренность и фантастическая работоспособность. Сын бедного венгерского чиновника, он на равных говорил с монархами и папой римским, его талант покорял города и страны.     
Он учился у прекрасных педагогов – пианистическому искусству  его обучал знаменитый Карл Черни, а уроки композиции юному Ференцу давал маэстро Антонио Сальери.    
С девяти лет Ференц Лист жил в Париже. Тогда же началась его концертная деятельность. На формирование взглядов и вкусов музыканта оказало большое влияние общение с видными деятелями литературы и искусства – Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном, В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне.
 
С конца 30-х годов до 1847 Лист гастролировал как пианист-виртуоз по всем странам Европы с огромным успехом. В гастрольную поездку входила Венгрия, где его чествовали как национального героя, и Россия, где он познакомился с М.И. Глинкой, В.Ф. Одоевским, В.В. Стасовым, А.Н. Серовым, М.Ю. Виельгорским.  Лист был первым из зарубежных знаменитостей и авторитетов, кто назвал Глинку гением.   

Вот как описывает И.Л. Андроников в своем устном рассказе «Воспоминания о Большом зале» выступление Листа в 1842 году в Петербурге в зале Дворянского собрания (ныне Большой зал филармонии имени Д.Д. Шостаковича):

 
«Но можно ли, слушая в филармонии музыку Листа, не вспомнить ни разу, что в 1842 году здесь давал концерты сам Лист. Что он играл на фортепиано, потрясая петербургскую публику. И что его слушал тут Михаил Иванович Глинка. А видел Глинку в тот вечер и записал свои впечатления от игры Листа Владимир Васильевич Стасов, но не седобородый критик и теоретик искусства, а в то время – безусый ученик-правовед.
 
Стасов вспоминает зал, набитый битком задолго до начала концерта. Эстрада, — пишет он, — была установлена посредине, а на ней два рояля, хвостами в разные стороны, дабы Лист мог попеременно играть на двух инструментах, являясь лицом то к одной, то к другой половине зала.       
 
…Вдруг сделался шум, — пишет Стасов, — все повернулись в одну сторону и мы увидели Листа, прохаживавшегося по галерее за колоннами под ручку с толстопузым графом Михаилом Юрьевичем Виельгорским, который медленно двигался, вращая огромными выпученными глазами, в завитом a la Аполлон Бельведерский кудрявом парике и в громадном белом галстуке. Лист был очень худощав, держался сутуловато. Но что сильно поражало – это огромная белокурая грива на голове. Таких волос никто тогда не смел носить в России, они были строго запрещены…  
   
Посмотрев на часы, Лист сошел с галереи, протеснился сквозь толпу и, быстро подойдя к эстраде, вскочил сбоку на возвышение, сорвал с рук белые свои лайковые перчатки, бросил их на пол, низко раскланялся, сел. И без единой ноты прелюдирования начал вступительную фразу из увертюры «Вильгельма Телля». Он кончил эту пьесу, — говорит Стасов, — под гром рукоплесканий, какого, наверное, не было в  Петербурге с 1703 года, — то есть со дня его основания.
       
Можно ли тут не вспомнить, что Лист, познакомившись с Глинкой и проиграв страницы из партитуры «Руслана и Людмилы», до конца жизни – в продолжение полувека – говорил о гениальности Глинки».    
 
В 1848 году, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с которым связан расцвет его творческой и музыкально-просветительской деятельности. В 1848-61 гг. им были созданы 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепианных концерта, соната h-moll. Как дирижер Лист поставил на сцене Веймарского театра свыше 40 опер, в том числе оперы Р. Вагнера, из них 26 впервые. Исполнил в симфонических концертах все симфонии Бетховена, симфонические произведения Г. Берлиоза, Р. Шумана, М. Глинки и др. В публицистических сочинениях Лист выступал за прогрессивное начало в искусстве, против косности и рутины.     
С 1861 года музыкант жил попеременно в Риме, Будапеште, Веймаре. С годами Лист все больше и больше подходил к вере, к духовному преображению. И, наконец, в 1865 году Лист принял сан аббата. Вместе с тем Лист продолжал участвовать в музыкально-общественной жизни Венгрии, способствовал росту молодых национальных музыкальных школ других стран, поддерживал Б. Сметану, Э. Грига, И. Альбениса и других композиторов. С особым интересом относился к русской музыкальной культуре: изучал и пропагандировал творчество русских композиторов, особенно «Могучей кучки»; высоко ценил музыкально-критическую деятельность А.Н. Серова и В.В. Стасова, пианистическое искусство А.Г. Рубинштейна и Н.Г. Рубинштейна. К нему приезжали А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, А.К. Глазунов. По инициативе Листа в 1880 году была исполнена Первая симфония Бородина. Лист делал транскрипции на музыку русских композиторов, например фортепианное переложение марша Черномора из «Руслана и Людмилы», полонеза из «Евгения Онегина».      
       
