Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное, Культура

Белый альбом

Э. Винярский, А. Телин и И. Фатьянов. Немой диалог

В медиа-центре «Vыход» экспонируется выставка, которая стала результатом творческой экспедиции молодых авторов на Крайний Север в рамках художественного проекта «Баренц Бук». Представлены видео, графика, текстиль и фотография.

Никогда не знаешь, как отзовется в твоем сердце та или иная выставка. Иногда это может зависеть от твоего настроения и даже погоды. Сколько раз бывало, что после повторного посещения мои впечатления менялись. Мне не удалось побывать на открытии выставки «Белый альбом», и после вернисажа я слышала противоречивые отзывы.

Эта групповая  выставка сложилась как результат творческой экспедиции молодых авторов во главе с Сергеем Терентьевым на Крайний Север в рамках художественного проекта «Баренц Бук». 15 дней художники, карельские и норвежские, исследовали побережье Баренцева моря. Маршрут лежал через Мурманск, Териберку, Киркенес, Бёк-фьорд.

Первым этапом  исследований для наших художников было Белое море и как итог запомнившаяся выставка «Гандвик бук». Теперь – Баренцево море и «Белый альбом». Оказывается, название  — это метафора снежного Севера, навеянное предысторией создания группой  The Beatles одноименного альбома, когда группа уезжала в Индию с целью оторваться от суеты, уединиться.

Идея замечательная. И результат меня больше впечатлил, чем я ожидала. Может, всегда лучше не ждать чего-то экстраординарного, чтобы не разочароваться? Экспозиция получилась полноценной в смысле разнообразия представленных жанров: графика сочетается с видео, фотографией и инсталляцией. Небольшой зал, нет нагромождения работ, их сочетаемость содействует восприятию идеи выставки. В ней нет ничего лишнего. Она создана в духе скандинавского, северного стиля с его лаконичностью, естественностью и свободным пространством.

Скандинавский дух чувствуется зрителем и в самих работах авторов, в их тематике. Игорь Котуков  исследует тему камня в технике офорта, Дина Четвертная тему ледяного Заполярья – гравюры на картоне. Обращают на себя внимание выполненные  в смешанной технике листы Евгения Терпугова («Окно», «Воспоминания») и Антонины Юфа («Археология памяти»),  линогравюра «Волчица» Софьи Тервинской,

На  выставке представлены три замечательных видео – Натальи Егоровой, Натальи Логиновой и Ивана Смирнова. Благодаря этому жанру в особенности и создается впечатление мощи Севера. Например, видео под названием «Стиралка» Натальи Логиновой посвящается школьной библиотеке в поселке  Териберка. На экране мы видим плещущие, набегающие друг на друга волны. На переднем плане изображены стопка книг и стиральная машина.

— Северные моря, — поясняет Наталья свою работу, — это  граница человеческих завоеваний. Требуются огромные усилия, чтобы поддерживать жизнь в суровом климате. Как только ослабевает поддержка «большой земли» — море смывает все следы цивилизации. А квинтэссенция цивилизации — это литература.

Видео Натальи Егоровой «Присутствие» не требует пояснений. Здесь на экране за восемь с небольшим минут мы видим и ощущаем Север как Нечто живое, с которым необходимо считаться человеку. Сильное высказывание получилось у Ивана Смирнова — стильное, глубокое, созвучное тематике. Его 11-минутная видеоинсталляция называется «Берег моря». Размышляя о Баренцевом море, художник пытается  понять, как выразить его через шрифт. Иван решает, что визуальный текст должен быть динамичен и хаотичен, как движение воды, и исчезать так же быстро, как и появляться, подобно берегу, омываемому морскими волнами. И вот появляется необычный образ «каллиграфии на воде» c текстовым описанием береговой линии Баренцева моря.

— Есть текст, который очерчивает границы моря, — комментирует Иван работу над образом, —  и есть вода, которая эти границы размывает. Я пишу текст на воде, кистью разгоняя воду, но текст сразу же исчезает, заполняясь обратно водой. Записываю всё на камеру, дополняя видеоряд шумом моря, и экспонирую всё в замкнутом пространстве.

Осталось сказать об инсталляции, над которой работали художники Эдуард Винярский, Антон Телин и Илья Фатянов. Каждый из них выполнял свою работу-дизайнера, конструктора, технолога. Мне понравилась эта инсталляция: она создана из чисто скандинавских материалов – дерева и  тканей — естественные и натуральные, но почему-то подумалось, что не хватает меха. Возможно, он был бы тут к месту.

Выставка работает до 22 декабря. Она является генеральной репетицией перед презентацией ее в Киркенесе (Норвегия) на международном фестивале искусств Barents Spektakel в феврале 2016 года.

Евгений Терпугов. Окно
Евгений Терпугов. Окно
Александра Гордеева. Звезды говорят
Александра Гордеева. Звезды говорят
 Стоп-кадр видеоинсталляции "Стиралка" Натальи Логиновой
Стоп-кадр видеоинсталляции «Стиралка» Натальи Логиновой
Игорь Котуков. Из серии "Камни"
Игорь Котуков. Из серии «Камни»
Дина Четвертная. Из серии "Заполярье"
Дина Четвертная. Из серии «Заполярье»
Антонина Юфа. Археология памяти
Антонина Юфа. Археология памяти
Стоп-кадр видеоинсталляции Ивана Смирнова "Берег моря"
Стоп-кадр видеоинсталляции Ивана Смирнова «Берег моря»

На выставке

На выставке

На выставке

Фото Ирины Ларионовой