Культура

«Дети понедельника» никогда не сдаются

Спектакль «Девушка и Кентавр»
Спектакль «Девушка и Кентавр»

Открыл сезон Сортавальский молодёжный театр-студия «Дети понедельника». В планах на этот год, несмотря на все трудности, пять премьер и поездки на несколько фестивалей.

Весной театр-студия «Дети понедельника», который входит в ассоциацию любительских театров Европы, является лауреатом всероссийских и международных театральных фестивалей, стал обладателем Гран-при IV Всероссийского фестиваля студенческих и молодёжных театров «Т-АРТ»  в Петрозаводске, был отмечен в основных номинациях «Лучшая женская роль» (Ирина Кольцова), «Лучшая мужская роль» (Максим Пышкин), «Лучшая режиссура».

Для меня словосочетание «Дети понедельника» – не просто название всем известной песни или художественного фильма, а прежде всего название нашего городского театра с замечательными постановками. До поступления в университет я ходила туда на занятия. И хотя это было недолго, до сих пор помню особую атмосферу, всегда царившую в студии – небольшой комнатке, где создавались отнюдь не детские миры. Написать о «Детях понедельника» я с радостью согласилась.

Режиссер Елена Писаренко  рассказывает:

– Основатель театра – заслуженный работник культуры Карелии, член Союза театральных деятелей России Артур Валерьевич Ладысев, который является художественным руководителем и сейчас. В 1999 году он организовал театр. На прослушивание пришло более 40 человек, все были приняты.  В 2000-м поставили первый спектакль – «Кому в Сортавала жить хорошо», пьесу написал сам Артур Валерьевич.

– А почему театр носит именно такое название?

– Есть разные варианты. Существует легенда, что у многих участников театра дни рождения были именно в понедельник. Но это всего лишь легенда. На самом деле, чтобы определиться с названием, тянули жребий. На листочках были записаны и другие названия, но именно «Дети понедельника» стало самым популярным.

В театре четыре студии: подготовительная – дети от 4 до 8 лет, с ними занимается Вера Дмитриева, детская (с 9 до 13), юношеская (с 14 до 17) – с ними занимаюсь я, и взрослая – с 18-ти, с ними занимается Артур Ладысев. Кроме подготовки спектаклей работает школа актерского мастерства, где занимаются сценической речью, движением, пластикой. Занятия в коллективе бесплатные.

Сейчас сотрудников в театре стало меньше, чем было раньше. Из-за сокращения нет светооператора и художника по костюмам, так что костюмы мы теперь шьем сами. Художник-оформитель – Светлана Круглова. Самих участников театра очень много: на 10-летие собралось более 300 человек!

– Многие ли ребята потом продолжают серьезно заниматься театром, выбирает именно театральную профессию?

– Да, у нас таких немало. Сначала Андрей Матюков окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, сейчас работает в труппе Александринского театра. Евгений Чукаров – участник КВН, Роман Монахов работает на Первом канале. Оля Кепель учится у Ивана Краско. Илья Юрьев окончил СПбГИК,  отделение режиссуры. А я сначала окончила театральное отделение Карельского колледжа культуры и искусства, а потом  также СПбГИК.

– Как часто ставятся спектакли?

– Театральный сезон у нас начинается 1 сентября. В течение года ставим три спектакля в старшей студии, два в юношеской, один в детской и один в подготовительной. Получается, что показываем приблизительно 7 спектаклей в год, не считая разных миниатюр. За 15 лет наш театр поставил примерно 90 спектаклей. К тому же мы ежегодно выезжаем в Петрозаводск на разные конкурсы, фестивали. И еще постоянно  участвуем в городских мероприятиях, праздниках, в конкурсе чтецов.

– Театр был за границей?

Два года подряд выезжали в Белоруссию на фестиваль  «Параллельные миры», где участвовали такие страны, как Германия, Украина, Литва, Эстония.

О планах на предстоящий сезон поделился сам Артур Валерьевич Ладысев:

На этот год у нас планируются три спектакля во взрослой студии и два в детско-юношеской. Собираемся принять участие в нескольких фестивалях. В конце этого года в фестивале любительских театров Карелии в Петрозаводске, затем в Московском фестивале «Парад премьер», а в мае – в Санкт-Петербургском  «Апарт –Э».

– Любое дело не обходится без трудностей. Какие именно есть у вашего театра?

 Да, трудности, конечно, есть. Во-первых, это финансирование. А во-вторых, помещение. Если бы у нас было хорошее помещение, то и спектакли существовали бы дольше. А так мы можем заниматься только в те дни, которые нам выделены по расписанию.

 

…Слушая Артура Валерьевича в той самой студии, куда совсем недавно я и сама приходила на занятия, я чувствовала, что все стены этой комнатки словно пропитаны творческим духом. Только вот помещение очень маленькое, потолок низкий  создается ощущение подвала. Свет тусклый, а окон и вовсе нет. Но несмотря ни на что со всех сторон на пришедшего глядят вдохновляющие цитаты известных людей, написанные на листках и прикрепленные к стенам.

Уходя, я заметила забавный рисунок, изображающий лягушку, находящуюся наполовину в горле у цапли. Цапля уже почти полностью проглотила свою жертву, но та не так проста, одной лапкой она ухватилась за горло злодейки и душит ее. А сверху надпись – «Никогда не сдавайся!». И я поняла: все жители этого маленького и одновременно большого мира под названием Театр тоже никогда не сдаются. Ни стесненные условия для репетиций, ни плохое финансирование не смогли помешать им  творить – для себя и, конечно же, для нас. Так, может быть, нам пора подумать о благодарности и помощи тем, кто делает нашу жизнь намного интереснее и светлее?

Спектакль «Беготня вокруг коня»
Спектакль «Беготня вокруг коня»
«Бабушка напрокат»
«Бабушка напрокат»
«Полет на Марс»
«Полет на Марс»

Ойли Кипрушёва, студентка филфака ПетрГУ

Фото театра-студии «Дети понедельника»