Культура

Благородная нищета карельской культуры

Праздник

Меня коробит от слова «услуга», когда речь идет о культуре. Мне оказывают услуги в химчистке, в бане, а вот в культуре?

12  февраля состоялась коллегия Министерства культуры Республики Карелия, которая подвела итоги за 2012 год. Причем ее участники находились не только в зале ансамбля «Кантеле». Заседание транслировались в режиме он-лайн в районы республики.

Традиционно подводили итоги работы за минувший год и намечали основные направления развития отрасли «Культура» в 2013-м. В заседании коллегии приняли участие и выступили первый заместитель Главы РК по региональной политике Александр Чаженгин и председатель комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Законодательного Собрания Андрей Рогалевич.

Член правительства напомнил, что культура сегодня находится в непростой ситуации  – не только в Карелии, но и в целом в стране, особенно если учесть что в этом году предстоит долгожданное повышение зарплаты работников культуры. Однако в бюджете Карелии на решение этой задачи не хватает 1 миллиард 100 миллионов рублей. Тем не менее правительство Карелии берет на себя выполнение данных обязательств.

Председатель Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Законодательного Собрания Андрей Рогалевич сообщил, что в 2013 году запланированы парламентские слушания, посвященные проблемам и вопросам отрасли «Культура». О рабочем совещании по подготовке к этому вопросу, которое состоялось в Беломорске, «Лицей» рассказывал. Речь в первую очередь  шла о выполнении 131-го закона о разделение полномочий органов власти, который «развел» учреждения культуры по разным уровням подчинения. Ни к чему хорошему для культуры это не привело.

Рассказывая о работе коллегии, я бы хотела начать… с конца. Когда уже все рассказали о реформах, которые ждут нашу культуру, о необходимости повышении эффективности и увеличении объема и качества оказываемых ею услуг,  прозвучала, по-моему, очень злободневная мысль: не забыть бы в ходе всех этих реформ о культуре, а главное, о людях.

Не знаю как кого, но лично меня коробит от слова «услуга», когда речь идет о культуре. Мне оказывают услуги в химчистке, в бане, в ЖКХ, а вот в культуре? Хотя услуги у нас сегодня везде: школы не учат и не воспитывают, а оказывают образовательные услуги, учреждения здравоохранения не лечат, а оказывают опять-таки услуги – медицинские. Вот и культура тоже – оказывает услуги. Поэтому в интересном и обстоятельном «Аналитическом отчете» немало бухгалтерских страниц, где с точностью до рубля подсчитано на какую сумму оказали услуги театры и архивы, библиотеки и музеи. К чему привела «услужливость» в образовании и медицине, мы уже знаем, в культуре – открытия еще предстоят. Но скоро. Ибо коммерциализация культуры – скользкий путь.

Между культурой и шоу-бизнесом нельзя поставить знак равенства, площадь их соприкосновения ничтожно мала. Тем не менее нас сегодня пытаются убедить, что если театры не приносят прибыли или она ниже ожидаемой, они плохие, в библиотеке мало читателей – закрыть ее или присоединить к чему-либо. Вот и в результате реализации 131-го закона практически разрушена централизованная библиотечная система, за последние 10 лет на 32 процента сократилась сеть  муниципальных библиотек (в основном, в сельской местности), в 3,5 раза сократилось число детских специализированных библиотек. И ради чего? Чтобы сэкономить около сотни тысяч рублей? Ситуацию усугубляет тот факт,  что охват Интернетом в сельской  местности не превышает 30 процентов, то  есть практически закон лишит тысячи сельских жителей книг. О газетах и журналах я уже не говорю. Если и школы в деревне нет, а еще дома культуры… Скоро впору будет открывать школы ликвидации безграмотности.

На коллегии немало времени было уделено необходимости повышения эффективности деятельности учреждений культуры. А вот интересно, в чем эту самую эффективность измерить? Увеличением  численности охваченного услугами населения? Спорно.

