Культура

Про Федота, атлантов и смех в зале

Фото Владимира Григорьева
Сцена в царском дворце

До начала спектакля оставалось 20 минут. Нервы у режиссера были на пределе: пора начинать, а Баба-Яга застряла в пробке!

 

Как будто мало того, что пришлось срочно искать замену одному из «дюжих молодцев». Надо же, чтобы именно в день премьеры прямо перед университетом взялись ремонтировать мостовую! Транспорт не ходит. Как добираться? Только пешком!

 

Когда нервотрепка достигла апогея, выяснилось, что все актеры на месте, переодеты, загримированы и готовы к бою, в фойе разминается танцевальная группа, а публика, заполнившая актовый зал, аплодирует в нетерпении. Ведь все уже наслышаны о первом представлении народного театра Петрозаводского университета, которое состоялось месяцем раньше, и теперь новые зрители жаждут увидеть знаменитого «Федота-стрельца, удалого молодца».

 

Трудно сказать, что за жанр у спектакля. Ироническая сказка? Пародия? Лубок? Сам автор, актер и поэт Леонид Филатов обозначил его   уклончиво: «По мотивам русского фольклора». Дескать, сказка – ложь, да в ней… Вот именно. Столько разных намеков на нашу странную российскую жизнь – только лови! Публика этим и занималась –  не без удовольствия. Впрочем, удовольствие было обоюдным. Смех, то и дело взрывавший зал, явно добавлял артистам вдохновения.

 

Пьесу пересказывать незачем – филатовский  шедевр стал достоянием фольклора, его давно растащили на цитаты. Наш рассказ об исполнителях, которые в очередной раз порадовали зрителей университетского театра, в прошлом году отметившего свое 60-летие. Тогда же коллектив получил звание народного.

 

Его называют «ТИС» –  Театр имени Ю. А. Сунгурова. Большой портрет актера, отца-основателя театра – первое, что видишь при входе в штаб-квартиру, она же комната для сбора труппы и кабинет администрации. Самоё администрацию – директора Григория Ицковского и художественного руководителя  Георгия Михайлюка постоянно застать там невозможно, поскольку у каждого из них, как и у всех в этом театре, есть основная работа (учеба).  Директор – успешный предприниматель, а худрук – известный в городе врач-хирург, в последние годы работающий в системе государственного медицинского страхования, он же режиссер спектакля про Федота. Это ветераны самодеятельной сцены, преданные театру со студенческих лет.

 

Среди них и Валерий Ананьин, восемь лет назад буквально возродивший театр из пепла, – режиссер, поэт, тележурналист, поставивший здесь немало интересных спектаклей, в том числе и шекспировского «Гамлета» в собственном переводе.

 

Это и Людмила Прохоренко –  один из режиссеров «Федота», преподаватель физики 42-й петрозаводской школы, своего рода филиала «ТИСа». Преданность самодеятельному искусству естественным образом привела ее к созданию школьного театра, который теперь поставляет кадры университетскому. За последние восемь лет через «ТИС» прошло более 30 выпускников 42-й школы. И шествие продолжается…

 

Студенческий театр шефствует над школьным, помогает в творческих вопросах, а школьники играют в спектаклях «ТИСа». Например, «дюжих молодцев» Тита Кузьмича и Фрола Фомича в сказке про Федота весьма колоритно изобразили старшеклассники Артём Чернецов и Евгений Курленко. Артём едва окончил  девятый класс, но это уже не первый его спектакль в «ТИСе». На втором представлении «Федота» Евгения пришлось заменить бывшим студентом лесоинженерного Павлом Козиным. И всякий раз при появлении этой парочки публика хохотала от души.

Баба-Яга — Сергей Семанов

 Несомненным успехом у зрителей пользовалась умная, вредная, смешная и обаятельная баба-Яга – Сергей Семанов. Он тоже из стариков, выпускник лесоинженерного факультета. К нему когда-то перешла по наследству от Георгия Михайлюка роль неунывающего «сеньора из общества» Леонида Папагатто  в пьесе Д. Скарначчи и Р. Гарабузи, и в этой роли ему тоже удалось блеснуть. Таких вех на творческом пути каждого самодеятельного актера было немало.

 

С незапамятных времен хранит верность студенческому театру филолог, библиотекарь педучилища Нина Кобрина. Актеров с такой фамилией в театре несколько – семейственность здесь приветствуется. В сказке про Федота заняты Кобрин Сергей (сын Нины) и Кобрина Дарья (невестка). Отважная получилась Нянька у Дарьи: женщина из народа, которую ничем не испугаешь и вокруг пальца не обведешь. Царь, Генерал и иноземные женихи  Царевны, как огня, боятся ее языка. А публике, конечно, весело.

 

До сих пор разговор шел о выпускниках университета разных лет, прошедших школу студенческого театра. Они его возрождали в середине нулевых, на них, как на атлантах, он и держится. Но не только на них. Театру всегда нужны талантливые люди. И если они оказываются без университетского диплома, никого это не смущает.

