Главное, Культура

Как я провёл этим летом

художники_лето10

Для художников лето всегда отдушина: время различных проектов, пленэров, встреч, мастер-классов, выставок и время накопления впечатлений и сбора материала для будущих выставок. Где же побывали наши карельские художники, что видели и в чем принимали участие? 

Неутомимый Валентин Чекмасов побывал на пленэре в Череповце. Георгий Иванов, отдыхая на своей южной даче, создал полсотни работ, из которых 30  оставил для второй своей выставки в Болгарии, остальные покажет карельскому зрителю. Наш художник вполне вписался в южную тусовку художников и в следующем году уже приглашен в Великое Тырново для участия в международном пленэре от Евросоюза.

Владимир Зорин летом провел в Петрозаводске «Карелфест» — VI Международный лэнд-арт фестиваль, а кроме того принял участие в  международном фестивале современного искусства в Мёхкё.

Важным для себя событием Зорин считает участие в 16-м Международном  фестивале Arctic Art Week, который ежегодно проходит в Лапландии. На конкурс  заявились 60 художников из 20 стран, среди 12-ти приглашенных оказался и  Владимир  Зорин.

— Организатором этого престижного в Финляндии фестиваля, — рассказывает Владимир, — выступает владелец гостиничного туристического комплекса, любитель современного искусства. Именно в этом месте находятся те самые известные стеклянные иглу для наблюдения северного сияния. В этом году плечом к плечу работали авторы из Канады, Китая, Германии, Италии, Эстонии, Финляндии и России. Нам выделили для жилья по домику, нас  прекрасно кормили, были предоставлены материалы для работы. На этот раз я делал свою работу не из дерева, а из металла. В последнее время мне интересны знаки: дорожные, компьютерные, языковые – разные, в том числе схемы. Моя работа  на этом фестивале была создана на основе саамских знаков, которыми обычно расписывают бубны. Это ассоциация, не больше того. В сентябре эта конструкция в виде священного круга размером в четыре метра будет установлена, состоит она из 12-ти четырехметровых элементов, символизирующих замкнутый цикл. Мне всегда хотелось соединить несоединимое. Например, дикую природу и цивилизацию, или далекое прошлое и невероятное будущее. Цвет, флуоресцентные краски я использую именно для того, чтобы усилить этот диапазон. Все скульптуры остаются на территории парка и прекрасно вписаны в ландшафтную среду.

Художник Анна Грязнова побывала в двух творческих поездках.  Ей довелось стать участницей   Всероссийского образовательного  форума «Таврида», объединившего творческую молодёжь страны. «Таврида» собрала более 4 тысяч молодых, активных и талантливых людей России от 18 до 30 лет из всех регионов России.  Анна очень довольна поездкой, ведь там она могла работать рядом и общаться с мэтрами живописи и своими молодыми коллегами. Но вот что удивительно: по признанию Ани, Крыма как такового она не увидела: художники жили на закрытой турбазе.

— Все же было очень интересно, — рассказывает Анна. — Обычно на молодежных всероссийских и зональных выставках мы видим только работы друг друга, и знакомы, получается, заочно,  а здесь можно было познакомиться с авторами поближе. В своем молодежном кругу мы обсуждали общие  проблемы, и оказалось, что ситуация везде примерно одинаковая. Какие-то предложения попытались донести до руководства Союза художников. Вне форума современные молодые художники часто чувствуют себя бесполезными  для общества. Но там  мы  много рисовали,  и было общее ощущение своей полезности, мы  получали от этого огромное удовольствие. Наше усердие поощрялось. Все вокруг творили – это было потрясающе! Интересно было оценить  общий уровень работ молодых художников. Общение со зрелыми мастерами принесло свою пользу, часто в их размышлениях я находила подтверждение многим моим мыслям. Думаю, это мне очень пригодится в будущей работе. Была, конечно, и новая информация. Были и моменты заорганизованности: думается, время, которое тратилось на общие построения и спортивные мероприятия, надо было отдать творчеству, так как  нас, художников, развлекать не надо — наша работа сама по себе для нас радость. Но в целом организаторы постарались сделать и сделали наше пребывание на Тавриде максимально познавательным, интересным и комфортным.

Жанна Свиридникова, в этом году ставшая членом Союза художников РФ, отдыхала с коллегой по цеху Юлией Коросовой в Рязани. Побывали  на родине поэта Сергея Есенина в селе Константиново.

— Там совершенно потрясающие места! — восклицает Жанна. — Были в Скопине, посетили музей керамики, два дня были в Иоанно-Богословском монастыре в селе Пощупово.

