Культура

А из горла мы никогда не пили

 
{hsimage|Сцена из спектакля ||||} Премьера спектакля «Прощание в июне» в Национальном театре РК вызвала разноречивые отклики,  в том числе на нашем сайте. Вслед за «Тайной второго диплома»   Илоны Румянцевой публикуем заметки о спектакле Бориса Гущина.
 
Драматург Александр Вампилов (1937 – 1972) трагически погиб накануне своего 35-летия. На следующее утро читающая и ходящая в театр страна осознала, что потеряла классика.
Вампиловскую «Утиную охоту» понимающие люди воспринимали как лучшую пьесу в современной драматургии, особенно после московской премьеры Романа Виктюка. Остальные пьесы Вампилова в то время казались рангом ниже, особенно «Прощание в июне», одна из первых его пьес.
В 1974 году эту пьесу И. Ольшвангеро поставил в нашем Финском театре,  в роли Тани с блеском дебютировала Лидия Сюкияйнен. Тот спектакль воспринимался как обычный советский  на современную тематику.
Чем же сегодня привлекала давняя пьеса 25-летнего петербургского режиссера Ивана Стрелкина?
Прежде всего жизнью бабушек и дедушек в то время, когда им было по 20  с небольшим и возможными – или, наоборот, невозможными – аналогиями с жизнью современной молодежи.
Вампилов определил жанр пьесы как комедию. Режиссер Стрелкин никак не определяет жанр поставленного им действа. Наверное, правильно. Чистота жанра не соблюдена драматургом ни в одной пьесе. Комедия  у него постоянно перетекает в драму, которая вот-вот выльется в трагедию. Такова жизнь.
В спектакле студенты учатся, веселятся, влюбляются, собираются ехать по распределению, хулиганят и пьянствуют. Все это сделано достаточно синтетично и по-театральному правдиво. Костюмы, мебельная стенка в стиле 60-х (художник-постановщик  Екатерина Малинина), особенно мелодии из репертуара Майи Кристалинской и Валерия Ободзинского, прекрасно исполненные Людмилой Исаковой и Никитой Анисимовым, создают несколько подзабытый аромат тех лет. Мне кажется, что  и на слегка издевательски-юмористический тон песни Эдуарда  Колмановского «Я люблю тебя, жизнь!» вряд ли кто обидится (музыкальное оформление Олега Гуреева). Кстати, в то время и поезда ходили по расписанию, и реактивные самолеты летали чаще. Без аварий. И это тоже отмечено в спектакле.
Но классика на то  и классика, что каждое поколение находит для себя в тексте автора нужное именно сегодня. Причем в данном спектакле это современное иногда проявляется, как мне кажется, помимо режиссера и актеров. Текст Вампилова сегодня воспринимается более выпукло и четко, чем тогда. Архитектоника же драматургии кажется идеальной.
Спектакль получился зрелищным, эффектным, ансамблевым. Хотя мне и показалось, что на сцене существуют два актерских ансамбля: супруги Репниковы (Владимир Сотников и Ольга Портретова) и все остальные.  Сотников создает трагикомическую фигуру администратора от науки, живущего прежде всего интересами семьи, по-своему любящего жену и дочь. Героиня Портретовой при внешней статике обладает огромной внутренней энергией и держит зал в  эмоциональном напряжении.
Главному же герою спектакля Колесову в исполнении Вадима Малинина, актера великолепного спортивного сложения, которому самой судьбой предназначено быть на сцене героем-любовником, не хватает именно этого внутреннего накала. На мой взгляд, герой несколько инфантилен. В первом акте все зрители обязаны счесть его героем, чтобы во втором ужаснуться его предательству любимой девушки. Здесь же главное событие  смазано, отсюда менее значительной кажется  попытка реабилитации героя через уничтожение им  собственного диплома. Разрыв диплома в 2011 году не столь трагичен, каким он был, скажем,  в 1961-м. Нынче ведь спустись в метро и купи себе диплом какой хочешь. (Никак не могу понять, почему в нашей стране это делается легально?)
Таня (Юлия Куйкка) вполне искренна в своей любви к герою, но как-то уж очень она проста. Простит ли она Колесова…
Смазанным оказался  и образ необычного для 1960-х годов «героя» Золотуева (Леонид Владимиров), своеобразного предпринимателя тех лет, спекулянта по-тогдашнему. У него своя трагедия. 10 лет лагерей за попытку взятки ревизору. Не много ли? После выхода на свободу Золотуев пытается повторить свою попытку, только еще в больших размерах. Ревизор снова не берет. Человек «идеи» Золотуев окончательно сломлен. Мне кажется, что  в исполнении ярчайшего актера Л. Владимирова Золотуев мог бы прозвучать гораздо мощнее В памяти остается и внесценический персонаж, тот честный ревизор 1960-х годов, которого не купишь никакой взяткой.
 
И все-таки главный герой пьесы – студенческое общество. «Корифаны» его представлены достаточно интересно. Прежде всего это легкий, подвижный с цирковыми замашками Букин (Вячеслав Поляков) с его Машей (Тамара Воронова), строгая любовь которой позволит сохранить распадающуюся из-за мужской дружбы молодую семью. Друг – виновник всего этого  Гомыра (Владимир Матвеев) огромен, нелеп, постоянно пьян и забавен. Чего не скажешь про вечного воздыхателя Маши Фролова (Андрей Харин). Однообразный рисунок роли Фролова и  некоторых других персонажей полностью лежит на совести режиссера. Однообразие это скрашивается неумеренным пьянством. Хотя пьянство свойственно большинству героев Вампилова, вспомним Старшего сына, Зилова, героев «Провинциальных анекдотов».
Да, пить нам явно надо было меньше… Ничего хорошего из этого не вышло, посмотрите, что в стране делается. Да еще внуки нас такими изображают.
P.S. А из горла мы никогда не пили. Как и все жители той большой страны, которая называлась Советский Союз. Это считалось у нас дурным тоном, очень дурным.
От редакции. Автор этой публикации Борис Гущин  в 1961 – 1967 годах был  студентом  Петрозаводского университета.
 
Фото Ирины Ларионовой