Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное, Культура

Синие птицы, время  и бабушкина клумба

 «Синие птицы». Виктория Зорина (Петрозаводск). Синяя птица - символ счастья и мира. "Этот объект - мои пожелания городу и горожанам счастья и мира"

Пока горожане  прятались от холодного лета на южных курортах или отдыхали на дачах, набережная Лососинки  сильно преобразилась… 

В  последние дни июля в Петрозаводске состоялся «Карелфест 2015» — VI Международный  лэнд-арт фестиваль.

«Смотрите, смотрите!» — кричит малыш и тянет родителей к чему-то необычному и яркому среди берез. Оказывается, это  береза как бы проросла через разноцветный,  фантастически высокий металлический стул.  Недалеко от него огромных размеров рогатка, камешек для которой — валун огромных размеров — был привезен специально.

На реке в тени деревьев, где прежде была куча мусора,  рядом с цветочной рабаткой появилась  яркая волноообразная  скамейка.  На одном из деревьев как в сказке поселилась целая стайка из 150 синих птиц — всё это, как и другие объекты, появилось благодаря 10 художникам из Петрозаводска,  Санкт-Петербурга  и Финляндии, которые собрались в столице Карелии на лэнд-арт фестиваль.

Не каждый город может похвастаться столь неординарным событием. Петрозаводску повезло:  здесь живет  неутомимый художник Владимир Зорин, который и является организатором лэнд-арт  фестиваля.  Карелия одной из первых среди других регионов России  начала работать в этом направлении современного искусства. Правда, сначала фестиваль проводился исключительно на средства участников, собирались  художники и создавали свои арт-объекты в заброшенной деревне. Уже второй год подряд фестиваль при поддержке администрации Петрозаводска и министерств культуры РК и РФ проводится в городской среде.

По мнению известного архитектора, участника фестиваля Александра Савельева, пространство цивилизованного города – это не только улицы и дома, это и всевозможные малые формы, а также  грамотное благоустройство. Необычные скульптуры порой становятся визитной карточкой города. Петрозаводск до недавнего времени мало отличался от большинства городов России в плане подхода к малым формам – большинство скульптур, хоть и профессионально выполненных, часто  были скучными, безликими монументами политическим деятелям.

— Организовать некое художественное пространство  у реки Лососинки, — считает Савельев, — замечательная идея. Заброшенный парк постепенно преображается в своеобразное творческое место, принося радость жителям и гостям города. Окружающая среда влияет на самосознание человека, и в данном случае это небольшой, но правильный и нужный  шаг к изменению отношения к миру.

«Карельский дом» — так была обозначена тема фестиваля. Карелфест открылся в фойе Национального театра  выставкой «Мой дом везде». Юлия Утышева, Арсений Морозов и Ирина Ларионова представили визуальный ряд образов на эту тему, причем каждый из них акцентировал внимание на разных аспектах: предметы быта, окружающая среда и люди.

На открытии фестиваля было много гостей.  Среди них и главный архитектор города Евгений Фролов.

— Из представленного очень понравилось три работы,  — делится он своими впечатлениями, — стул Владимира Зорина, рогатка Игоря Монахова, скамейка Александра Савельева и Елены Вознесенской. Эти объекты отличаются  фундаментальностью подхода и долговечностью, что очень важно. Считаю, что Карелфест важен для города как новое социально важное мероприятие.

Участники перформанса под руководством Марии Валеевой придали открытию особую, домашнюю атмосферу праздника и душевного настроения.

Открытие выставки «Мой дом везде» в Национальном театре РК
Открытие выставки «Мой дом везде» в Национальном театре РК
Фестиваль открывает Владимир Зорин
Фестиваль открывает Владимир Зорин

