Культура

С подлинным блеском

Александр Зондерегер

О концерте лауреата международных конкурсов, пианиста Александра Зондерегера

Стихийная музыкальность, которой он сполна одарен, по мере взросления обогащается стремлением разгадать, понять и донести до слушателей сотворенный автором мир.

В музыкальном мире республики  фамилия Зондерегер  известна очень хорошо. Ее основатель – Эдуард Эдуардович, прекрасный скрипач, концертмейстер, многие годы возглавлявший симфонический оркестр Карельского телевидения и радио, позже преподаватель консерватории, создатель и художественный  руководитель студенческого камерного оркестра.

Продолжателями династии стали сын – Эдуард, нынешний руководитель оркестра (с 1995 года оркестр называется Nord-West studium) и внуки: скрипач Эдуард и пианист Александр. Оба они прошли полный образовательный цикл от школы до консерватории в Петрозаводске, а теперь продолжают учиться в аспирантуре Высшей школы музыки в Штутгарте (Германия). В годы учебы в Петрозаводске мы имели удовольствие наблюдать за этими талантливыми детьми: они нередко знакомили нас со своими достижениями, выступая  соло и в дуэте. С ранних лет было ясно, что в семье подрастает достойная смена. Обучаясь в Штутгарте, они периодически концертируют в Петрозаводске, хотя при  академической занятости и уже теперь профессиональной востребованности  бывают здесь реже.

28 мая в Большом зале нашей консерватории состоялся сольный концерт Александра. В свои 24 года он обладает множеством призов международного значения: лауреат конкурса имени Карле Черни в Праге (I премия, Приз Чешского радио),  конкурса «Рим-2005» ( Италия, I премия), конкурса имени Валерия Гаврилина в Вологде ( I премия), конкурса камерной музыки имени Карла Вендлинга в Штутгарте (II премия). Он стипендиат нескольких фондов, в том числе фондов Иегуди Менухина и Мстислава Ростроповича.

Сейчас Александр  приехал в alma  mater  ради единственного концерта, и тот мог не состояться. Дорога из Штутгарта в Петрозаводск обернулась  большими приключениями, когда он, надолго застряв в Брюссельском аэропорту, уже почти готов был вернуться в Германию. К счастью, благодаря старшему брату, который в Штутгарте через интернет искал возможность продолжения поездки, выход нашелся, и Александр успел к выступлению.

После столь трудного пути он мог бы пожалеть себя и отказаться от концерта, но жизнь концертирующего музыканта часто сопровождается подобными неприятностями. Александр мужественно вышел на сцену и поистине блистательно провел очень сложную программу, в которую вошли «Прелюдия и фуга си-бемоль минор» из первого тома ХТК И.С. Баха, «Соната Й. Гайдна До мажор», Hob. XVI: 48, «Трансцендентный этюд № 10 фа минор» Ф. Листа, «Вальс» М. Равеля и «Соната № 8 Си-бемоль мажор», ор. 84 С. Прокофьева. А был еще «bis» — прелюдия К. Дебюсси «Фейерверк».

Крайние точки программы — произведения Баха и Прокофьева — обозначили тот диапазон, который объял стилевые эпохи от барокко через классицизм и романтизм к музыке ХХ столетия. Уже это говорит о  возможностях пианиста и стремлении проникнуть в стилевые тайны времен. Он точно обозначил и убедительно воплотил каждое художественное явление, подчеркнув при этом свое понимание музыки. В последовательности исполненных опусов прослеживается продуманная драматургия: от горестных размышлений баховского цикла (который связывается с сюжетом Евангельского «Шествия на Голгофу») к монументальной и образно многоплановой Сонате Прокофьева.

За Бахом последовал Гайдн. Прозвучавшая в концерте соната является примером зрелого творчества композитора (1789 год) и во многом необычна. Примечательно ее двухчастное строение и медленная первая часть – замечательное Andante con espressione.  Ее углубленная патетичность близка к подобным образам  сонат Бетховена, и пианист ясно показал это родство. Вторая часть, Presto – радостно-игровая, не без юмора, по характеру очень гайдновская,  но по масштабам – интересный образец  мышления композитора, находящегося в зените мастерства. Сонату можно воспринимать как  своеобразный музыкальный портрет композитора в зрелом возрасте, отразивший два нерасторжимых начала внутреннего мира гениального музыканта – понимание трагичности жизни и одновременно – неистребимой  радости бытия, ощущение бьющей через край светлой энергии. Возможно, именно так расшифровал код этого опуса исполнитель.

«Трансцендентный этюд» Листа и «Вальс» Равеля стали блестящей демонстрацией виртуозных возможностей пианиста. Это качество исполнительского  искусства с детских лет отличало Сашу. Но с годами оно обретало все большую уверенность, размах и свободу, которые теперь пианист демонстрирует  с подлинным блеском. В этюде в стремительном потоке движения пианист очень рельефно показал мощь героического порыва, которую Лист не уставал утверждать во многих произведениях. А в пьесе Равеля сквозь мишуру развлекательности, безумного кружения в ритме вальса слушатель не мог  не почувствовать в трактовке пианиста ту роковую тревогу, которая неотвратимо надвигалась на Европу ХХ века.

Соната Прокофьева стала грандиозной итоговой вершиной программы. Состоявшийся концерт предоставил прекрасную возможность почувствовать, как стихийная музыкальность, которой сполна одарен юноша, по мере взросления обогащается  глубоким осмыслением того, что вложено композитором в произведение, стремлением разгадать, понять и донести до слушателей сотворенный автором мир. Искусство не знает временных границ, оно живет Вечно. Тем оно и ценно для человечества. И в музыке транслируют нам его исполнители, присоединяя к вечному что-то свое. Александру Зондерегеру есть, о чем поведать слушателям от своего имени, и будущее еще не раз даст нам возможность убедиться в этом.