Культура

Без суеты и шума

Елена Новикова. Тыквенное варенье

В Музее изобразительных искусств открыта 48-я республиканская выставка «Онежская палитра».

Запомнилась прошлогодняя  «Онежская палитра»,  о которой много говорили из-за неожиданно создавшейся  ситуации, когда  из двух существующих в Карелии союзов художников в рамках республиканской выставки тогда показал себя молодой Творческий союз художников (основан в 2002 году). В минувшем декабре вернисаж «Онежской палитры» прошел  без всякой суеты и шума, без выяснений отношений.

— Типичная проходная выставка, — высказался один из кураторов «Онежской палитры» Сергей Сергеев. 

Уже несколько лет подряд художники и музейщики говорят о том, что республиканская выставка  изжила свою форму и нужно придумать что-нибудь новенькое, устроить тематическую или концептуальную выставку. Нужна новая идея, которая заставила бы художников иначе подойти и к самой выставке. Но ничего не меняется. Некоторые даже не принимают участия в ней: скучно, господа!

Сергей Сергеев, искусствовед со стажем, некоторое время возглавлявший музей и повидавший на своем веку не одну интересную выставку, считает, что все это происходит от разобщенности художников. Канули в лету даже традиционные послевыставочные обсуждения. Откуда же взяться идее, если художников даже единомышленниками назвать трудно? Каждый сам по себе.

Экспозиция заняла на этот раз три нижних  зала и коридор.  Я посмотрела ее перед Новым годом, попытаюсь  припомнить, какие работы и какие авторы  мне запомнились. Будем считать, что память зафиксировала самое интересное, значимое, неожиданное.  Понятно, что у каждого зрителя свой видеоряд. 

Мне всегда был интересен портрет, поэтому сразу отмечу  два неожиданных женских  портрета молодого художника Иннокентия Лопарева и  «Портрет А. Дмитриева» Павла Полякова. Показал свое мастерство известный и уважаемый  художник Валентин Чекмасов, предельно точно изобразив сходство в портрете священника отца Сергия. Но, на мой взгляд, глубокого проникновения в образ не получилось, чувствуется какая-то нарочитость в позе.  Республиканскую выставку украсили бы два замечательных карандашных портрета Бориса Кукшиева  (художников А. Каштанова и О. Юнтунена), которые находятся в это время этажом выше в персональной экспозиции Кукшиева.

Иннокентий Лопарев. Портрет

Павел Поляков. Портрет А.В. Дмитриева

Валентин Чекмасов. Мир всем. Отец Сергий

Два полотна Аллы Власенко запомнились своей экспрессией и яркой цветовой гаммой. Фантасмагорические полотна Дмитрия Учуваткина в соседстве  с произведениями Ильи Растатурина  также остались в памяти. В противоположность им рядом  спокойно-медитативный Александр Трифонов, вот уже более тридцати лет вызывающий мой интерес к себе и своему творчеству. Бадри Топурия, любимый местным  зрителем за его некарельский взгляд на Карелию, представил неожиданное полотно «Острова». 

Алла Власенко. Иерусалим. Дорога к морю

Илья Растатурин. Золотая монета

Бадрои Топурия. Острова

Нельзя не отметить таких мастеров живописи, как петрозаводчане  Артем Стародубцев, Борис Акбулатов, Владимир Иваненко, художника из Медвежьегорска Льва Бурина, не пропускающего ни одной выставки.  Из молодого поколения  Юлия Шумилова, Иван Смирнов, Антонина Юфа.

Борис Акбулатов. Раннее утро

Уже узнаваемы тонкие холодно-прозрачные графические листы Анны Грязновой, преподавателя детской художественной школы, о природе нашего края. У нее есть свое лицо. Всегда отмечаю для себя  работы ее коллеги и старшего наставника по школе Нелли Григорьевой. На этот раз она представила  несколько графических листов из серии «Картинки из частной жизни». Запали в душу.

Анна Грязнова. Из серии «Птицы и камни»

Нелли Григорьева. Выборг. Вид из дворика на часовую башню

Скульптуры (представлен один Михаил Коппалев) и  натюрмортов в экспозиции практически нет. Поэтому стоит отметить натюрморт «Тыквенное варенье» молодой художницы  Елены Новиковой.  Трудно представить  республиканскую выставку без акварелей Александра Каштанова, Натальи Кошелевой, Георгия Иванова, Маргариты Пермяковой, Владимира Лобанова, Ольги Юнтунен, Эйлы Тимонен. Каждый  из них представил свои новые произведения.

Михаил Коппалев. Инопланетянка

В области декоративно-прикладного искусства, как всегда, элегантно безупречны резные изделия из кости мамонта Владимира Баландина, недавно избранного коллегами председателем карельского отделения Союза художников России. Не могу не отметить  изысканные изделия из кожи и металла Татьяны Ваян и забавные (в духе только что закончившейся выставки С. Дали) керамические  чайники необычной формы мастера из Олонца Романа Леонтьева.

Владимир  Баландин. Шкатулка

Экспозиция выставки понравилась. Кураторы  неплохо поработали, в результате  зритель может составить себе представление о сегодняшнем состоянии карельского изобразительного искусства.  Выставка работает до 11 февраля.

Фото автора