До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300 пианистов из разных стран мира. Прекрасный пример (особенно в наше время) бескорыстного служения музыке!     
       
{hsimage|Государственная Академическая Капелла Санкт-Петербурга. http://forum.muzbilet.ru ||||} Вот в честь какого музыканта и человека был проведен фестиваль в Капелле Санкт-Петербурга.    
        
Фестиваль проходил в течение трех вечеров. В первый  вечер состоялась премьера в России Венгерской коронационной мессы для солистов, хора, оркестра и органа,  сочиненной в 1867 году для коронации австрийского императора Франца Йозефа I как короля Венгрии. Получив заказ, Лист сразу же принялся за работу и завершил ее за месяц. Тем не менее интриги в Вене, направленные против патриотически настроенного музыканта, увенчались успехом: мессу Листа проигнорировали, отдав предпочтение работе местного придворного композитора. Только благодаря вмешательству влиятельных лиц удалось избежать подобной несправедливости. Но все же – на церемонии коронации венгерским музыкантам пришлось уступить место исполнителям из Венской Придворной капеллы, а Лист даже не был официально приглашен. Утешением за такое неуважение стала буря аплодисментов, которыми Листа приветствовал венгерский народ на улицах Будапешта.
       
Исполнителем мессы на фестивале были хор и симфонический оркестр Капеллы, дирижер – художественный руководитель Капеллы народный артист СССР, лауреат Государственных премий России профессор Владислав Чернушенко.
       
Во втором отделении были исполнены концерт № 1 для фортепиано с оркестром (солист – лауреат международных конкурсов Павел Райкерус) и симфоническая поэма «Прелюды».  
        
Второй вечер был посвящен фортепианной музыке Листа. Лауреат международных конкурсов Мирослав Култышев выбрал для выступления Трансцендентные этюды и сонату си минор. Этюды трансцендентного исполнения имеют посвящение: «Карлу Черни с глубоким уважением от благодарного ученика». Лист начал работать над ними 14-летним подростком, а закончил лишь к 40 годам. В окончательной версии эти романтические поэмы оказались бесконечно далеки от этюдов Черни, которые юные пианисты обязательно учат и исполняют в музыкальной школе. Название «трансцендентные» означает не только исключительные (сверхчеловеческие) технические трудности, но и намекает на столь культивируемую романтиками возвышенность, сверхъестественность их содержания.
Соната си минор посвящена Роберту Шуману. Лист не дал ей программного названия, однако нет сомнения, что грандиозная соната-поэма не принадлежит к сфере «чистой музыки». Лист закончил сонату в феврале 1853 года, но широкая публика услышала ее лишь в 1857 году, в исполнении Ганса фон Бюлова. В ХIХ веке это произведение звучало редко и было оценено по-настоящему только в ХХ столетии.   

