Культура

Путешествие двойной трости

Фото Петрозаводской консерватории
Ансамбль

От русской патетики до аргентинского танго: в Петрозаводске выступил ансамбль «Классика-арт».

«Онежская музыкальная зима» продолжается. 24 ноября состоялся очередной концерт в рамках фестиваля к 45-летию Петрозаводской консерватории, в котором приняли участие артисты ансамбля «Классика-арт» из Москвы. Музыканты представили программу под названием «Праздник двойной трости».

 

«Классика-арт» – ансамбль исполнителей на духовых инструментах с неизменной поддержкой фортепиано. Целью существования коллектива является, по словам Александра Посикеры (руководителя ансамбля), привлечение интереса к исполнению на духовых инструментах и популяризация музыки для духовых. В нашей стране это явление менее распространено в отличие от Запада, и участники ансамбля – одни из немногих музыкантов, развивающих его в России. Петрозаводск посетил неполный состав ансамбля, а именно: Михаил Штанько (гобой), Александр Посикера (фагот) и Ольга Посикера (фортепиано).

 

Выбор названия программы можно объяснить достаточно просто: гобой и фагот – родственные друг другу инструменты – и тот и другой имеют двойную трость в качестве звукопроизводящего элемента. Публика получила возможность услышать произведения разных стилей и совершить небольшое увлекательное путешествие – от России до Аргентины.

 

Отправным пунктом стало «Патетическое трио» М. И. Глинки. Хотя в исполнительской практике закрепился вариант этого произведения для фортепианного трио с участием скрипки и виолончели, оно было задумано  композитором для кларнета, фагота и фортепиано.

 

Музыканты возродили первоначальный замысел композитора (заменив, правда, кларнет гобоем). На смену русской сдержанной патетике пришла рациональная немецкая простота. Вместе с участниками ансамбля мы отправились в Германию и услышали  Четыре дуэта для гобоя и фортепиано Р. Шумана в исполнении М. Штанько и О. Посикеры. Пьесы цикла, появившегося в результате творческой инициативы музыкантов, являются переложениями различных произведений композитора. Со всей нежностью и задушевностью обращался гобой к внутреннему миру каждого зрителя.

 

Дух немецкого романтизма ненадолго задержался на сцене: прозвучала Концертная пьеса для гобоя, фагота и фортепиано Ф. Мендельсона. Хочется отметить внимание, чуткость и уважение, с каким артисты относятся друг к другу. Во время исполнения гобоисту пришлось поменять трость, и сделано это было так профессионально, что возникшая пауза выглядела вполне естественной.

 

Интерес слушателей все возрастал, настала пора двигаться дальше. Мы во Франции – стране, где искусство исполнения на деревянных духовых инструментах развивается с давних пор, и достигло высочайшего уровня. В Сонате для фагота и фортепиано К. Сен-Санса Александр Посикера продемонстрировал широкий спектр выразительных возможностей своего инструмента: от густого низкого тембра до певучего, порой жалобного высокого; от привычных скачкообразных ходов до распевной кантилены. Очень по-французски прозвучало  Трио для гобоя, фагота и фортепиано Ф. Пуленка, которое является визитной карточкой исполнителей: изящные мелодические обороты, напоминающие французскую речь, ощущение свежести полных жизни улочек французских городов – зал погрузился в удивительную волшебную атмосферу.

 

В заключение концерта все перенеслись в далекую Аргентину – музыканты исполнили две части из цикла А. Пьяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе». В Аргентине времена года противоположны нашим, и эту тему композитор по-новому воплотил в своем сочинении. Благодаря М. Штанько, А. Посикере и О. Посикера мы услышали, какой бывает аргентинская зима – медленное танго с томно разливающейся мелодией и весна, полная страсти. Последовали заслуженные продолжительные аплодисменты и крики «Браво!». В ответ на теплый прием артисты сыграли обработку зажигательного румынского танца «хора» – пьесу Г. Динику «Стаккато». Зрители не хотели просто так отпускать музыкантов, и А. Посикера пообещал снова приехать в Петрозаводск уже в полном составе ансамбля «Классика-арт».