Культура

«Это кантеле звучанье!»

Танцевальная группа ансамбля «Кантеле» исполняет танец «Заонежская вышивка». 1958 год
Танцевальная группа ансамбля «Кантеле» исполняет танец «Заонежская вышивка». 1958 год

  В 2016 году исполняется 80 лет одному из старейших творческих коллективов Карелии — Национальному ансамблю песни и танца «Кантеле». Публикация Национального архива Карелии.

«… Чудный звон летит далеко,

Мчится через шесть селений:

Никого там не осталось,

Кто б не шел игру послушать,

Ту игру с прекрасным звоном,

Это кантеле звучанье…»

«Калевала». Руна 44. Пер. Л. П. Бельского

 

Много лет назад ансамбль был создан для сохранения национальных традиций и культуры Карельского края. Творческий путь коллектива ансамбля сохранился в документах, которые сейчас находятся на хранении в Национальном архиве Республики Карелия.

Официально годом рождения ансамбля «Кантеле» принято считать 1936 год. Однако, заслуженный артист КАССР и РСФСР Максим Иванович Гаврилов, один из первых участников ансамбля, в своих воспоминаниях относит период формирования коллектива к началу 1930-х. Именно тогда собиратель народного фольклора Виктор Пантелеймонович Гудков набирал «группу любителей игры на кантеле» из числа воспитанников Петрозаводского детского дома, кружковцев Дворца пионеров и студентов педагогического училища. В.П. Гудков был настолько увлечен этой работой, что несмотря на отсутствие постоянного помещения для репетиций, занятия порой проводились на квартире четы Гудковых. М.И. Гаврилов в очерке «Под музыку Северных рун» так писал о Гудкове: «Он учил людей игре на кантеле и сам, не стесняясь, учился теории музыки, композиции, гармонии у композиторов Н.Н. Леви и Л.Я. Теплицкого».

В рукописном варианте статьи Гельмера-Райнера Синисало, написанной им в соавторстве с М. Гавриловым в 1951 году, читаем: «… Небольшая группа кантелистов (8 — 10 человек), исполняя карельские и финские мелодии, переложенные и гармонизированные В. Гудковым, Н. Леви, Л. Теплицким, неизменно пользовалась успехом как перед многочисленной аудиторией на лесопунктах и рыболовецких становищах Карелии, так и перед трудящимися и интеллигенцией городов нашей республики…».

Статус государственного ансамбль «Кантеле» получил в 1936 году после участия в I Всесоюзном радиофестивале в Москве. Необходимость организации национального коллектива была обозначена в Постановлении Бюро Петрозаводского горкома ВКП(б) от 09.04.1936 г.: «Учитывая наличие в среде трудящихся Карелии многообразных художественных видов фольклора, неуклонный рост проявлений народного творчества и художественной самодеятельности в Карелии на базе подъема социалистического хозяйства — считать необходимым организовать в Петрозаводске художественный коллектив народного творчества трудящихся в Карелии по образцу уже имеющихся коллективов в других национальных республиках… Установить, что центральным звеном коллектива должен быть оркестр кантелистов…». Инициатива была одобрена на заседании Бюро Карельского областного комитета ВКП(б) от 16.04.1936 г., руководителем  утвержден В.П. Гудков.

На Декаде карельского искусства в Ленинграде в 1937 году коллектив «Кантеле» познакомил жителей и гостей города с творчеством народов Карелии — карелов, финнов и вепсов. Сохранение и популяризация культуры Карелии было продолжено ансамблем в гастрольных поездках в конце 1930-х годов. В это время коллектив активно работал над профессиональным мастерством. В репертуаре «Кантеле» были не только карельские мелодии, песни, танцы, но и произведения братских народов страны.

