Культура

Кукольное моё счастье

Полина Чуфырева. Фото Ирины Ларионовой
Полина Чуфырева

«Когда нужно что-то придумывать, ни днем, ни ночью покоя нет. Конечно, оглядываюсь вокруг, всматриваюсь в людей, в их одежду, подсматриваю их жесты, пытаюсь угадывать характеры. Например, Волка я делала с… собственного мужа».

О художнике-постановщике Театра кукол Карелии Полине Чуфыревой

 

 

Необходимое вступление в исполнении Рины Зеленой

Екатерина Васильевна Зеленая, больше известная старшему читателю как Рина Зеленая (вспомните миссис Хадсон), прославилась тем, что в молодости выступала на эстраде с монологами, написанными от  лица детей. И голос ее был детский. В книге своих воспоминаний «Разрозненные страницы» она написала: «Была у меня знакомая девочка пяти лет. Как-то вечером, встретив ее в саду с куклой в руках, я спросила: «Что же ты так поздно вынесла свою дочку в сад? Она же простудится». Девочка посмотрела на меня с превосходством человека, не подверженного нелепым фантазиям, и сухо сказала: «Ну, что вы! Как она может простудиться? Она не живая».

 

Если бы они могли говорить

И, правда, если бы куклы могли говорить, то, убежден, что они бы рассказали нам много интересного. И не только об окружающем нас мире. В первую очередь, они бы рассказали о своих родителях – я специально не беру это слово в кавычки, поскольку создатели кукол и есть их настоящие папы и мамы. И если бы куклы, живущие в петрозаводском Театре кукол, заговорили, то сегодня кое-кто из них вполне мог бы рассказать о художнике-постановщике этого театра Полине Чуфыревой, на руках которой они впервые загугукали.

 

Саммол Лаппалайнен

Саммол Лаппалайнен

 

 

«Моя мама Полина родилась в простой семье. Когда ей было пять лет, ее папа ушел к другой женщине. На руках у ее мамы остался еще и младший братик Святослав. Зато отчим дал ей очень много тепла и никогда не делал различия между ней и собственным сыном. В детстве и юности она была отчаянной хулиганкой и заядлой спортсменкой – играла в волейбол, занималась бегом, целых десять лет была приличной баскетболисткой, о чем свидетельствуют всякие разные грамоты, выданные ей за победы в школе и училище. Да-да, в педагогическом училище №2 (нынче он называется колледжем), где она выучилась на художника».

– Отдохни немного, милый, – вступает в разговор Полина Чуфырева. – То, что я пошла учиться в творческое училище, видимо, сказали свое слово гены: бабушка была художницей, дед хотел учиться архитектуре, да и мама, хотя она и повар, рисовала чудесно. Поступала как во сне. Конкурс огромный. Но, очевидно, что-то во мне высмотрели такое, что меня приняли. Окончила я его и, как написано в дипломе, стала преподавателем ИЗО и черчения. Но в училище я стала ходить на факультатив «Театральная кукла» и так влюбилась в это, что после окончания училища собралась с однокурсницами ехать в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства поступать на одноименный факультет. Но мама твердо отрезала – иди работать.

А куда идти? Комбинат «Карельские сувениры в середине 1990-х уже умирал (Полина Чуфырева окончила еще и ПТУ № 19, где получила специальность художника росписи по дереву. – И.Л.).

Мыкалась я, мыкалась и уже хотела наняться нянечкой в детский сад, но тут мне позвонил мой бывший педагог : «У тебя есть знакомый, кто бы в театр пошел работать?». Так я попала в Театр кукол, где меня оформили с испытательным сроком художником-декоратором.

 

Мистер Пичем

Мистер Пичем

«А все-таки в академию она поступила. Правда, на заочное отделение. Почему не на очное? Ну, сами посудите: она подумала, что на очном надо учиться пять лет, а потом куда возвращаться? В театре же была главный художник Марина Зленко, которая взяла над нею шефство и под чьей материнской почти и профессиональной заботой Полина выросла в ту самую кудесницу, которая вылепила и меня для спектакля «Трехгрошовая опера».

Вот какой я получился колоритный и характерный. К тому же еще и хитрый немного. Конечно, не без амбиций, которых, я думаю, моей родительнице не хватает. Но ничего, я ее перевоспитаю. Зря, что ли, я ее самая любимая кукла?!».

Мне, автору этого текста надо сделать необходимое отступление. Дело в том, что, если Саммол Лаппалайнен – кукла планшетная, то Мистер Пичем – штоковая марионетка. И полезно знать, чем они разнятся.