карелфест11

Перкуссионный дуэт «Дядя ДумДум»
Перкуссионный дуэт «Дядя ДумДум»
Импровизированный перформанс «Общие места». Идея – Марии Валеевой
Импровизированный перформанс «Общие места». Идея Марии Валеевой
«Толща небес». Дарья Федорова (Санкт-Петербург). Проба небесного   грунта. На образце имеются отверстия для звёзд, туманностей и других небесных тел
«Толща небес». Дарья Федорова (Санкт-Петербург). Проба небесного грунта. На образце имеются отверстия для звёзд, туманностей и других небесных тел
«Забава». Игорь Монахов (Петрозаводск)
«Забава». Игорь Монахов (Петрозаводск)
«Живая вещь». Елена Тимофеева (Петрозаводск). Данный проект совмещает в себе утилитарную вещь - рукавицу, образ которой имеет фольклорное начало и очень необходимую в городской и сельской среде вещь - скамейку. Сам образ рукавицы хорошо узнаваем зрителем и не нуждается в переводе
«Живая вещь». Елена Тимофеева (Петрозаводск). Данный проект совмещает в себе утилитарную вещь — рукавицу, образ которой имеет фольклорное начало и очень необходимую в городской и сельской среде вещь — скамейку. Сам образ рукавицы хорошо узнаваем зрителем и не нуждается в переводе
«Время». Владимир Зорин (Петрозаводск).  «Наши воспоминания о далёком детстве не покидают нас. Они растут вместе с нами, они прорастают сквозь время, как эта береза. Время, когда предметы в доме казались большими...»
«Время». Владимир Зорин (Петрозаводск). «Наши воспоминания о далёком детстве не покидают нас. Они растут вместе с нами, они прорастают сквозь время, как эта береза. Время, когда предметы в доме казались большими…»
«Свой угол». Александра Гордеева (Петрозаводск). «Иллюзия - это искажённое восприятие реальности, заставляющее верить в то, что не существует. Мы сами, часто не осознавая, поддаёмся иллюзорному восприятию действительности. Детям свойственно играть, воображать и фантазировать, придумывать свою реальность. Мы предлагаем тоже поиграть! Вместе с нами! Создать (найти, увидеть) свой образ карельского дома»
«Свой угол». Александра Гордеева (Петрозаводск). «Иллюзия — это искажённое восприятие реальности, заставляющее верить в то, что не существует. Мы сами, часто не осознавая, поддаёмся иллюзорному восприятию действительности. Детям свойственно играть, воображать и фантазировать, придумывать свою реальность. Мы предлагаем тоже поиграть! Вместе с нами! Создать (найти, увидеть) свой образ карельского дома»
Kodi. Вейкко Бьёрк (Порвоо): «На мой взгляд, художественные арт-объекты преображают прибрежное пространство. Вместо него  получится своего рода гостиная, куда  принято приглашать друзей и гостей»
Kodi. Вейкко Бьёрк (Порвоо): «На мой взгляд, художественные арт-объекты преображают прибрежное пространство. Вместо него получится своего рода гостиная, куда принято приглашать друзей и гостей»
Вейкко Бьёрк (Порвоо).  «На карельском языке тема фестиваля звучит Kodi –дом. Язык для каждого человека то же, что его дом, без которого невозможно существовать. Я сложил слово Kodi из археологического мусора, остатков фундамента, из того, что нашел вокруг. Мы живем посредством языка. Карельский язык есть основа дома, его каменный фундамент»
Вейкко Бьёрк (Порвоо). «На карельском языке тема фестиваля звучит Kodi –дом. Язык для каждого человека то же, что его дом, без которого невозможно существовать. Я сложил слово Kodi из археологического мусора, остатков фундамента, из того, что нашел вокруг. Мы живем посредством языка. Карельский язык есть основа дома, его каменный фундамент»
«Маленький бабушкин сад». Тиина Халлакорпи (Хельсинки).  «В каждой карельской деревне живут бабушки. Около их домов всегда красивые сады. И я фантазировала, что и в этом парке живёт бабушка, которая захотела украсить это место цветами»
«Маленький бабушкин сад». Тиина Халлакорпи (Хельсинки). «В каждой карельской деревне живут бабушки. Около их домов всегда красивые сады. И я фантазировала, что и в этом парке живёт бабушка, которая захотела украсить это место цветами»
«Карельская дорожка». Александр Савельев и Елена Вознесенская (Петрозаводск). Объект несет двойную функцию. Первая – реанимация, возрождение культуры общественного пространства для отдыха и общения людей. Вторая – аналогия с декоративным приемом изготовления дорожки (половика), где в различном порядке чередуются цветные полосы, создавая неповторимый орнамент. Дизайн тканых дорожек по-своему уникален – традиционный, этнический стиль одновременно актуален и в современном мире
«Карельская дорожка». Александр Савельев и Елена Вознесенская (Петрозаводск). Объект несет двойную функцию. Первая – реанимация, возрождение культуры общественного пространства для отдыха и общения людей. Вторая – аналогия с декоративным приемом изготовления дорожки (половика), где в различном порядке чередуются цветные полосы, создавая неповторимый орнамент. Дизайн тканых дорожек по-своему уникален – традиционный, этнический стиль одновременно актуален и в современном мире

Фото Беллы Никоновой, Владимира Ларионова, Александра Савельева и Виктории Зориной