Во время советско-финляндской войны коллектив ансамбля выступал с концертами в частях действующей Красной Армии — на артистов была возложена задача по поддержанию морального духа солдат. Из воспоминаний Г-Р.Н. Синисало и М.И. Гаврилова: «… Зимой в 40-градусный мороз артисты были частыми гостями в танковых, пехотных, и других частях, крушивших линию Маннергейма на Карельском перешейке… Надо было видеть, как тепло встречали выступления ансамбля танкисты или пехотинцы у себя в частях. Они ещё до начала концерта хлопотали вокруг участников ансамбля, грели чай в больших чайниках, угощали, а после концерта тепло провожали и приглашали ещё побывать у них…». После окончания войны коллектив вновь вернулся в Петрозаводск.

С началом Великой Отечественной войны ряды ансамбля значительно поредели: кто-то получил назначение в воинскую часть, кто-то отправился в народное ополчение. Вспоминая начало войны, М.И. Гаврилов писал: «… Ансамбль сразу же нашёл своё место в общем строю… Мы выступали с концертами в воинских частях Карельского фронта, в госпиталях, перед населением прифронтовой полосы». Тяжелые военные условия, болезни значительно усложнили творческую деятельность коллектива.

Коллектив Государственного национального ансамбля карело-финской народной песни и пляски «Кантеле» в годы Великой Отечественной войны. Беломорск, 1942 год. Фото Г.А. Анкудинова
Коллектив Государственного национального ансамбля карело-финской народной песни и пляски «Кантеле» в годы Великой Отечественной войны. Беломорск, 1942 год. Фото Г.А. Анкудинова

В 1942 году коллектив «Кантеле» понес невосполнимую утрату — умер организатор и идейный вдохновитель ансамбля В.П. Гудков. Однако, артисты приняли решение продолжать выступления. В июне 1942 года коллектив был переименован в «Государственный национальный ансамбль Карело-Финской песни и пляски «Кантеле». Художественным руководителем стал С.Н. Озеров, на должность главного дирижера был назначен Я.М. Геншафт.

Энтузиазм коллектива, его творческие успехи в годы войны были отмечены почетными званиями и грамотами. Самой важной наградой для артистов было признание их труда воинами Карельского фронта. В отзыве о концерте, проведенном в мае 1943 г. коллективом Государственного национального ансамбля «Кантеле» Карело-Финской ССР в 155-м полку войск НКВД читаем: «… Замечательно то, что все участники ансамбля с душой исполняли песни, танцы, пляску и художественное чтение. Вся программа концерта без исключения исполнена коллективом исключительно хорошо. Все красноармейцы и командно-начальствующий состав остались очень довольными… Пусть ваша бодрая песня, веселая музыка, жизнерадостная пляска, художественное чтение будут являться и в дальнейшем лучшим подспорьем для нас в борьбе с немецкими-белофинскими проклятыми оккупантами. Наше пожелание вам — не забывайте нас, если можно загляните вновь к нам в недалеком будущем…».

Профессиональное развитие ансамбля «Кантеле» продолжилось в послевоенные годы. В 1951 году была создана карельская вокальная группа «Айно», основателем и руководителем которой стала заслуженная артистка КАССР, заслуженный работник культуры РСФСР С.П. Оськина. «Вслушивалась Софья Павловна в голоса девушек, собранных из разных концов Карелии, и любовалась, когда надо — поправляла…» — вспоминал М.И. Гаврилов. Коллектив «Айно» сочетал в себе исполнение народных песен с хороводной хореографией. В работу с певческим коллективом вложили душу известные хореографы Карелии В.И. Кононов и Х.И. Мальми., репертуар создавали видные композиторы К. Раутио, А. Голланд, Г.-Р.Н. Синисало.

1950-е годы для ансамбля «Кантеле» были отмечены не только профессиональным ростом и поиском новых форм исполнения, но и возможностью познакомить иностранных зрителей с культурой Карелии. С 1949 года артисты ансамбля выступали с концертами в Венгрии, ГДР, Финляндии, Польше, Швеции, Франции и т.д. К каждому выступлению коллектива «Кантеле» шла серьезная подготовка — обсуждение руководства и сотрудников ансамбля по составлению концертных программ можно встретить на страницах протоколов заседаний художественного совета «Кантеле». Участники заседаний обговаривали мельчайшие детали концертного номера — от костюма до манеры исполнения. Но самое главное, о чем неустанно говорили деятели культуры и искусства, отношение каждого артиста к своему выступлению и работе в коллективе, ответственность и усердие, внимание к зрителю.