 

Царь — Сергей Фомин

Среди исполнителей «Федота-стрельца» зрители явно выделяли Царя – Сергея Фомина, тоже одного из стариков, бывшего заводского рабочего. Вот у кого богатая творческая биография! Фомин сыграл десятки ролей еще в самодеятельном театре профсоюзов, а позже следом за режиссером Валерием Ананьиным перекочевал в «ТИС». Он здесь не только самый опытный актер. Сергеем Владимировичем поставлены на университетской сцене водевили А. Чехова и «Смуглая леди сонетов» Б. Шоу. А Царь у него получился – просто загляденье: жадный, трусливый, хитрован и жулик.

 

Заговорщики: Генерал (Александр Титов) и Баба-Яга (Сергей Семанов)

Под стать Царю и Генерал – дубоватый, надутый, громогласный и со всех сторон увешанный медалями. Александр Титов, работник МВД, – артист со стажем и большой любитель импровизации, тоже начинал в самодеятельном коллективе профсоюзов, а когда тот перестал существовать, был принят в студенческий театр. У него в театре слава генератора идей, а также его ценят как отличного партнера по сцене.

 

Федот — Иван Карпушенко

 

Маруся, жена Федота — Александра Грот

Исполнители же главных ролей – студенты. Иван Карпушенко, четверокурсник физтеха (Федот) и будущий фармацевт Александра Грот (его жена Маруся) – уже опытные лицедеи. Для Полины Храмцовой, второкурсницы филфака (Царевна) нынешняя премьера – первая в ее студенческой жизни, но далеко не первая в жизни творческой: в 42-й школе Полина была примой школьного театра. Полина и на курсе не абы кто –  отличница. Для Алексея Новицкого (Посол-людоед) спектакль про Федота тоже стал дебютом, и едва ли не половину успеха ему обеспечил экзотический танец, поставленный студенткой медфака Еленой Макаровой.

Посол-людоед — Алексей Новицкий

 

Скоморохи — Дарина Шаханова и Александра Холодова

 …и русская пляска в финале

 Спектакль окончен.  Выход на поклон (слева направо): Андрей Задвицкий, Александр Титов, режиссеры спектакля Георгий Михайлюк и Людмила Прохоренко, плясуны танцевальной группы

 

Легко и задорно сыграли скоморохов выпускницы филологического факультета Дарина Шаханова и Александра Холодова, только что на отлично защитившие свои дипломные работы. На них, как на ведущих, практически держалось все действие. А венчала спектакль зажигательная русская пляска, поставленная детьми «атлантов» – почти профессиональными танцорами.

 

Когда-нибудь, вписывая очередную страницу в историю театра, «тисовцы» вспомнят, как рождалось это жизнерадостное представление, сколько было бурных обсуждений, горячих споров, как придумывали вместе трюки, реплики, смешные мелочи. Ведь, несмотря на главенство режиссера, спектакль от начала и до конца – плод коллективного творчества.

 

Здесь всем позволяется высказывать собственные идеи. Точнее, это даже приветствуется. Недаром в программке выделено несколько строчек о тех, кто «активно участвовал». Среди других я неожиданно обнаружила имя писателя Марка Полыковского, тоже выпускника университета.

 

В прошлом году он приезжал в Петрозаводск на презентацию своей книги, а у друзей из «ТИСа» вовсю шла работа над «Федотом», и они какое-то время спустя попросили М. Полыковского переслать по Интернету несколько стихотворных строчек на английском языке для диалога Царя с Английским послом (Андрей Задвицкий), что и было сделано. Этому экспромту спектакль обязан одной из самых смешных сцен…

 

Что впереди? Вопрос непростой. Выбирая новую пьесу, приходится учитывать численность труппы. В представлении нужно занять больше 40 человек, соответственно, и пьеса должна быть многолюдной. Руководители «ТИСа» обдумывают вариант с двумя комедиями Александра Вампилова, объединенными под одной крышей. В свое время  в профессиональных театрах это представление шло под названием «Провинциальные анекдоты».

 

У каждого театра – свой зритель. Здешние зрители, в основном, студенты, преподаватели и выпускники университета. Понравиться такой публике вовсе не легко. Однако второе представление «Федота-стрельца», как и первое,  прошло при полном зале и закончилось овацией.

 

В прошлом году Петрозаводский университет был признан эффективным по результатам мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ, и получил грант. Стало быть, и студенческому театру ничего другого не остается, как стать одним из лучших. В этом учебном году вуз впервые за много лет выделил средства, и театр приобрел настоящие сценические костюмы и декорации. Теперь очередь за освещением: софитами, рампой, все это должно появиться к началу нового сезона. А за артистами, как всегда, дело не станет.       

 

Фото Владимира Григорьева, Зои Тепликовой и Анны Полещук