Главное, Культура

Творческие метаморфозы Марии Валеевой

Импровизации Марии Валеевой. Фото Ирины Ларионовой

Импровизацию Марии на лэнд-арт фестивале, проходившем в Петрозаводске два года назад, забыть невозможно. Уверена, все, кто ее видел, были под впечатлением. 

На рождественских каникулах в Центре молодежи Мария Валеева организовала необычный мастер-класс.

Пока группа молодых людей самым затейливым образом крутила обручи и жонглировала, мы с Марией беседовали за чашкой горячего чая, что было не данью церемонии, а естественной необходимостью после получасовой прогулки  при тридцатиградусном морозе.

 

– Мария, в чем заключается ваша деятельность?

– В настоящий момент я свободный художник. В 2014 году  стала членом Союза театральных деятелей РФ.   До этого у меня была вполне урегулированная деятельность.  Работала в Детском театральном центре преподавателем, у меня был свой клуб-студия современного танца >18<,  сотрудничала с кафедрой культурологии ПетрГУ, театрами. Одновременно я создала проект «Мария Валеева и Co», в котором участвовали мои лучшие ученицы. Они в конечном итоге получили специальное образование и оказались востребованными.

Опыт работы в государственной системе дополнительного образования составил чуть более 13 лет.  Затем всё перевернулось. Творчество и свобода встали на первое место. Пришлось сказать себе, что  больше официально нигде не работаю, и отныне посвящаю время искусству, которым буду делиться с миром. Сразу же столкнулась с тем, что в новом качестве свободной личности и непринадлежности к организациям даже зал для выступления бесплатно никто не пожалует. «Кто вы?»  спрашивали меня хорошо знающие меня люди. И тогда  один из друзей посоветовал мне стать членом СТД.  Это была замечательная идея: как у члена Союза театральных деятелей у меня появились некоторые новые возможности. Например,  вход в театр для меня стал бесплатным, и в Доме актера я могу заниматься на человеческих условиях в душевной обстановке.

 

– Как вы пришли к тому, чтобы стать свободным художником? 

– Путь этот был долгим и непростым. Должна признаться, никогда не чувствовала себя по-настоящему свободным художником до самого последнего момента. Первое мое образование – высшее юридическое в ПетрГУ. Во время учёбы моя душа принадлежала пластическому театру «Грим», поэтому естественно, я искала возможность  и получила среднее специальное образование в Москве как педагог-хореограф. По программе мы изучали классическую хореографию, народный танец – всё, кроме современного танца, а мне уже тогда был интересен именно современный его аспект. Я много училась, посещая мастер-классы в России и за границей. Например, запомнился мастер-класс Джилл Кларк из Великобритании. Эта лаборатория  состоялась при московской школе летних танцев.  Благодаря  Джилл я поняла, как танцевать не надо, и осознала  танец как процесс.  Мне повезло: было много интересных встреч и педагогов.

 

– Какое-то время  вы работали в Москве и в Санкт-Петербурге…

– Да, жизнь кипела. Но так сложилось, что я вернулась в Петрозаводск. Здесь мой дом. Как у человека системы, находящегося в своеобразном колесе преподавательской деятельности, у меня были разнообразные возможности для реализации себя и в творческой жизни. Однако система и профиль преподавания не дают импульсов к саморазвитию, это область служения людям, и совмещать её с искусством, на мой взгляд, задача сложная.

Ещё сложнее в современном обществе стать свободным художником: жить и существовать, занимаясь исключительно искусством. Это непрактично, неадекватно, просто трудно. Именно это стало для меня индикатором честности для себя: смогу или нет. Нырнув в культуру андеграунда, почувствовала себя несколько беспомощной, хотя там столько интересных людей оказалось. Поняла, что соло не получается, что у меня даже нет  помещения, где я смогла бы репетировать,  не знала, как организовать свое время. У меня есть школьная подруга, она скульптор.  Побеседовав с ней в очередной раз, поняла разницу:  внутренне моя подруга всегда была свободным художником, а я нет. Вот такая метаморфоза…

 

– И что нового случилось в творческой жизни после этой метаморфозы?

– Побывала на фестивале в Германии, выступила и показала свое соло. Пыталась использовать интернет для налаживания связей, но эта затея на данный момент представляется мне не подлинной, поэтому в свою жизнь допускаю только личные контакты. Таким образом в 2013 году попала в русско-норвежский проект,  и мы с группой наших петрозаводских жонглеров участвовали в совершенно сумасшедшем интерактивном перформансе во время Винтажной выставки.

В прошлом году выиграла крупный грант на пребывание в норвежской резиденции. В течение целого месяца жила в городе Тромсё. Это было для меня время творческого вакуума в Петрозаводске, здесь то, чем я занимаюсь, мало востребовано.  Дело в том, что в тот момент я занялась вне мэйнстримным экспериментом. Мне понравилось соединять в проектах разные идеи и разных людей. Создав сезонные мастерские  летние, зимние, по временам года, так я нашла свою форму. Название этой работы – эксперимент-исследование интуитивного существования. Включила интуицию и решила просто довериться себе. Понятно, что  это  не так просто, даже страшно находиться в свободном плавании. Но сомнений не было. Слава Богу, мама меня понимает и одобряет мои поиски. Какое-то время пыталась организовать что-то для заработка, но потом  Ом Шанти  успокоилась  и расслабилась, дала себе время.