Исполнителя фортепианной музыки Листа Мирослава Култышева я знаю очень давно. Концертную деятельность Мирослав начал в шестилетнем возрасте (сейчас ему 26), а уже в 10 лет дебютировал в Большом зале петербургской филармонии с оркестром под управлением маэстро  Юрия Темирканова. Поражали контрасты: маленький мальчик и огромный, с мировой славой, оркестр, руководимый знаменитым мастером. Дебют удался. Никогда не забыть первый сольный концерт Култышева в Малом зале имени М.И. Глинки филармонии. Профессор петербургской консерватории музыковед М.Г. Бялик похлопотал за меня и мы с ним слушали концерт … на эстраде Малого зала, почти рядом с исполнителем, ибо билеты на все места были давно проданы. Мирослав играл в тот вечер музыку Роберта Шумана. И как играл! Романтик Шуман был бы доволен, я думаю, исполнением его творений двенадцатилетним мальчиком… Талант огромный. Было очень обидно, что на конкурсе имени П.И. Чайковского в 2007 году Мирослава засудили, на взгляд многих, и он не получил заслуженной  первой премии. Но все впереди!   

Нельзя не назвать педагога Зору Цукер, которая выявила талант и учила одаренного мальчика в специальной музыкальной школе при петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Сейчас Мирослав является аспирантом консерватории  (по классу А.Сандлера). Он и сейчас очень скромный, порядочный и трудолюбивый молодой человек, несмотря на известность и массу поклонников.    
   
Третий вечер
, ставший заключительным, включил в себя второй фортепианный концерт Листа и грандиозную «Фауст-симфонию» по И. Гете для оркестра, органа, тенора соло и мужского хора.   

Партию фортепиано в концерте исполнила заслуженная артистка России Наталия Трулль, которая окончила ленинградскую среднюю специальную музыкальную школу при консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, затем Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского у профессоров Я. Зака и М. Воскресенского, затем прошла ассистентуру-стажировку в ленинградской консерватории под руководством профессора Т. Кравченко. Наташа часто приезжает в Петербург и любители музыки всегда ждут ее концертов с нетерпением. Она часто гастролирует в России и за рубежом, является профессором Московской консерватории. И в этот вечер она с чудным оркестром Капеллы под руководством его главного дирижера народного артиста России Александра Чернушенко прекрасно донесла до слушателей всю экспрессию музыки Листа.  

Второй концерт был впервые исполнен в 1857 году в Веймаре учеником Листа Гансом Бронзартом, а оркестром дирижировал автор.   

{hsimage|Владислав Чернушенко. www.baltinfo.ru ||||} «Фауст-симфонию» Лист закончил 19 октября 1854 года. Это была его первая симфоническая поэма – программный жанр, который именно он создал.  Она была написана в Веймаре – городе Гете, столице маленького княжества, которую Лист на протяжении семи лет стремился превратить в один из крупнейших культурных центров Германии, каким он был на рубеже ХVIII – ХIХ веков. Эта симфония стала интереснейшим воплощением самого популярного сюжета эпохи романтизма.

Симфонию исполнили оркестр, мужской хор Капеллы и солист Олег Трофимов под управлением Александра Чернушенко. Партию органа в данном случае (и на фестивале вообще) исполнял Юрий Семенов.  Исполнение симфонии стало прекрасным завершающим аккордом фестиваля в честь Ференца Листа.    

Академическая капелла имени М.И. Глинки сделало красивое и благородное дело, познакомив многих с гениальным композитором, а многим напомнив, что на свете есть классическая музыка, которая в советское время звучала постоянно, а сейчас оттесняется «попсой», роком и авангардом. Главная заслуга в организации и отличном музыкальном уровне фестиваля принадлежит художественному руководителю Капеллы Владиславу Чернушенко, крепко держащему на высоком уровне планку ленинградской школы хорового и оперно-симфонического дирижирования.

За этот фестиваль благодарные слушатели долго-долго на всех вечерах не отпускали исполнителей и руководителей хора и оркестра с эстрады старинного здания на Мойке, 20 — здания Капеллы, помнящей Глинку, Балакирева, Римского-Корсакова, Глазунова, Бортнянского, Лядова, Аренского и других корифеев русской и мировой музыки.       

                                                      

  • Валерия

    Материал о Листе и о фестивале хороши. Редко мы читаем о композиторах, даже великих. А ведь это есть падение культуры народа… Может, будем ее поднимать?

  • Устинов Х.

    Прекрасный материал! Очень. Много познавательного, нового. Редакция, привлекая талантливых людей, пропагандирует настоящую культуру в противовес антикультуре по американскому образцу. Спасибо.