Культура

Вечно современный Брехт

 В Национальном театре РК под занавес сезона представили новый спектакль – «Кавказский меловой круг» по пьесе Бертольта Брехта

Для постановки из Германии пригласили режиссера Ральфа Зибельта. Эта пьеса в творчестве великого немецкого драматурга Б. Брехта (1898 – 1956) была, пожалуй, самым совершенным творением «эпического театра Брехта». Театра, достаточно сложного для восприятия зрителями, особенно поклонниками русского психологического театра. Пьеса была написана автором в годы Второй мировой войны в эмиграции в США, переработана и поставлена в 1950-е годы. Ее неоднократно ставили в Советском Союзе.

Сейчас Брехт стал менее популярен в театрах, на мой взгляд, из-за своей острой политичности, иногда доходящей до плакатности, и некоторого многословия, совсем нехарактерного для современной драматургии. Тем не менее Брехт – классик, он никогда не покинет сцену.

Чем сегодня может привлечь «Кавказский меловой круг»? Прежде всего темой  беспокойного бурлящего Кавказа. Хотя заметим, что Грузия Брехта – это в высшей степени условная страна, история Грузии присутствует в пьесе в нулевом объеме. И все-таки современные костюмы, военная форма и оружие более чем уместны наряду с достаточно условным «полукавказским» одеянием отдельных героев.

Из текста пьесы выделяются и криком кричат об оживлении две фразы, ради которых и разворачиваются остродраматургические хождения по мукам молодой крестьянки Груше (Олеся Петрасова): «Страшен соблазн творить добро!» и «Все на свете принадлежать должно тому, от кого больше толку, и значит, дети – материнскому сердцу, чтоб росли и мужали. Повозки – хорошим возницам, чтоб быстро катились. А долина тому, кто ее оросит, чтоб плоды приносила».

У Олеси Петрасовой первая большая роль на сцене, хотя актриса всегда была ярка, часто трогательна и заметна в многочисленных эпизодах, начиная с роли портнихи в «Нискавуори». Петрасова искренне переживает судьбу своей безыскусно обаятельной героини, полностью захватывает и очаровывает зрителя. Отмечу легкость каждого физического движения актрисы одновременно с огромным внутренним психологическим напряжением. Именно Груше проявляет подлинный героизм. К счастью, для героини все оканчивается благополучно: ребенок остается с ней.

Настоящую мать маленького Михаила – злую, хищную, жестокую и суетную не по делу даму с «тбилисской  Рублевки» Нателлу – характерно точно сыграла Наталья Алатало. Из актеров особо запомнились забавно воскресший и столь же забавно претендующий на супружеские ласки Давид (Александр Куйкка), смешной адвокат Нателлы и он же страшно избиваемый офицером латник (Вячеслав Поляков) и две разнохарактерные крестьянские пары (Анатолий Радостев и Елена Корнилова).

Вполне достойны своих взрослых партнеров и совсем юные исполнители: Максим Верещагин, Ангелина Селютина, Иван Талицкий, Александра Чернякова, Владимир Ярош. Сцена с детьми неизменно  заканчивается аплодисментами.

И все-таки несмотря на положительное в целом впечатление от спектакля, многое в нем мне показалось недоработанным. Отдельные эпизоды, особенно в первом действии, как будто бы не сцеплены друг с другом и воспринимаются как отдельные сцены. Я сравниваю это с более цельным вторым действием. Перетряхивание чемоданов перед бегством из дворца семьи губернатора смотрится слишком нарочитым по сравнению с другими сценами.

В первом  действии случаются и незаполненные пустые паузы, когда я ловлю себя на  том, что невольно отключаюсь и начинаю думать о чем-то своем (статичная сцена Груше с ребенком). А сцена свадьбы-похорон воспринимается прямо-таки кощунственной. «Вот умру я, умру. Похоронят меня…» вперемешку с веселой грузинской застольной песней – два обряда в одном во главе с малосимпатичным пьяницей-монахом (неплохо сыгранным Сергеем Прониным) глубоко несовременны в период возвращения многих русских и грузин в лоно Православной Церкви. Да еще это богохульство повторяется несколько раз на манер сегодняшних сценических повторов Эймунтаса Някрошюса. Да, у атеиста Брехта все так. Но в какое время мы живем, господа?

Немного о звуке. С ним были некоторые проблемы, но театр сейчас прикладывает титанические усилия, чтобы их разрешить.

"Лицей" № 6-7 2008