В Национальном архиве Республики Карелия хранятся афиши выступлений ансамбля «Кантеле» за разные годы, отличающиеся яркостью, красочностью и оригинальностью. На них представлены персонажи старинных рун, пейзажи карельского края, элементы национальной культуры, размещены фотографии коллектива «Кантеле»,  привлекают внимание одухотворенные лица артистов ансамбля.

Ансамбль «Кантеле» — это не только самобытные танцы и песни. В его составе  всегда работали талантливые артисты, чья история жизни и творчества сохранилась в письмах, фотографиях, программах и афишах выступлений и других архивных материалах. На хранении в Национальном архиве Республики Карелия находятся личные фонды таких артистов, композиторов, хореографов, как М.И. Гаврилов, С. Рикка, М.Н. Кубли, Л.Я. Теплицкий, Г.-Р.Н. Синисало, К.Э. Раутио, Х.И. Мальми и В.Г. Мальми.

Композиторы Л.Я. Теплицкий и К.Э. Раутио. Петрозаводск, 1950 год. Фото П.В. Беззубенко
Композиторы Л.Я. Теплицкий и К.Э. Раутио. Петрозаводск, 1950 год. Фото П.В. Беззубенко

М.И. Гаврилов с большим вниманием относился к ансамблю, в котором проработал многие годы. В его личном фонде отложилось большое количество документов, отражающих историю развития коллектива, творческий путь самого артиста: статьи, заметки и тексты выступлений, посвященные деятельности ансамбля, ноты, концертные программы и афиши, фотографии, вырезки из газет, письма, почетные грамоты и пр.

Вспоминая день, когда он впервые увидел выступление карельского ансамбля «Кантеле» в Кандалакшском железнодорожном клубе в 1937 году, Максим Иванович отмечал: «Меня, любителя самодеятельного творчества, до глубины сердца тронули звуки нежного инструмента и особенно карельские песни, такие знакомые и близкие…». В 1938 году М.И. Гаврилов пришёл в ансамбль и стал учеником оркестра. Более 40 лет он отдал ансамблю «Кантеле», и в течение всего этого времени он неустанно в газетных и журнальных статьях, в текстах выступлений на радио и телевидении отмечал значимость и уникальность ансамбля и людей, которые в нем работают. М.И. Гаврилов считал, что ансамбль «Кантеле» должен быть «… главным творческим коллективом, пропагандирующим народные жемчужины песен, танцев, музыки карело-финского народа…».

Интересна судьба певица Сиркки Андреевны Рикка. Ее отец в юности эмигрировал из Финляндии в США, поэтому детство и юные годы будущая певицы прошли в Детройте. Сиркка Рикка в 1932 году в составе группы безработных американских финнов приехала в Советскую Карелию. Именно здесь, в составе ансамбля «Кантеле», Сиркка Андреевна смогла полностью реализовать себя в качестве профессиональной певицы. Максим Гаврилов, говоря о «карельском соловье» в своих воспоминаниях «Под музыку северных рун», отмечал: «… Ее лирическое сопрано как нельзя лучше звучало в сопровождении оркестра кантелистов…».

Певица, заслуженная артистка КФССР Милица Николаевна Кубли пришла в ансамбль в 1943 году и проработала в коллективе около 10 лет. В составе личного фонда М.Н. Кубли сохранилось благодарственное письмо государственного национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» со словами: «Дорогая Милица Николаевна!… Мы бесконечно признательны Вам за активное участие в жизни ансамбля, неравнодушие и постоянную готовность прийти на помощь в сборе материала, создании программ, обучении молодежи…».