Недавно прочитала информацию о постановке в одном из петербургских театров чеховской «Чайки». Молодой креативный режиссер нашел необычную и привлекательную, в его понимании, трактовку спектакля: Нину Заречную изображает самая настоящая живая чайка, актриса читает текст за кулисами. Чайка летает по залу, вызывая восторг зрителей, собирая кассу. Но вот вопрос: при чем здесь театр, а главное Антон Павлович Чехов? Ведь народ-то идет на шоу, а не в театр. Или актриса, исполняющая роль Меропы Давыдовны Мурзавецкой в спектакле по пьесе А. Островского «Волки и овцы» (спектакль идет в одном из ведущих московских театров) развлекает зрителя стриптизом, соблазняя при этом своего лакея. Если учесть, что героине (по пьесе) более 60 лет, а ее прототипом стала баронесса Розен, фрейлина императрицы Марии Александровны (жены Александры II), ставшая потом известной в России настоятельницей одного из монастырей и занимавшаяся благотворительностью, но потом попавшая под суд, то сцена вдвойне пикантна. Ну что делать, если современный талантливый режиссер именно так представляет аристократку и фрейлину императрицы. И какие там моральные и этические проблемы, которые волновали драматурга, да и сегодня они актуальны. Кому в наше время нужен Островский. Главное народ-то пошел! «Поголовье» увеличилось, а значит, и выручка. Да, надо учитывать реалии сегодняшнего дня, необходимо искать новые формы работы, привлекать зрителя, работать с ним. Но не опускаться при этом ниже плинтуса – ради сбора.

Года два назад прошла информация, которая заинтересовала меня: театр  «Метрополитен-опера» установил в нескольких школах города большие плазменные экраны и транслировал в режиме он-лайн лучшие оперные спектакли с участием мировых звезд. Наши СМИ заинтересовались этой информацией, потому что одной из этих звезд была наша Анна Нетребко. Французы предложили другой вариант: в некоторых парижских кафе установили такие  же плазменные экраны и за определенную плату там можно было посмотреть и послушать лучшие спектакли «Гранд-опера», сидя при этом за чашкой кофе. Так воспитывают зрителя, так привлекают его в театры. Но не превращая бал в доме Лариных в опере Чайковского «Евгений Онегин» в тусовку пьяных провинциальных нуворишей и их дам. Этого нельзя делать даже для увеличения посещаемости и «поголовья» зрителей, о которых так печется министр культуры В. Мединский.

Прописная эта истина или нет не знаю. Но меня вряд кто переубедит: культура в состоянии и должна зарабатывать. И она между прочим (для тех, кто не знает) уже научилась это делать: многие новые выставки  и экспозиции в наших музеях появились  благодаря тому, что музейщики подготовили проекты, отправили их различные фонды, выиграли конкурсы и получили оттуда средства. Один только пример: популярный у петрозаводчан праздник «Иллюзии старого города» – грантовый проект музея-заповедника «Кижи».

Есть еще очень большая проблема, о которой министр Е. Богданова говорила уже не раз: материальная база учреждений культуры. Сегодня мы донашиваем то, что осталось от прежних времен: здания наших учреждений культуры, в первую очередь муниципальных, построены 50-60, а то и 100 лет назад. Более половины из них нуждаются в ремонте, часть в реконструкции. Вот бы где пригодилось так пропагандируемое федеральным министром частно-государственное партнерство. Так ведь нет его там, не докличешься инвесторов.  

Для меня символ этой ситуации –  небольшой деревянный дом в центре старой, уютной и удивительной Тотьмы, под крышей которого объединились, насколько помню, библиотека, фотоателье, почта, магазин похоронных принадлежностей и еще какая-то фирма. В Ладва-Ветке повторили тот опыт, собрав под одной крышей библиотеку,  почту и ФАП. Вместе легче спасаться от ЖКХ, тарифы которого съедают все: доходы, субсидии, гранты… Впрочем, если Ладвинский леспромхоз, который сейчас находится в тяжелой финансовой ситуации, все же не выкарабкается из нее, и это не спасет. Просто никому не будут нужны ни библиотека, ни почта, ни ФАП. Социальная и культурная сфера напрямую зависят от экономики.

Что странно, при  увеличении износа зданий расходы на их ремонт и реконструкцию ежегодно пропорционально… уменьшаются: если в 2008 году средства бюджета республики, направляемые на укрепление материально-технической базы подведомственных Министерству культуры учреждений, составляли 140,6 миллиона рублей, то в 2012-м – 7,4. О каком росте посещаемости культурно-досуговых мероприятий может идти речь, если в доме культуры протекает крыша, обваливается потолок и местами провалился пол (износ инженерных сетей составляет 80 процентов, а конструкций элементов зданий  – 40%).

