Культура

Проверка Рахманиновым

Фото Натальи Мешковой
После исполнения

О двух концертах продолжающегося фестиваля «Белые ночи Карелии».

14 мая состоялось исполнение оперы Сергея Рахманинова «Алеко» в концертном варианте, чем художественное руководство фестиваля отметило 140-ю годовщину со дня рождения одного из гениев русской музыки. Ставшая для Рахманинова выпускным произведением на финише Московской консерватории, опера живет и поныне. Присутствовавший на ее премьере в Большом театре Петр Ильич Чайковский предсказал молодому композитору неординарное будущее большого художника. Рахманинов оправдал надежды Чайковского, во  многом став его прямым продолжателем.

Нынешнее исполнение оперы еще раз (после предыдущего концерта, в котором замечательный солист Мариинской оперы Виктор Черноморцев пел русские романсы и народные песни в сопровождении консерваторского студенческого оркестра народных инструментов) порадовало собравшихся в Большом зале консерватории слушателей неординарностью исполнительского решения: в нем соединились студенческий симфонический оркестр нашего музыкального вуза, академический хор Петрозаводского университета и солисты Большого театра Москвы и Мариинского Санкт-Петербурга.

 

Академический хор ПетрГУ

Студенты не подвели – и хор, и оркестр, с небольшими издержками, достойно выдержали испытание именами и голосами больших солистов, хотя волнение, конечно, было. Но университетский хор, подготовленный к этой работе своим художественным руководителем Николаем Маташиным, закаленный в многочисленных конкурсных баталиях, обладатель призов высокого достоинства, наверное, чувствовал себя спокойнее. Сложнее было симфоническому оркестру, однако и он выдержал этот экзамен.

 

Елена Евсеева — Земфира

Юрий Нечаев — Алеко

Московский Большой театр был представлен тремя солистами: лауреатом международных конкурсов Еленой Евсеевой, исполнившей партию Земфиры, заслуженным артистом России Юрием Нечаевым (Алеко) и Отаром Кунчулиа (Старик, отец Земфиры). Солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Михаил Латышев (кстати, наш земляк) – Молодой цыган. В небольшой партии Старой цыганки  выступила солистка петрозаводского Музыкального театра Жанна Запольская. Судя по одобрительной реакции мастеров, молодые участники сложившегося ансамбля им понравились. Ну а слушатели испытали истинное удовольствие, наслаждаясь красотой звучащих тембров и мастерством театральных певцов, которым явно не хватало сценического пространства.

С непростой задачей музыкального руководителя умело справился еще молодой дирижер Илья Дербилов, прошедший серьезную учебную и исполнительскую школу и в настоящее время занимающий пост второго дирижера оркестра и хора Санкт-Петербургской хоровой капеллы имени М. Глинки.

Знаменательному случаю услышать «Алеко» петрозаводчане обязаны не только хлопотам оргкомитета фестиваля, прежде всего его художественного руководителя Виктора Горина, но, как выяснилось, и ставшему его партнером  Петрозаводскому государственному  университету в лице ректора Анатолия Воронина, оказавшему фестивалю серьезную финансовую помощь.

Исполнение оперы Рахманинова стало большим событием нашей музыкальной жизни. Студенческие коллективы успешно прошли серьезную творческую проверку на готовность решать самые непростые задачи, а столичные солисты почувствовали, что с нашими молодыми исполнителями можно иметь дело. В этом уже не раз убеждались высокие гости из музыкальных центров страны, значит, в нашем полку ещё прибыло. Это радует.

Уже не один год плодотворно развиваются творческие связи фестиваля «Белые ночи Карелии» с Санкт-Петербургским Домом музыки, возглавляемым народным артистом России, профессором Сергеем Ролдугиным. Благодаря этим контактам мы познакомились со многими молодыми талантливыми музыкантами, которым Дом музыки помогает выйти на мировой подиум классического искусства. И сам Сергей Ролдугин ведет обширную исполнительскую деятельность как виолончелист, а в последние годы и как дирижер. С его искусством мы уже встречались и в камерной, и в симфонической программах. В камерном концерте 17 мая Ролдугин выступил со своими коллегами – пианистом Алексеем Орловецким и певицей Еленой Миртовой.

Первое  отделение было посвящено виолончельной музыке,  исполнялись сонаты для виолончели и фортепиано Бетховена (№ 2) и Брамса (№ 1). В обеих сонатах партии инструментов равноправны по роли в ансамбле и исполнительской сложности. В названии своих скрипичных сонат Бетховен даже фортепиано поставил на первое место. В виолончельных он не сделал этого внешне, но показал  в музыке. Практически то же самое делал Брамс, исполненная соната которого предъявляет к пианисту высочайшие исполнительские требования. Алексей Орловецкий блестяще это продемонстрировал. Во втором отделении его исполнительская индивидуальность столь же ярко раскрылась в сольном выступлении. Он  исполнил две фортепианные пьесы Сергея Рахманинова («Баркаролу» и «Полишинель») и «Вальс» собственного сочинения. Орловецкий – музыкант разносторонне одаренный. Обучаясь как пианист в классе легендарного Григория Соколова, он одновременно посещал занятия по композиции и оперно-симфоническому дирижированию. Созданный и исполненный им «Вальс» – очень приятная пьеса романтического склада при ярко выраженных индивидуальных приметах музыкального  языка автора.

Второе отделение концерта Орловецкий разделил с солисткой Мариинского театра Еленой Миртовой, которая уже участвовала в одной из фестивальных программ. Главную часть ее выступления составили романсы Чайковского. Театральная певица, она и в концертное исполнение привносит элементы актерской трактовки в каждую лирическую историю, чем, по сути, является романс. И это очень импонирует слушателям. Особенно же это качество проявилось в  исполнении завершившей вечер вокально-инструментальной сценки Дж. Россини «Кошки», в котором участвовали все три музыканта. Композитором, обладавшим незаурядным чувством юмора, произведение создано для двух женских голосов и фортепиано. Исполнители аранжировали опус для своего состава, и это получилось не менее колоритно, чем в первоисточнике, и по музыкальной интерпретации, и по актерскому решению, что привело слушателей в полный восторг.

Итак, до следующих сюрпризов фестиваля.

Фото Натальи Мешковой