 

 А что было в Тромсё?

– У меня было множество впечатлений и эмоций.  С норвежской коллегой Майей Ми Самуэлсэн мы сделали часовой перформанс и показали его на  весеннем  фестивале в первых числах мая. Композиция называлась «Мужские эмоции и женский баланс». Также провела мастер-класс для студентов из театрального вуза в Тромсё, после чего  они стали участниками  промо-фестиваля.  Подготовила импровизацию с эмигрантами, ее мы тоже показали во время фестиваля.

Впервые рассказывала о себе как о свободном художнике на презентации в широко известном и популярном за границей формате «печа-куча»: людям даётся 6 минут и возможность продемонстрировать 20 слайдов по 20 секунд, сопровождая их рассказом о своих проектах.

Из Норвегии возвращалась на подъеме. 8-9 мая мы с очередными моими подмастерьями уже выступали на фестивале перформанса и импровизации «Слово и тело» в Санкт-Петербурге. При этом мы  в своем перформансе использовали скайп-коннекшн с Майя Ми из Тромсё.

 

Тут мы с Марией прервались, и я познакомилась с ее гостьей Еленой Ойтинен, которая имеет русские корни, но родилась в Финляндии.  Лена выступает с уличными театрами в Европе, а училась в цирковой школе в испанской Гранаде. В Финляндии есть даже коробка конфет с изображением Елены. Она приехала показать мастер-класс по работе с обручем. Каюсь, я тоже попробовала. Искусство оказалось непростым. Владеть телом нужно виртуозно, а обручи, между прочим, не тяжелые, а легкие, отчего задача становится еще сложнее. А потом мы продолжили нашу беседу с Марией.

 

 Чему была посвящена ваша последняя сезонная мастерская?

– Теме уличного театра. То, что распространено в тёплой Европе, для нас редко встречающееся явление. Дело в том, что в 2013 году я присоединилась к нашим петрозаводским жонглерам и поехала с ними на фестиваль современного цирка «5-3-1» в Хельсинки, и именно это вдохновило меня на новые поиски. В результате познакомились с Еленой Ойтинен, которую пригласила в Петрозаводск поделиться  своими знаниями.

 

– Как вы относитесь к творчеству Марины Абрамович, культовой художнице перформанса? И какие у вас планы?

– Благодаря творчеству Марины Абрамович, теперь каждый второй хорошо выговаривает слово «перформанс». Перформанс в настоящее время – это уже мейнстрим.  Мы дважды создавали и представляли  перформанс для Международного лэнд-арт фестиваля «Карелфест» в Петрозаводске. Это было интересно, отчасти потому, что у организатора этого фестиваля Владимира Зорина  есть адекватное представление об этой области современного искусства и передовых  течениях в нем. И он пытается продвигать его. Вспомните историю contemporary dance – изначально непопулярное занятие для немногих и посвящённых сегодня стало вполне способным к выживаню в коммерческих джунглях направлением. Это значит, что достижения авангарда так или иначе становятся признанными большинством. Это очень хорошо.

Я только что вернулась из Санкт-Петербурга, где представляла перформанс «Способности обезьян» на выставке современного искусства «Ритуалы искренности» в библиотеке имени Маяковского. После питерской аудитории  искусствоведов, философов, студентов возвращаться к петрозаводским реалиям приходится насильно. В то же время здесь успокаиваешься и, ощущая минимум возможностей, и узость кругов сильного окружения, фокусируешься на истинном.

Следующим серьёзным проектом станет подготовка к фестивалю уличных театров, который впервые состоится в июне в День города. В этот раз буду привлекать в дело проверенных людей, профессионалов своего дела, тех, кто  связан с искусством крепкими узами.

Поэтому темой моей следующей мастерской станет качество.

 

– Что для вас творчество?

– Творчество – это красивая философская тема. В общем понимании творчество  акт, сопряженный со свободой. Скажем, ребенок изначально до какого-то момента не творческая, а просто свободная личность. Впоследствии, когда мы соприкасаемся с социумом, у каждого при этом своя история  семья, школа, мы становимся ограниченными тем или иным опытом. Мы больше не свободны. Накапливается напряжение, подсознательный поиск естественного состояния свободы, и если эта тяга не погублена, то человек всем своим существом стремится к испытанной в детстве внутренней свободе, несмотря на непреодолимые внешние факторы. Многие говорят о том, что делание с любовью и есть творчество. На этот счёт, для более глубокого изучения вопроса, стоит прочитать, как минимум, труд Николая  Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека».

Человек создан свободным, а не творцом. Творец — это не человек, человек желает быть творцом. Для того, чтобы быть свободным, необходима внутренняя сила и мужество, а чтобы назвать себя творцом, достаточно желания, самомнения и достоинства.

Импровизации Марии Валеевой

Фото автора и Марии Брусникиной