Группа творческой молодежи (художники Антонина Юфа, Евгения Лебедева, Соня Тервинская, Наталья Логинова и музыканты Love cult Иван Афанасьев и Аня Куц) во главе с руководителем Сергеем Терентьевым участвовали в норвежско-российском проекте. Своими впечатлениями о путешествии поделилась Евгения Лебедева:

— Наш технический пленэр длился около двух недель. Начало — Териберка, симбиоз красивого горного пейзажа с почти заброшенной деревенькой под снос.  Но мы жили на местном пляже в домиках, похожих на норвежские. Рисовали, ездили на водопад, ходили на рыбацком судне в море, впечатлило больше последнее. Теперь знаю, что перед отправлением не надо было ни есть, ни пить.

В  Киркенесе  мы погрузились в простую жизнь туристов: ели, гуляли, ходили на пикник на море с нашим куратором Андреисом. Конечной точкой нашего путешествия был маяк, мы были  из тех, кто первыми  устроили там обитель для художников. Перед нами была задача: пропустить полученные впечатления через сердце, чтобы потом они отразились в наших выставочных работах. Радовались глаза, но не ноги, мы же  дети полей… Наконец добрались, и началась свободная от мира и ее суеты жизнь. Из окон было видно почти всю Норвегию. Окна с видом на горы и море заменили нам телевизор и интернет.

Юлия Коросова, вступившая в этом году в Союз художников РФ и успешно показавшая себя в нескольких выставках, побывала летом в Томске на пленэре,  посвященном 115-летию  со дня рождения народного художника К.П. Белова. «Томские этюды» проводятся второй год подряд и привлекают художников возможностью познакомиться с одним из ярчайших городов Западной Сибири — старинным купеческим Томском.

— Самые яркие впечатления, — вспоминает Юлия, —  оставили удивительная деревянная резьба, здания в стиле модерн, обилие университетов и сады — Ботанический и Лагерный. Деревянная резьба — изюминка Томска. Восхитительные кружевные наличники, ставни, декоративные элементы завораживают. Жители Томска любят свой город, и это видно по чистоте  улиц, по особой атмосфере в парках, по лицам гуляющих вдоль берега реки Томь.

Юлия считает, что подобного рода пленэры очень важны для художников:

— Помимо возможности набраться новых впечатлений и запастись рабочим материалом, мы получаем возможность познакомиться с художниками, поделиться опытом и получить новый, обзавестись друзьями. Искусство — это единое пространство, для которого нет расстояний, это то что делает Петрозаводск, Томск, Омск, Красноярск, Казахстан, Финляндию, Германию, а именно таков был состав участников пленэра, ближе. Программа пленэра была довольно насыщенная: помимо этюдной работы мы побывали на экскурсиях, мастер-классах, совершили поездку на родину К.П. Белова — в село Пача. По итогам пленэра в культурном центре Томского государственного университета организована выставка и проведен конкурс работ участников. Это была моя первая поездка за уральские горы, первое знакомство с Сибирью и, мне кажется, не последнее — туда, где понравилось,  хочется вернуться!

Егор Кукушкин  все лето провел в трудах:

— Лето хотел отдохнуть с детьми на даче, не вышло.  Пригласили в Норвегию поработать над  сценографией к спектаклю «Одно небо на всех» в «Самовартеатр» в Киркинесе, режиссер Бента Свен Андерсон. Премьера состоится 16 октября. Там я  провел  пол-лета. И параллельно с режиссером Вячеславом Поляковым мы завершали работу над спектаклем по карельским сказкам «Сын-медведь» в  Национальном театре Карелии. Премьера, между прочим,  11 сентября. Вот и отдохнул…

 

XVI Международный лэнд-арт фестиваль Arctic Art Week в Лапландии

Владимир Зорин. Сквозь время
Владимир Зорин. Сквозь время
Тииу Кирсипуу, Эстония
Тииу Кирсипуу, Эстония
Клаус Фридрих Хунсикер, Германия
Клаус Фридрих Хунсикер, Германия
Внутри иглу, для наблюдения за северным сиянием
Внутри иглу, для наблюдения за северным сиянием

 

Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида»

художники_лето5

Анна Грязнова за работой
Анна Грязнова за работой

художники_лето7

художники_лето8

Российский пленэр «Томские этюды»

Томск
Томск
Юлия Коросова
Юлия Коросова

 

Норвежско-российский проект

художники_лето12

художники_лето13

художники_лето14

Егор Кукушкин в «Самовартеатре»

художники_лето17

художники_лето16

Спектакль «Сын-медведь» в Национальном театре Карелии

Сцена из спектакля. Фото Ирины Ларионовой
Сцена из спектакля. Фото Ирины Ларионовой

Фото предоставлены героями публикации