Культура

На пути к музыкальному Олимпу

Владислав Федоров
Владислав Федоров

На фестивале «Белые ночи Карелии» выступили два молодых музыканта: флейтист Александр Петров и пианист Владислав Федоров. По комплексу одаренности каждый из них может претендовать на свое персональное место в музыкальной элите.

Не впервые в фестивале «Белые ночи Карелии» принимают участие подопечные Санкт-Петербургского Дома музыки. Приезжал к нам и художественный руководитель этого своеобразного музыкального центра народный артист России виолончелист Сергей Ролдугин. Много концертирующий, в мае он в качестве солиста выступил под руководством Валерия Гергиева в грандиозном миротворческом событии века — симфоническом концерте в освобожденной Пальмире.

Дом музыки готовит талантливую молодежь классических специальностей к участию в международных конкурсах, помогает им выйти на достойный уровень современного исполнительства.

«Музыкальная сборная России» – под таким грифом нынче выступили два молодых музыканта: флейтист Александр Петров и пианист Владислав Федоров. Оба они пока студенты Санкт-Петербургской консерватории, но по комплексу одаренности каждый из них может претендовать на свое персональное место в музыкальной элите. Время покажет, так ли это, но у каждого из них уже немало побед в международных конкурсах и фестивалях.

В силу специфики духового инструмента музыкант, играющий на нем, выступает не столько самостоятельно, сколько в ансамбле с пианистом. Этому было посвящено первое отделение концерта. В качестве преамбулы-знакомства прозвучала Фантазия № 3 для флейты соло немецкого композитора Георга Филиппа Телемана (1681 — 1767), современника Иоганна Себастьяна Баха. Этот опус – рядовое явление эпохи барокко, подобных создавалось очень много. Зато следующая Фантазия на темы оперы Вебера «Вольный стрелок», исполненная в ансамбле с пианистом, не могла не доставить слушателям удовольствия.

Жанр фантазии на темы из популярных опер – один из любимейших в музыке XIX века. К нему часто обращались исполнители, как правило, создававшие подобные сочинения для себя. Таковым был и известный французский флейтист и дирижер Поль Таффанель (1844 — 1908). Среди наиболее заметных его творений, прочно вошедших в репертуар флейтистов и сохранивших свою привлекательность до наших дней, выделяется и исполненная в концерте Фантазия на темы «Вольного стрелка». Яркая, наполненная образными контрастами музыка Вебера, воплощающая типично романтические противопоставления земного, возвышенного и инфернального начал, дает автору богатый материал для творческого воображения. Виртуозный блеск и лирические красоты делают подобные произведения весьма выигрышными для исполнителей.

Совсем другой смысл и иные краски вложил великий француз ХХ века Оливье Мессиан (1908 — 1992) в пьесу «Черный дрозд». Отдавший много времени и сил изучению птичьего пения на различных континентах, он «привил» голоса птичьей фауны к выразительным возможностям музыки, не просто имитируя рулады пернатых, но создал в результате свой неповторимый индивидуальный стиль.  Пьеса «Черный дрозд» – один из шедевров искусства Мессиана, после которого  Соната для флейты и фортепиано польско-американского композитора Роберта Мучинского (1929 — 2010) показалась довольно бесцветным сочинением, хотя это явно несправедливо.  Исполненная в ином контексте, она воспринималась бы по-другому.

Во всех  прозвучавших произведениях молодые музыканты раскрылись и как уже сложившиеся индивидуальности, и продемонстрировали незаурядные качества участников ансамбля. И, пожалуй, особо хочется отметить исполнительские достоинства Владислава Федорова.

Пианисту, выступающему в тандеме с любым солистом, принято отводить второе место, воспринимать его роль как сопровождение, что неверно и несправедливо. В каждом случае роли партнеров обусловлены и временем создания произведения, и замыслом автора, и, наконец, самим исполнителем. Во Владиславе чувствуется и чуткий партнер, и творчески мыслящая личность. К примеру, в пьесе Мессиана он тончайшим образом прочувствовал роль своего инструмента по отношению к флейтовой линии буквально в каждой фразе, продемонстрировав опыт удивительного проникновения в авторский замысел. В его яркой индивидуальности убедило и второе отделение концерта.

Владислав исполнил Одиннадцатую сонату Си-бемоль мажор опус 22 Бетховена, Этюд по Паганини Ми-бемоль мажор № 2 Листа, Прелюдию си минор опус 32 № 10 Рахманинова и две пьесы Чайковского – Размышление опус 72 № 5 и Танцевальную сцену  № 18 из того же опуса. Произведения очень разные, четко подчеркивающие различные грани таланта пианиста. Бетховенская соната, хотя она и принадлежит к относительно ранним творениям, показала тот масштаб и крупный штрих, который отличает зрелого автора. Пианист прекрасно чувствует и выстраивает форму, а это весьма завидное исполнительское качество.

Блестяще был исполнен виртуознейший Этюд Листа, кстати, далеко не самый популярный. Как представляется, выбор в данном случае – показатель того, что пианист внимателен к выбору репертуара и не идет на поводу у меломанов, теша их слух. То же самое относится к Прелюдии Рахманинова и одной из сыгранных пьес Чайковского – Танцевальной сцене. Лишь часто звучащее Размышление – дань исполнительской традиции. Без лирики этих великих русских романтиков невозможно представить себе настоящего русского пианиста, каковым видится будущее Владислава Федорова.

Фото интернет-журнала «Лицей»