Культура

Многоликий фагот

Фото Владимира Курденкова
Премьера состоялась! 30 апреля 2013 года, Карельская госфилармония

Самым ярким моментом отчетного концерта музколледжа стала премьера Концертино для фагота с оркестром Анастасии Сало.

 

В этом году Петрозаводский музыкальный колледж им. К. Раутио отмечает 75 лет. Его выпускники преподают в школах, консерваториях, исполнители дают концерты по всему миру. Многие из них по праву считаются гордостью республики. 30 апреля состоялся ежегодный отчётный концерт, на котором выпускники-2013 играли сочинения Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, А. Репникова вместе с симфоническим оркестром Карельской филармонии.

 

Самым ярким моментом вечера стала премьера Концертино для фагота с оркестром карельского композитора Анастасии Сало, которая окончила колледж 12 лет назад. Исполнил его Матвей Мелешин, класс преподавателя А. Костина.

 

Матвей Мелешин. Фото Владимира Курденкова

 

Так сложилась, что новая, только что написанная музыка часто не вызывает должного интереса у публики. Привлекательной афишей считается та, на которой можно увидеть либо проверенную временем классику, либо имя очень раскрученного современного исполнителя или композитора. Анастасия Сало довольно известна в Петрозаводске. Она один из самых активных и молодых членов Союза композиторов Карелии. При общении с Настей сразу видно, что человек горит идеей широкого распространения музыки нашей республики, в том числе и своих сочинений.

 

– Всегда хочется видеть много слушателей в зале, – говорит Анастасия, – услышать разные мнения. Отзывы публики для меня особенно важны. Если говорить о Концертино, то мне хотелось, в первую очередь, получить критику музыкантов-профессионалов. Ведь для фагота с оркестром я писала впервые.

 

В новом сочинении молодого композитора (кстати, члена не только нашего творческого союза, но и Союза композиторов Финляндии) интересен выбор именно солирующего инструмента. Концерт для фагота нечасто можно встретить в филармонических программах.

 

– Я очень люблю духовые инструменты. А к фаготу особое отношение: он ассоциируется с промежуточной инстанцией между человеком и природой. Его тембр одновременно может выражать сказочность и философское настроение.

 

Концерт, как написано в музыкальных энциклопедиях и справочниках, – это соревнование, в том числе в технике. Задача композитора – дать возможность исполнителю показать виртуозную игру в быстром темпе с блестящими пассажами. Новое сочинение Анастасии Сало в этом смысле неожиданно. В нём преобладают медленные и умеренные темпы. Скорее всего, такое решение связано с особенностями инструмента. Фагот – не самый подвижный представитель деревянных духовых. Его ведущая роль в Концертино определялась не виртуозными пассажами, а практически непрерывным выразительным монологом.

 

Концертино – определённо сочинение северное, хотя тембр фагота не назовёшь холодным. Но эмоциональная сдержанность, сумрачность его звучания соотносятся с твёрдым, скупым на проявление чувств северным характером.

 

Жанр диктует противостояние солиста и оркестра. В Концертино, по замыслу автора, партия оркестра воплощает «параллельный мир», который представлен многопланово как в тембровом, так и в жанровом отношении. Приглушённое звучание фагота контрастирует с яркой, порой даже карнавальной оркестровой музыкой. Создаётся впечатление, будто лирический герой не может примкнуть к всеобщему празднику.

 

– Концертино однозначно программное произведение, но я не стала давать ему названия. Не хотелось сразу настраивать слушателя на определённые образы. Если коротко, то эта музыка о влиянии внешней среды на человека. В частности, меня вдохновила природа Карелии, её сказочный мир. Если бы во время создания Концертино я съездила к египетским пирамидам и восхитилась их красотой и величием, то родилось бы что-то другое. Но карельский налёт остался бы всё равно.

 

Анастасия Сало часто обращается к национальной тематике, о чём красноречиво свидетельствуют названия её произведений: «Петроглифы» для симфонического оркестра, вокально-инструментальный цикл «Свадьба» на стихи из поэмы Э. Лённрота «Калевала» и другие.

 

Концертино для фагота стало своеобразной эстафетной палочкой, которую выпускница колледжа, уже добившаяся многого в своей профессии, передала молодому музыканту, только начинающему свой путь.

 

 

– Я довольна тем, что исполнение состоялось. Конечно, всегда можно сделать лучше. Страха отдавать премьеру студенту у меня не было. Изначально этот проект создавался для выпускника колледжа. Я ориентировалась на Матвея, он подсказывал, как сделать его партию более удобной. С одной стороны, моя задача усложнилась: нужно было сочинять в рамках определённых технических возможностей, но с другой – такие ограничения активизируют фантазию. Матвей отнёсся к работе ответственно и сделал всё, что смог. До последнего момента я не говорила ему о своём решении сделать посвящение первому исполнителю. Своей хорошей игрой он его заслужил.

 

Премьера – это всегда волнующий момент. Теперь он позади, и хочется узнать, какая судьба ждёт Концертино для фагота с оркестром Анастасии Сало? Войдёт ли оно в репертуар фаготистов или ляжет на полку? По крайней мере, можно с уверенностью сказать, что еще раз его можно будет услышать на юбилейном концерте музыкального колледжа им. К. Раутио этой осенью.