Культура

Лица необщим выраженьем

Фото с сайта plus.google.com
Оркестр Sinfonia Rotterdam на фестивале

Встреча с Роттердамским камерным оркестром оказалась настоящим сюрпризом фестиваля «Белые ночи Карелии».

 

С главой оркестра Sinfonia Rotterdam  Конрадом ван Альфеном многие петрозаводчане уже знакомы, он был у нас в 2010 году. И все же новая встреча представила этого удивительного музыканта по-новому, ибо в работе с родным коллективом, который он сам создал в 2000 году, выпестовал и превратил в явление незаурядное в современной исполнительской культуре, он раскрылся новыми гранями. Высококлассных камерных оркестров сейчас в мире много, а потому сделать его заметным, с «лица необщим выраженьем», каким он является, может далеко не каждый руководитель. Ван Альфену это удалось.

 

Почти всё в программе концерта воспринималось как подарок, начиная с качества звучания оркестра: его наполненный объёмный звук, богатый красками, подчас создающий эффект симфонического размаха, высокое ансамблевое качество услышишь не в каждом коллективе.

 

Концерт открылся исполнением произведения нидерландского композитора Лекса ван Делдена (1919 – 1988), музыка которого нам практически незнакома. Не получив полноценного музыкального образования, он оказался весьма плодовитым в творчестве, создав немало симфоний, концертов и других сочинений. Оркестр исполнил произведение под названием Trittico, напоминающее небольшую симфонию. Рождённое особой культурой, оно прозвучало очень свежо, приоткрыв нам тот неведомый  мир, который  и составляет главное богатство национальной  культуры. Произведение очень самобытное. К сожалению,  нидерландская музыка мало присутствует на нашей концертной эстраде, а любому такому знакомству мы всегда открыты и готовы его продолжать. В данном случае встрече с Роттердамским оркестром мы обязаны году культурного общения с Нидерландами.

 

Sinfonia Rotterdam  и Конрад ван Альфен

Евгений Михайлов,  Sinfonia Rotterdam  и Конрад ван Альфен на фестивале «Белые ночи Карелии»

Исполнение Концерта № 17 Моцарта не было абсолютной новостью, но стало огромным художественным откровением, собственно, как всегда с участием Евгения Михайлова. Он наш давний и любимый знакомец. Этот пианист уже прочно утвердился в группе лидирующих исполнителей современности, о чем свидетельствуют не только многочисленные звания (лауреат многих престижнейших конкурсов в разных частях света, заслуженный артист России и народный артист Татарстана, профессор Казанской консерватории), но прежде всего его ярко индивидуальный исполнительский стиль, покоряющий в любой программе – и утонченно-камерной, скажем, шумановской, и грандиозно-космической, как «Прометей» Скрябина. Очень естественно сложился его творческий контакт с оркестром и дирижером. Они удивительно чувствовали друг друга, их диалог был общением родственных духовных начал.

 

Второе отделение концерта открыла в качестве солистки Сара Капустин – первая скрипка оркестра. Она исполнила с оркестром «Романс № 2» Бетховена – произведение хоть и известное, но исполняемое нечасто. Крепкая скрипачка, она и в роли солистки раскрылась убедительно, подчеркнув лирическую образность произведения.

 

Симфония Й. Гайдна № 85 «Королева» – тоже один из сюрпризов, ибо   наверняка для большинства слушателей она прозвучала  впервые. Шесть «Парижских» симфоний композитора, создававшиеся в 1785 — 1786 годах по заказу из Франции, стали трамплином к вершине симфонического пути Гайдна – двенадцати «Лондонским» симфониям. Именно в них впервые композитор опробовал некоторые образно-драматургические приёмы, которые затем утвердил в последних композициях. В частности, «Королева» открывается значительным вступлением, особенности которого сложились именно в этом цикле. Образным богатством наполнены медленные части. Имея в виду заказчиков, в «Королеве» II часть, названную «Романсом»,  композитор построил в вариационной форме  на основе популярной французской мелодии La gentille et jeune Lisette.

 

Абсолютно неожиданным сюрпризом стало и завершение концерта, когда на бис зазвучала песня Григория Пономаренко «Оренбургский пуховый платок». С российской культурой Ван Альфен знаком не понаслышке: он работал в России и впитывал то, что привлекало его внимание. Оригинально аранжированная и благодаря этому получившая новые свежие краски, но оставшаяся легко узнаваемой и сохранившая русскую задушевность, она окончательно покорила и привела в восторг слушателей. Харизматичная фигура дирижера еще раз дала почувствовать разность восприятия и трактовки привычных вещей.

 

Понимая все сложности организации подобных приглашений, очень хотелось бы надеяться, что встреча с роттердамским оркестром не останется только воспоминанием.

 

 

Неожиданным оказался завершающий концерт фестиваля «Белые ночи Карелии». 6 июня он был посвящен Дню Финляндии. Связи с соседней страной естественны и всячески поддерживаются на протяжении многих лет, но все-таки наши знания о культуре соседней страны довольно скупы и поверхностны. Программа концерта оказалась необычной. На сей раз она не была связана с классикой. Судя по названию – «Горячее пламя песен Тауно Пало» – мы ориентировались прежде всего на эстрадно-развлекательный аспект, но услышали совсем другое. Объединившиеся в ансамбле исполнители: Юкка-Пекка Пало, актер театра и кино, певец, Мари Кяткя,  баянистка и певица, Туомас Кесяля, пианист, дирижер и певец – были движимы желанием отдать долг памяти  любимому и популярному финскому  актеру театра и кино, певцу Тауно Пало (1908 – 1982).

 

Они долго и тщательно отбирали песенный репертуар, который стал отражением «музыкальных моментов из жизни» артиста. К сожалению, не знающим финского языка слушателям трудно было понять содержание песен, поскольку русский перевод был довольно скуп. Но поняли главное, что долгая жизнь этого человека не была легкой и усыпанной розами. Достаточно быть свидетелем финской истории ХХ века, чтобы осознать это. Песни, когда-то исполнявшиеся Тауно Пало, различны по эмоциональному настрою, уже это помогло  проникнуть в их смысл. К тому же, они замечательно исполнялись участниками ансамбля, покорявшими своей музыкальностью, искренностью и чувством внутренней солидарности с большим актером и человеком.

 

IX фестиваль «Белые ночи Карелии» завершился. Мы снова услышали много нового, яркого, интересного. Художественный руководитель фестиваля Виктор Горин делает все возможное и невозможное, чтобы фестиваль жил. Ему – особая признательность тех, кому дорога музыка.                        

            

Фото с сайта plus.google.com