Культура

Соблюдать традиции везде и всегда

{hsimage|Юрий Соломин на пресс-конференции в Петрозаводске 5 мая |right|||}

Следовать этому принципу, о котором заявил на пресс-конференции народный артист СССР Юрий Соломин, ему, как говорится, сам бог велел. Ведь Соломин возглавляет старейший русский национальный театр страны — Государственный Академический Малый. 6 мая начинаются его гастроли в Петрозаводске на сцене Музыкального театра.

Причем, в этот день театр отметит на петрозаводской сцене юбилей — «Горе от ума» А. Грибоедова будет сыграно актерами Малого в 200-й раз. Кстати, именно «Горе от ума» открывает последние годы все театральные сезоны и гастроли театра, сменив на этом «посту» гоголевского «Ревизора».

Для одних Малый театр — Дом Щепкина, для других — Дом А. Островского. Верно, пожалуй, и то, и другое. Ибо, во-первых, актеры театра исповедуют принципы русской актерской школы, а во-вторых, именно Малому чаще всего отдавал свои пьесы великий русский драматург Александр Николаевич Островский, которого Тургенев называл создателем русской театральной школы. И сегодня в репертуаре театра 12 пьес Островского.

{hsimage|На пресс-конференции актеры Малого театра Полина Долинская, Глеб Подгородинский и министр культуры Карелии Елена Богданова ||||}

Своим принципам театр не изменял ни в какое время, не поддается соблазну заманить зрителя в театр, грубо осовременивая классику, приспосабливая ее к далеко не отменным вкусам современников. Малый театр давно уже воспитал своего зрителя, здесь родились не только актерские, но и зрительские династии. И своему зрителю театр не изменяет никогда.

— Ну не может Раневская в «Вишневом саде» быть наркоманкой! — возмущался Ю. Соломин. — Антон Павлович Чехов был врачом, и если бы ему нужно было бы сделать героиню своей пьесы наркоманкой, он бы сумел создать такой образ. Но у Чехова она другая. И ему веришь, а вот постановщику нет. Но, поймав один раз на лжи, как можно верить дальше?

Писатель, актриса и драматург, правнучка Михаила Щепкина Татьяна Львовна Щепкина-Куперник писала в своих воспоминаний: «Надо было ждать каждого первого представления, как его ждала вся Москва, чтобы понять как он много для нас значил, этот замечательный Малый театр.  Его сцена для московской молодежи была той кафедрой, с которой великолепные артисты лучше всяких проповедников учили нас любви к красоте, правда и свободе».

{hsimage|Людмила Полякова и Виктор Низовой ||||}

Может быть, именно здесь следует искать причину отсутствия в репертуаре ярких постановок современных авторов? По крайней мере, отвечая на мой вопрос, Юрий Мефодьевич Соломин был категоричен:

— Современная драматургия мне неинтересна.

Хотя какие-то пьесы все-таки попадают на сцену Малого, правда, не на главную, а филиала театра. Как, например, «Сон героини» А. Галина. Но все же русская классика остается главной любовью Малого: Островский и Чехов, Грибоедов и Гоголь, Фонвизин и Каратыгин, Булгаков и Алексей Толстой… Александр Николаевич Островский для Малого — автор вне времени и пространства. Постановки по его произведениям пользуются большим успехом и у зарубежного зрителя во время гастролей театра.

Популяризируя русскую классику и русский национальный театр, Малый на свои далеко небогатые средства стал в 1994 году инициатором Международного фестиваля национальных театров, в рамках которого труппы из разных стран мира привозят на старейшую московскую драматическую сцену свои традиционные постановки, созданные в русле национального искусства. И, естественно, именно в Малом мог родиться фестиваль «Островский в Доме Островского», в котором участвуют русские провинциальные театры.

{hsimage|Сцена из спектакля "Правда — хорошо, а счастье лучше". Фото с сайта театра ||||}

Малый театр не нуждается в особых рекомендациях, он давно уже, как теперь модно говорить, бренд. Скоро основное здание театра закрывается на ремонт, а это значит, у провинциальной России есть возможность увидеть искусство высокой пробы. Можно сказать, что несмотря на довольно высокую для петрозаводчан стоимость билетов все четыре гастрольных дня у Малого полный аншлаг. Нам привезли Грибоедова и Островского, которых можно в большей степени назвать нашими современниками, чем многих нынешних авторов.

Следует поблагодарить и Министерство культуры Карелии, которое при финансовой поддержке Министерства культуры России проявило интерес и нашло возможность пригласить на гастроли в Петрозаводск один из лучших российских театров.

6 и 7 мая на петрозаводской сцене театр покажет "Горе от ума", 8 и 9 мая "Правда — хорошо, а счастье лучше".

 

Фото автора