Известные композиторы Карелии  Л.Я. Теплицкий, Г.-Р.Н. Синисало, К.Э. Раутио приложили немало сил для пополнения репертуара ансамбля «Кантеле». В личном фонде К.Э. Раутио находятся нотные рукописи отдельных музыкальных произведений композитора, исполнявшиеся артистами ансамбля «Кантеле»: «Летний вечер», «Кантеле» и т.д. В личном фонде Г.-Р.Н. Синисало можно встретить нотные рукописи: кантата для смешанного и народных хоров в сопровождении симфонического оркестра, кантеле-оркестра и баянов «Ты сердце и слава — наша Москва», сюита для оркестра «Кантеле».

Л.Я. Теплицкий поддерживал молодых музыкантов ансамбля «Кантеле» в их начинаниях. В его личном фонде, находящемся на хранении в Национальном архиве Республики Карелии, имеются нотные рукописи известного произведения «Сюита на карельские темы», «Чайка» (обработка для двух кантеле). Внимания заслуживают афиши гастрольных концертов ансамбля «Кантеле» за 1941 — 1946 гг., где главным дирижером является Леопольд Яковлевич, а также программа праздничного концерта ансамбля в 1948 году с дарственной надписью композитору от заслуженных деятелей искусств РСФСР — композитора, дирижера А.И. Голланда и главного балетмейстера В.И. Кононова. Коллектив ансамбля «Кантеле», поздравляя Л.Я. Теплицкого с 75-летием в 1965 году, написал: «… Добрый след оставили Вы, Леопольд Яковлевич, работая в ансамбле «Кантеле». Вы поддержали В.П. Гудкова в создании оркестра кантеле… Под вашим руководством кантелисты приобретали новые профессиональные качества и с благодарностью помнят своего учителя — строгого, но всегда справедливого…».

Имя Хельми Мальми также неразрывно связано с историей и творчеством ансамбля «Кантеле». Хельми Ивановна была назначена балетмейстером-постановщиком ансамбля в 1942 году. Оценивая профессиональный подход к работе Х.И. Мальми, М.И. Гаврилов отмечал: «… Она всегда требует точного сохранения ритмического и мелодического начал в танце. Продуманный до деталей костюм для нее — один из основных компонентов постановки…». Возможно, именно внимание к мелочам привносило в выступления ансамбля общую целостность и особый колорит. От лица коллектива ансамбля «Кантеле» в год 70-летнего юбилея Х. Мальми было направлено очень трогательное и душевное поздравление: «Дорогая Хельми Ивановна! Ваш талант, как справедливо говорит на финском языке Ваше имя, жемчужина национального искусства нашей Карелии. Ваши танцы искренни и грациозны, в них есть юмор и задор, в них знание людей, знание национальных черт, выявление которых вдруг делает танец истинно интернациональным. Вы — пример трудолюбия, жизнерадостности и безмерной любви к искусству. Жить Вам и жить, ставить Вам новые танцы не переставить! На радость народа, Карельского советского искусства, вашего родного Государственного ансамбля песни и танца КАССР «Кантеле».

Виолетта (Виола) Валентиновна Мальми, дочь Хельми Ивановны, также способствовала творческому развитию коллектива. Являлась сценаристом и постановщиком программы «Руны «Калевалы», она привнесла в выступления ансамбля «Кантеле» нотки самобытности и глубоких фольклорных традиций эпоса «Калевала».

На протяжении всего времени существования «Кантеле» в ансамбль приходили все новые творческие исполнители, оставившие глубокий след в истории коллектива и значительно обогатившие сценический репертуар. М.И. Гаврилов писал: «… Были у нашего коллектива свои высоты, свои отливы и приливы. И все же — развитие, и все же — движение вперед…».

Современный коллектив ансамбля «Кантеле», как и прежде, является символом национальных традиций карельского края. Победы ансамбля на российских и международных конкурсах свидетельствует о мастерстве и высоком уровне подготовки его участников. Репертуар «Кантеле» включает в себя как классические, так и современные произведения, предлагаемые зрителю с привлечением новых интерактивных форм. В настоящее время ансамбль «Кантеле» не отстает от реалий современной жизни, сохраняя при этом историческую самобытность и национальный колорит Карелии.

 

Об авторе публикации. М.А. Докторова — архивист 1-й категории отдела использования и публикации документов Национального архива Республики Карелия