Главное, Культура

Вы все достойны восхищенья!

Алевтина Мухортикова и Игорь Колб. Адажио из балета "Шехерезада", Музыкальный театр Карелии

Алевтина Мухортикова и Игорь Колб так убедительно реконструировали хореографию  Фокина, что возник эффект присутствия на легендарных Русских сезонах в Париже в начале XX века.

Музыкальный театр Карелии отметил свое 60-летие  двумя гала-концертами – оперно-опереточным и балетным.

Я был на обоих и испытал огромное чувство счастья, подъем душевных сил и восхищение искусством всех участников концертов – видимых и невидимых. Имею в виду выход на поклоны в финале балетного гала-концерта работников театральных служб. Поэтому заранее прошу извинить меня, что в публикации упомяну только некоторых. Перефразируя классика, можно сказать:

При юбилейном освещенье

Вы все достойны восхищенья!

Год назад я смотрел балет «Манон» Массне сэра Кеннета Макмиллана в постановке «Ковент-Гардена», видел и лондонский авангардный балет. Поверьте: наш балет лучше! Музыкальный театр Карелии может гордиться — да и гордится! — тем, что балетом руководит Кирилл Симонов, обладающий оригинальным современным хореографическим мышлением, которое идет от совершенного знания классической хореографии Петипа, Иванова, Вайнонена, Фокина.

Столь же современен, а иногда и спорен своей неожиданной, не лишенной своеобразной логики смелостью художественный руководитель оперы Юрий Александров. Я видел ряд постановок в московском театре «Новая опера», где несколько спектаклей поставил Ю. Александров, хотя именно его работ там я не видел. Положа руку на сердце, скажу: спектакли «Новой оперы», с которыми я познакомился, менее интересны петрозаводских оперных спектаклей Юрия Александрова.

Спектакли Александрова могут быть, казалось бы, традиционными внешне, но они насыщены современными режиссерскими приемами. В любом случае они современны по своей сути – сегодняшним прочтением и пониманием музыкальной основы оперы.

Юрий Александров вел первое, опереточное, отделение гала-концерта, воссоздающее страницы истории театра. Как и 60 лет назад, еще перед закрытым занавесом прозвучала увертюра Дунаевского к «Вольному ветру», а затем на сцену вышли веселые морячки Фома и Филипп (Павел Назаров и Ринат Чуганаев). Они не только спели и станцевали — Павел Назаров даже сделал сальто! Скажите мне, в каком оперном театре это может сделать певец? В каждом номере гала-концерта наши актеры синтезировали блестящее искусство оперных певцов и яркое внешнее легкомыслие артистов оперетты. Если в оперных театрах лучше поют, то в оперетте лучше двигаются и танцуют, но к нашему театру это не относится. Петрозаводские актеры с блеском могут петь и играть как оперу, так и оперетту. То же самое можно сказать и о хоре.

Как историка меня заинтересовала первая веха карельской оперетты – «Кумоха» Рувима Пергамента. Дуэт мамки и звонаря (Евгения Гудкова и Ринат Чуганаев) сделан по всем законам оперетты. Подумал, что «Кумоху» стоит возобновить на сцене, возможно, с какими-то изменениями в либретто.

Теплые ностальгические чувства испытал от «Чаниты» (Эльвина Муллина) и «Джудитты» (Ольга Маслова). Как всегда, порадовала опереточная прима Нина Михайловна Болдырева в дуэте из «Сильвы» с Андреем Блаховским. Искреннюю радость доставило мне выступление нашего бывшего солиста Сергея Ермолаева из петербургского театра «Зазеркалье» с арией Баринкая из оперетты «Цыганский барон».  Во время ремонта здания Музыкального театра на крохотной сцене в «Масках» весь репертуар держался на обаятельнейших Сергее Ермолаеве и Надежде Павловой, которая сегодня является солисткой Пермского академического театра оперы и балета.

Представленная как специальный гость, Надежда Павлова исполнила в гала-концерте вальс Эдит Флавон из оперетты Иоганна Штрауса «Король вальса». Этот спектакль в 1960-1970-е годы на сцене нашего театра выдержал 500 представлений! Есть эталон исполнения знаменитого вальса – Милица Корьюс в фильме «Большой вальс». Здесь же очарование исполнительницы, богатство и выразительность ее голосовой палитры надолго затмили для меня тень Милицы Корьюс.

