Главное, Культура

Отступать некуда. Впереди – Кижи

Деревня Оятевщина в будущем

Не завершив один уникальный проект – реставрацию Преображенского собора, музей-заповедник «Кижи» приступает к реализации второго.

Близится к завершению строительство дороги между Великой Губой и деревней Оятевщина, которая сделает доступным посещение музея-заповедника для автотуристов, путешествующих на личных машинах и туристических автобусах.

Дело в том, что между Оятевщиной и островом Кижи самое короткое водное расстояние (около километра), преодолеть которое, добравшись до деревни и оставив там машины на специально оборудованных стоянках, туристы смогут на  пароме или других маломерных судах летом и хивусах зимой. Это, планируют в музее, позволит не только увеличить турпоток, но и растянуть его в течение года, снизив тем самым нагрузки летом. Проект родился не сегодня и не вчера. Но  приступить к его реализации можно было только после строительства трассы, соединяющей село Великая Губа и деревню Оятевщина.

Правда, прежде предстоит выполнить огромный объект работ, решить целый ряд проблем – теперь уже музею. И одна из первых – определиться с правом собственности на землю, где предполагается строительство поселка (а земля сегодня находится в частной собственности), согласовать проект с дирекцией Водлозерского национального парка, управляющего Кижским заказником, в чьих границах расположен участок планируемой застройки. Предстоят еще различные согласования с целым рядом охранных служб, в первую очередь экологическими.

Что же предполагается  построить в Оятевщине? Визит-центр музея «Кижи» в самой деревне. Это причал и два деревянных здания на месте утраченных крестьянских. За пределами деревни расположатся многофункциональный туристический комплекс (120 гостей и 60 мест для обслуживающего персонала, командированных специалистов и т.д.), две парковки, кафе, хозяйственные службы и площадка для палаточного лагеря. Центром этого нового поселка станет выставочный павильон для галеаса – уникального ладожского торгового судна XVIII века, выброшенного штормом на берег Ладожского озера в 2009 году.

Эскизный проект  по созданию этого комплекса представил 3 декабря на обсуждение рабочей группы Общественного совета по управлению объектом Всемирного наследия «Кижский погост» главный архитектор музея Владислав Куспак.

Эскиз  комплекса в Оятевщине

Предполагаемое строительство находится за пределами острова, но в охранной зоне, а значит, проект обретет силу и начнет воплощаться в жизнь только после согласования в Министерстве культуры России и в ЮНЕСКО. Напомню, что согласование проекта входной зоны с ЮНЕСКО на самом острове идет уже несколько лет.

Несмотря на некоторую временную отдаленность начала строительства, члены рабочей группы Общественного совета музея весьма серьезно отнеслись к обсуждению уже эскизного проекта. У архитекторов, принимавших участие в дискуссии, вызывало замечание не только архитектурное решение некоторых новостроек, но и в целом зонирование поселка, попытка на небольшой площади поставить как можно больше зданий, что создает впечатление уплотнительной застройки, характерной сегодня больше для городского строительства. В ходе обсуждения возникло даже предложение подумать уже сегодня о том, чтобы оставить в районе Оятевщины только транспортную составляющую, а всё другое перенести за 7-8 километров, тоже на берегу озера, но без тех ограничений, которые существуют здесь, в охранной зоне.

Однако, как бы ни были серьезны  все эти замечания, время для их решения  еще есть, а главное они решаемы. На мой взгляд, есть куда более серьезный вопрос: предполагается, что это будет инвестиционный проект. Ну, а экономическое положение, в том числе и состояние инвестиционного климата в стране сегодня хорошо известно каждому. Замечу, что дорогу строят на государственные деньги. Вопрос по инвестору строительства комплекса в Оятевщине пока открытый.

Можно сказать, после окончания его строительства не только в Карелии, но и в России появится новый туристический маршрут. Он, безусловно, будет менее комфортным, чем круизный (а теплоходы и в дальнейшем будут швартоваться у причала  самих Кижей), но более демократичным, а, значит, доступным, особенно для молодежи,  и в первую очередь студенческой. А это значит, нужно подумать об открытии регулярных автобусных маршрутов до Оятевщины, и не раз или два в неделю, ведь не у всех есть личные автомашины. Это к тому, что не должны остаться в стороне от реализации этого проекта ни республиканская, ни районная власти.

Нужно привести в порядок дорогу от Медвежьегорска до Великой Губы, и не только дорожное полотно. Следует подумать о создании придорожной инфраструктуры, которая сегодня в большинстве случаев представлена только «санитарными остановками», которые кто-то из остроумных туристов окрестил «Кусты налево, кусты направо», вызывающими ужас уже не только у иностранцев, но и путешествующих россиян. Поэтому это не смешно, а очень грустно. И, согласитесь, проехать около 100 километров по Заонежью, любуясь из окна автобуса или машины умирающими деревнями и селами, заброшенными памятниками деревянной архитектуры, тоже не очень приятно. Даже если впереди путешественников будет ждать такое чудо – Кижи. Поэтому сегодня бесполезно гадать и подсчитывать, каким будет турпоток, как быстро он сформируется. Но отступать некуда. Впереди – Кижи.

На снимке вверху: Деревня Оятевщина в будущем.

 

Фото пресс-службы музея-заповедника «Кижи»