В конце минувшего года два муниципалитета – Сегежский и Сортавальский – при поддержке республиканского Министерства культуры подали заявку на грант по созданию многофункционального культурного центра: Минкульт РФ объявил конкурс в рамках проекта «Культура в малых городах России». Денег хватило только 10 городам. Правда, совсем заявку не отклонили, пообещали  рассмотреть в будущем.

Наталья Гальцина, заместитель председателя экспертного совета в сфере профессионального искусства при Министерстве культуры РК, припомнила, что о бедственном положении творческих союзов она говорила, выступая на пленуме обкома ВЛКСМ в 70-х годах прошлого века, на съезде ФНПР – в 90-е, и в 2013-м приходится возвращаться к этому вопросу.

Правда, можно отремонтировать здание дома культуры, завезти туда новейшую аппарату и… закрыть на замок. Кому нужен новый театр, если труппа разбегается? Кадры – одна из двух самых больших проблем культуры. И дело не только в нищенской зарплате, которая в этом году должна будет дорасти до 57 процентов средней по республике. В культуре (особенно сельской) остались только подлинные энтузиасты, можно сказать, что передряги последних 20 лет провели естественный отбор. Но кто придет завтра? И то, что в последние два-три года в фонде оплаты труда растет доля стимулирующих выплат, не улучшает ситуацию. Уезжают профессионалы: актеры, художники, культработники.

На коллегии кто-то назвал культуру средством сохранения духовного здоровья нации. Эффективное средство. Но если учесть, что наше общество в культурном плане заметно деградирует, его духовное здоровье, как и физическое, находится в критическом состоянии. Доказательства? Глава московского департамента культуры Сергей Капков представил социологические отчеты о культурных предпочтениях жителей столицы в 2012 году (их опубликовал «Огонек»): «Две трети москвичей ведут «культурный образ жизни», при этом большинство подразумевает под этим посещение ресторанов. 40 процентов москвичей никогда не были в театрах, а 60 процентов – в музеях».

Я не перечисляла здесь сотни мероприятий, которые проводятся ежегодно в учреждениях культуры Карелии. Наша нищая культура, латая, штопая бюджетные дыры, добывая где можно деньги, живет. Пусть не благодаря, вопреки. Новые спектакли, концерты, десятки народных коллективов, конкурсы, праздники и фестивали, выставки. Мы о них регулярно пишем.

И все-таки критерии оценки эффективности деятельности учреждений культуры? А вы знаете, есть. На пресс-конференция художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, которую он дал во время Пасхального фестиваля в прошлом году, маэстро вспомнил позапрошлый фестиваль и маленький заштатный северный Беломорск, в котором оркестр (после Петрозаводска) дал тогда концерт. Точнее, не город маэстро вспоминал, а слушателей, пришедших на концерт – их музыкальную культуру, их тонкое понимание музыки, их эмоциональное восприятие. 

Я бы после этой оценки наградила всех преподавателей местной музыкальной школы (сейчас, кстати, ее «оптимизировали», присоединив к художественной школе, насколько я знаю). Это их заслуга в том, что в городе есть люди, которые любят и понимают классическую музыку. Через школу прошли сотни местных детей, большинство из них, став взрослыми, не стали не только знаменитостями, но даже не связали  свою жизнь с профессиональной музыкой. Уверена, это и есть самая главная оценка эффективности деятельности учреждения культуры. А не рост поголовья – это больше для сельского хозяйства подходит, а не для культуры.

 

 

Для справки. На коллегии о работе своего ведомства отчиталась министр культуры Елена Богданова (на снимке). Выступили заместитель министра культуры Алексей Лесонен, директор Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Владимир Дыбин, директор Национальной библиотеки Ирина Добрынина, заместитель главы администрации Сегежского муниципального района Елена Антонова, заместитель председателя экспертного совета в сфере профессионального искусства при Министерстве культуры, заместитель председателя Союза театральных деятелей Наталья Гальцина, менеджер по связям с общественностью Карельского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Наталья Игракова.

В обсуждении докладов и выступлений приняли участие председатель конгресса карельского народа Анатолий Григорьев, директор Музея изобразительных искусств Наталья Вавилова, председатель республиканского комитета профсоюза работников культуры Людмила Шкаева.

Коллегия утвердила план основных мероприятий Министерства культуры Республики Карелия на 2013 год и одобрила перечень вопросов запланированных для рассмотрения на заседаниях научно-экспертного совета по культурному наследию Республики Карелия при Минкульте.

 Фото автора