Оперное отделение гала-концерта проходило на фоне и внутри беседки из «Евгения Онегина», художник – Вячеслав Окунев. Хочется отметить логичную постановку и сцепку всех сцен из очень разных опер. Отмечу солистов второго отделения, которые выступили, на мой взгляд, идеально: Андрей Блаховский и Павел Полянинов в «Пиковой даме», Ольга Маслова в «Мадам Баттерфляй», Эльвина Муллина в «Севильском цирюльнике», Евгения Гудкова в «Кармен», Александр Ватолкин, Наталья Ландовская, Вячеслав Хевренок в «Евгении Онегине».

На оперном гала-концерте Андрею Блаховскому вручили свидетельство о присвоении ему звания заслуженного артиста Республики Карелия.

 

Балетный гала-концерт оказался столь же ярок и эмоционально памятен. Тон всему вечеру задал фрагмент из балета на музыку Мендельсона «Сон в летнюю ночь», отмеченный узнаваемым симоновским ритмом, который здесь задавал Пэк (Такахиро Цубо).

Особо приятно было увидеть на сцене мою любимую балерину Наталью Гальцину, ученицы которой исполнили Вальс цветов из балета «Спящая красавица».

Зрительский интерес нарастал от номера к номеру. Кириллу  Симонову удалось с большим вкусом сделать интереснейшую программу, позволившую показать великолепные возможности как самого хореографа, так и балетной труппы. Этому помогли и классическая хореография Льва  Иванова («Лебединое озеро») и ставший классикой, а в начале XX века авангардный балет Михаила Фокина «Шехерезада», адажио из которого мы увидели, и современная хореография Нины Анисимовой  («Гаянэ»), близкая по духу самому Кириллу Симонову.

Удачно оттеняло, а не затмевало танец наших солистов искусство приглашенных звезд – Игоря Колба из Мариинского театра и Анастасии Чумаковой из Литовского Национального театра оперы и балета.

Особо запомнились адажио из балетов «Ромео и Джульетта» (Алевтина Мухортикова и Иван Азанов) и «Шехерезада» (Алевтина Мухортикова и Игорь Колб).

Алевтина Мухотикова создала разные сценические характеры – современной спортивной влюбленной девчонки (Джульетта) и пряно-чувственной восточной обольстительницы (Шехерезада). Вместе с Игорем Колбом они так убедительно реконструировали хореографию  Фокина, что возник эффект присутствия на легендарных Русских сезонах в Париже в начале XX века.

Зрителей восхитили прыжки Мотоя Араки в гопаке из «Тараса Бульбы» Соловьева-Седого.

В балетном гала-концерте оказался всего один вокальный номер. Но зато какой! Надежда Павлова исполнила полную внутреннего психологизма арию Виолетты из первого акта «Травиаты». Драматическое содержание арии певица передала благодаря исключительно богатству голоса и интонационных нюансов.

На балетном гала-концерте солистке балета Алевтине Мухортиковой было вручено свидетельство о присвоении звания заслуженной артистки Республики Карелия.

С 60-летием тебя, вечно юный театр!

Музыкальный театр Карелии, гала-концерт оперы. Фото Виталия Голубева

Музыкальный театр Карелии, гала-концерт оперы. Фото Виталия Голубева
Андрей Блаховский
Сергей Ермолаев
Сергей Ермолаев
Надежда Павлова
Надежда Павлова
детская_студия
Вальс из балета «Спящая красавица» исполняют ученики детской балетной студии Музыкального театра Карелии
Гопак из балета "Тарас Бульба" в исполнении Мотоя Араки. Фото Виталия Голубева
Гопак из балета «Тарас Бульба» в исполнении Мотоя Араки
Сен-Санс, "Умирающий лебедь" - Анастасия Чумакова
Сен-Санс, «Умирающий лебедь» — Анастасия Чумакова
Адажио из балета "Шехерезада" Римского-Корсакова - Алевтина Мухортикова и Игорь Колб
Адажио из балета «Шехерезада» Римского-Корсакова — Алевтина Мухортикова и Игорь Колб

Балет Музыкального театра Карелии. Фото Виталия Голубева

 

Фото Виталия Голубева