 

Просто необходимое пояснение

Планшетная или паркетная кукла –  это  кукла, которая «умеет ходить» по полу, по паркету, по настилу сцены, по столу, который называется «планшет». Отсюда их название.

Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Благодаря этому она отличается значительным разнообразием пропорций и размеров. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку. Широкий и пластичный жест тростевой куклы делает ее особенно пригодной для воплощения на сцене пьес героико-романтического репертуара.

Штоковая марионетка – это кукла, у которой вместо «золотой нити» (основная нить, управляющая головой куклы) — длинный металлический прут.

 

Немного от себя

Какое это веселое, увлекательное, но и невероятно трудоемкое дело – созидание кукольного существа. Честно, сказать, к куклам я испытываю чувство не очень хорошо замаскированного страха с тех самых пор, когда моя младшая сестра то ли в борьбе за родительскую любовь, то ли от больших чувств шарахнула меня, лежащего на диване, по голове «ванькой-встанькой», изображавшей знаменитого циркового клоуна Олега Попова.

И кукольный театр я всегда предпочитал смотреть на расстоянии – лучше всего по телевизору. И уже  достаточно взрослым. Но вот несколько лет назад попал в творческий центр «Маленькая страна», который организовала в Петрозаводске  известный во всем мире художник кукол Любовь Малиновская и понял, что был глубоко неправ. Потому что увидел, как эти куклы возникают: как волшебство, как чудо. Причем рождают их из небытия люди, которые к профессии художника не имеют никакого отношения. Если не брать в расчет такую тонкую и совсем не понятную субстанцию как душа. Кстати, вспомнилось: в средневековых мистериях  куколка отлетала от уст умерших при последнем вздохе…

 

Придет волчище очень гадкий

У французского поэта Жака Превера есть удивительное стихотворение «Вежливость». Написанное вроде бы для детей, оно – большей частью – для взрослых. Но вот концовка его замечательна:

 

Всегда будьте дети вежливы

и будьте всегда сверхвежливы

не то – все войны разразятся

и все вулканы задымятся

и все взбунтуются моря

и все на свете разозлятся

и всех перестреляют

и

придет волчище очень гадкий

и защекочет ваши пятки

пока в кроватках спите вы

 

С таким волком и жить нестрашно.

И с таким, которого сделала Полина Чуфырева, тоже. Один из того же спектакля «Саммол Лаппалайнен», откуда и то очаровательное дите, которое и начало наш диалог, а второго – по частному заказу.

Слов нет, чем-то он напомнил мне мультипликационного волка из знаменитого фильма «Жил-был пес»  с легендарной волчьей фразой: «Счас спою!». А что, может, и споет?

Волк

 

– Когда нужно что-то придумывать, ни днем, ни ночью покоя нет. Конечно, оглядываюсь вокруг, всматриваюсь в людей, в их одежду, подсматриваю их жесты, пытаюсь угадывать характеры. Например, Волка я делала с… собственного мужа. Брутальный снаружи, мягкий внутри. Мы с ним вместе учились. Правда, сейчас он занимается дизайном наружной рекламы.

 

Вместо эпилога. Спектакль

На счету Полины Чуфыревой спектаклей не так уж и много. Мы насчитали двенадцать, в том числе и все новогодние интермедии для детей, дискотеки новогодние и для малышей новогодние с 2007 года в её оформлении. Сама Полина отмечает из них три спектакля – блестящие «Саммол Лаппалайнен», «Трехгрошовая опера» и спектакль «До рассвета», который в рамках международного проекта главный режиссер петрозаводского Театра кукол Наталья Пахомова осуществила в финском городе Йоэнсуу

Естественно спросить ее: «Что дальше?»

– Мне советуют, что надо ехать в Питер. Но скажу честно, это не мой город. Я, правда, не очень много ездила, не много видела. Но в Петрозаводск всегда возвращаюсь с замиранием сердца. И пусть сейчас мы живем в доме, который смотрит прямо на корпуса «Петрозаводскмаша», я и этот фабричный вид люблю. Другое дело, поехать на месяц в Москву или Санкт-Петербург, на своего рода курсы повышения квалификации. Интернет все-таки в нашем деле не всемогущ, да и не все художники-кукольники готовы поделиться своими секретами… Счастлива ли я? Конечно, ведь я попала в такое место, для которого была рождена.

Полина Чуфырева. Фото Ирины Ларионовой
Полина Чуфырева

Фото Ирины Ларионовой