Дом актёра, Культура

Нехорошая квартира, её хозяин и его гость

Сцена из спектакля. Фото Ирины Ларионовой
Сцена из спектакля. Фото Ирины Ларионовой

О спектакле «Карамболь после полуночи. Фантазии Михаила Булгакова» в Национальном театре Карелии

Эта ночная игра в бильярд — конечно, чистой воды вымысел. Интрига, однако, в том, что история, рассказанная в спектакле — фантазия не автора пьесы и не режиссера, а самих персонажей. Именно это, наверное, позволяет совершенно невообразимой ситуации выглядеть на сцене абсолютно реальной и логичной.

Точно так же, как фантастика в романе о Мастере. Ведь на самом деле именно Мастер его и написал.

Точкой отсчета для сюжета является звонок Сталина Булгакову в апреле 1930 года. Факт действительно имел место быть, что, впрочем, в спектакле остается немножко за скобками. На первый план выходит внутренний диалог писателя с генсеком, вернее, всего один из вариантов невозможного диалога.

А дальше начинается форменная дьяволиада. Из ниоткуда в гостиной писателя появляется Сталин в белых галифе и кровавом кителе, и квартира Булгакова стремительно становится какой-то нехорошей: сухое вино высыпается из бутылки алым песком, Елену Сергеевну инфернальный гость называет “алмазной донной”, и кульминацией бала становится адская партия в карамболь живыми людьми.

Надо сказать, что время действия спектакля весьма неопределенно, но так, вероятно, и должно быть. Ибо лгут обольстители-мистики, не ходят тираны в гости к отчаявшимся гениям, тем более по ночам и с бутылкой вина. Мы лишь видим, как наше представление о Булгакове спорит о природе творчества со своим собственным представлением о Сталине. И очень заметно, как это самое представление о вожде меняется к финалу. Никакой он не мессир, как думает Елена Сергеевна. Слишком уж у него плохая должность.

На самом деле про этот спектакль Андрея Дежонова по пьесе Григория Фукса очень сложно писать. Мысль все время цепляется за цитаты, которых в диалогах огромное количество: и из произведений Булгакова, и из писем. Хочется плюнуть на все и завалиться перечитывать все узнанные романы и пьесы, вновь и вновь радостно убеждаясь, что да, правильно, это же отсюда! Может, еще и поэтому Михаил Афанасьевич на сцене кажется таким знакомым, ведь мы именно таким всегда его и представляли себе. Искренним. Мудрым. Веселым. Милосердным даже к тирану, верящим, что нет людей злых, а есть только несчастливые. И когда в самом конце ночной гость прощается, нам уже его почти жаль. Там, куда он уходит, ему тоже не будет покоя. И, вероятно, именно о нем было сказано: “Этот герой ушёл в бездну, ушёл безвозвратно, прощённый в ночь на воскресенье сын короля-звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”.

Последний раз в этом сезоне спектакль «Карамболь после полуночи. Фантазии Михаила Булгакова» можно посмотреть 11 июня на Малой сцене Национального театра. Начало в 19 часов.

12 июня в арт-пространстве Agriculture_club (Первомайский проспект, 2) состоится обсуждение спектакля. Начало в 19 часов.