Культура

На культуре можно зарабатывать. И гораздо больше, чем сейчас

Анна Заваркина

»Иллюзии старого города». Фото Анны Заваркиной
Как это можно сделать? Об этом рассказали гости из Финляндии. На минувшей неделе в КарНЦ РАН состоялась презентация нового совместного проекта.

Проект «Современный старый город: совершенствование трансграничного культурного туризма» осуществляться будет в двух городах – финском Йоэнсуу и столице Карелии.

О другом совместном проекте – «Города у воды» – мы уже рассказывали,  работа над ним завершится весной будущего года. В презентации нового проекта протяженностью 30 месяцев принимали участие представители городского самоуправления двух городов, ученые и сотрудники музеев, сотрудники турфирм. Ибо одной из задач проекта является создание новых турпродуктов, развитие информационных каналов.

На культуре акцент был сделан не случайно. Сегодня все большую популярность приобретает именно культурно-исторический и экологический туризм. По мнению представителя финской турфирмы «Маткакарьяла» Айри Песси-Мустонен, 80 процентов туристов, желающих посетить Карелию, привлекают в первую очередь ее памятники истории и культуры, ее театры и музеи, различные культурные мероприятия – музыкальные и театральные фестивали, выставки.

Директор по культуре Йонэнсуу Янна Пуумалайнен
Директор по культуре Йонэнсуу Янна Пуумалайнен
Нам есть чем удивить, привлечь внимание, что показать. Однако, по данным, которые привел начальник управления экономики и инвестиционной политики комитета экономического развития мэрии Петрозаводска С. Филин, поток туристов  в последнее время уменьшается. Кстати, такой же процесс наблюдается и в целом по России: одно из последних заседаний в качестве Президента РФ Дмитрий Медведев посвятил именно этому вопросу. И дело не только в кризисе в Западной Европ, но и в низком уровне туристского сервиса, который мы предлагаем сегодня: стоимость поездок по России не соответствует уровню предлагаемого сервиса и безопасности. Ну а россиян и вовсе отпугивает цена: дешевле  отдохнуть неделю в Турции или Египте, чем провести хотя бы два-три дня в старинных русских городах Золотого кольца. Так что спад ожидается и дальше. Да и заграница по карману далеко не всем россиянам.

Лет 5-6 назад было проведено социологическое исследование, чтобы выяснить, много ли наших сограждан вообще бывало за границей?  Оказывается, более половины опрошенных – 57% вообще ни разу не были за рубежом. Наибольшее количество таких «невыездных» в возрастной категории старше 50 лет – 63,5%, среди молодежи младше 30 лет – 55%. Среди тех, кто был за границей хотя бы раз в жизни, мужчин в процентном соотношении на 3% больше, чем женщин, причем практически во всех возрастных категориях.

А вот портрет финского туриста, как выяснилось  на семинаре, резко отличается от нашего отечественного. Как правило, это люди среднего и старшего возраста (и в последние годы они становятся все старше), в основном женщины. Иногда единственный мужчина в группе – водитель автобуса, в котором финские туристки путешествуют.

Турист сегодня, и наш и зарубежный, – нет, не привередливый, а требовательный.  Он не готов швырять деньги налево и направо, и когда платит, требует соответствующего уровня услуг. Еще для него важно общее впечатление, которое он получает от турпоездки. Ему нужны новые ощущения. Его интересуют не только природа или памятники истории, но и образ жизни той страны, куда он приехал. Но если по части удовлетворения культурных ожиданий приезжающих к нам туристов мы не уступим ни одной стране (а Карелия ни одному региону России), то в остальном – увы!

Фото Владимира Никандрова
Фото Владимира Никандрова
Можно разработать амбициозную программу «Духовное возрождение Севера», а турист не поедет, если в заботе о «возвышенном» мы забудем о земном. Ну, хотя бы о том, что санитарная зона для остановки туристических автобусов, – это не придорожные чахлые кусты. Учитывает ли сегодня наша туриндустрия, что большая часть тех же финских групп состоит из людей пожилого возраста, требующих не только более комфортных, но и специфических бытовых условий? Сомневаюсь.

Бывает, признавались финские гости, есть превосходная идея, разрабатывается интереснейший маршрут, но он не продается. Так что не только Восток, но и туризм – дело тонкое, сложное.

Приветствуя участников семинара, руководитель Петрозаводского отделения Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Анна-Мария Лиукко не скрывала своих симпатий к Петрозаводску. Но добавила, что во время прогулок по нашей столице у нее часто возникают идеи по использованию тех или иных зданий, по благоустройству тех или иных уголков города. И привела пример: отреставрировав старый заводской корпус завода по производству кабеля, городские власти Хельсинки отдали его общественным организациям финской столицы, и там буквально забурлила новая жизнь.

Могу дополнить рассказ госпожи Лиукко: во время пресс-тура в Финляндию нам, карельским журналистам, показали современный спорткомплекс с бассейном, который разместился в старом здании типографии, естественно, после его  реконструкции. При этом хозяева подчеркнули, что посещение комплекса в дневное время бесплатное для всех,  по вечерам им пользуются члены различных спортивных клубов, членский взнос в которых в то время составлял один евро в месяц. И второе: приехать туда позаниматься спортом можно на любом виде муниципального транспорта из любого района Хельсинки. Кстати, мы жили в гостинице в старом порту, под которую переоборудовали списанные за ненадобностью портовые склады.

Фото Константина Пуговкина
Фото Константина Пуговкина
О нет, утверждать, что кроме деклараций о развитии туризма в Петрозаводске ничего не делается, несправедливо. О том, что уже сделано, и планы на будущее представили и заместитель начальника управления общественных связей администрации Петрозаводского городского округа Н. Лаврушина, и заместитель министра по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Карелии Е. Шорохов, и зав. сектором проектов и программ музея-заповедника «Кижи» С. Касьянов.

Надо отдать должное музею, который хранит то, что еще осталось от квартала старой застройки.  Конечно, создать в этом уголке старого Петрозаводска планируемый когда-то музей городского быта «Кижи» не в состоянии, у него другие задачи и функции. Но «Иллюзии старого города» (которые сегодня существуют и в виртуальном пространстве)  –  тот самый турпродукт, который так нужен Петрозаводску. Кстати, в рамках проекта «Города у воды» петрозаводские архитекторы разработали проекты реконструкции квартала исторической застройки и преображения набережной Онежского озера – от Сайнаволока до Соломенного. Дело за инвесторами.

Разговор о развитии туризма в двух городах, участниках проекта, – Петрозаводске и Йоэнсуу получился не только интересным, предметным, но и поучительным. Не только для карельской, но и для финской стороны. Ибо во главу угла был поставлен турист, его интересы, запросы, ожидания. Научившись удовлетворять их, мы научимся зарабатывать на туризме деньги. Пока же в России если турист и занимает в этом углу почетное место, то… в качестве липки, предназначенной только для того, чтобы ее ободрать.

В качестве иллюстраций мне показалось интересным использовать фотографии петрозаводчан, которые выложены на сайте администрации Петрозаводской городского округа, – такой они видят  столицу Карелии.