Культура

Второе дыхание пастели

Лидия Теплова. Цветущий май

Пастель – живописная графика или графическая живопись? Выставка «Итальянский пленэр» открыта  в Городском выставочном зале  до 25 августа.

 

Если у вас нет возможности съездить в Италию, не огорчайтесь: благодаря  прекрасной выставке  у вас есть возможность окунуться в красоту осенней провинции Кунео,   проникнуться пьянящей атмосферой яркой итальянской осени.  

 

Накануне  вернисажа

 

«Какое обилие цвета, эмоций, ярких впечатлений!», «Есть чему поучиться!»  –высказывания первых зрителей после вернисажа. И в самом деле выставка покоряет сразу и бесповоротно.

 

Два года назад двенадцать художников, шестеро россиян и шестеро итальянцев, объединились для пленэра в в провинции Кунео, у подножия Альпийского хребта. Художники утверждают, что осенью здесь необыкновенные запахи со стороны плантаций винограда, из которого делают одно из лучших пьемонтских вин – королевское Бароло.

 

Выставка уже побывала в Москве, Санкт-Петербурге, Угличе и Ярославле. Конечным пунктом стала столица Карелии.

 

Наталья Кошелева у своих работ

 

В экспозиции несколько работ участницы пленэра и организатора выставки в Петрозаводске – Натальи Кошелевой.  В разговоре с Натальей мы коснулись не только проблем с организацией, а они зачастую становятся непреодолимым препятствием, потому что приходится рассчитывать только на собственные средства, но и творческого  процесса. Наталья призналась, что техника пастели, в которой выполнены все произведения, многим из собратий по цеху, как и ей самой впрочем,  поначалу попросту не давалась, некоторые работали прежде в иных техниках.

 

Валерий Теплов из Ярославля  пишет исключительно маслом. Выставка посвящена его супруге,   замечательному художнику Лидии Тепловой,  безвременно ушедшей из жизни в 2007 году. Петр Чахотин считает, что пастели Лидии  – уровня произведений известной художницы Зинаиды Серебряковой. Запоминающийся художник из Санкт-Петербурга Сергей Белоусов (его произведения мы уже видели три года назад) ранее  работал в технике батика, а Надежда Лаврова из Углича  создавала оригинальные образы текстильной куклы, иконы в технике золотного шитья, одна из которых была доставлена на космическую станцию «Мир». Теперь Надежда работает как профессиональный иконописец. Юрий Галдин занимает роль главного художника театра в Магадане. И всех их, таких разных художников,  объединила любовь к пастели.

 Сергей Белоусов. Встреча на Пьяцца  Маджори в Мондови

Надежда Лаврова. Я есть виноградная лоза

Юрий Галдин. Серралунга

Татьяна Колточина.  Ланги в Роддино

 

Любопытно, что техника пастели в XVIII была на пике своей популярности, потом вообще забыта, а в последние 20 лет, по утверждению организатора пленэра в Италии, художника и  активного популяризатора  пастельной техники Петра Чахотина, открылось ее второе дыхание.

 

Петр Чахотин родился  в Париже в семье русских эмигрантов. Детство провел во Франции и Италии. Потом приехал в Россию, где получил профессию морского геофизика. Работал научным сотрудником Института Океанологии АН СССР, три года был начальником Беломорской экспедиции. Затем вновь вернулся в Италию, где и по сей день живет в небольшом селе в Пьемонте. Прежнюю работу Петр оставил и уже много лет  подвизается как профессиональный художник. У него, члена Союза художников России, за плечами  более 60-ти персональных выставок. В 2002 году Петр Чахотин объединил художников из 28 стран мира  для уникальной выставки «Европастель» в Пьемонте, а в 2003 году в Санкт-Петербурге.  Он может рассказывать о своем увлечении пастелью взахлеб. Для него это  удивительное искусство, очень деликатное, сродни крыльям бабочек.

 

Петр Чахотин. Пылающие виноградники

 

В экспозиции  представлены произведения художников, написанных в одном и том же месте, что особенно интересно, потому что именно в такой ситуации проявляется своеобразие каждого художника, его талант, мастерство. Сюжеты все реальные, это в основном завораживающие пейзажи роскошной итальянской провинции, виноградники, поля подсолнухов, залитые солнцем крыши домов и улочки деревень и маленьких городков – такое разнообразие, что дух захватывает. От рассветов до закатов и даже глубокая ночь.

 

Фиоренца ди Лео. Лесок в Мураццано

 

Говорят, известный французский примитивист Анри Руссо, создавая свои джунгли и выписывая каждый лепесток, использовал при этом более 40 оттенков зеленого. А как удалось Франко Негро изобразить южную ночь, используя множество оттенков темного цвета, да еще передать всю ее пьянящую атмосферу, просто загадка. Его пастели  я поначалу приняла за энергичную живопись.  Не зря  художники-пастелисты со всего мира, собравшись в этом году в Польше, по словам Петра Чахотина, решили, что пастель превосходит  рамки определенного для нее искусствоведами жанра графики и претендует теперь называться живописной графикой или графической живописью.

 

Фото автора