Культура

Олонецкое песенное столпотворение

На песенном фестивале в Олонце. Фото пресс-службы правительства РК
На песенном фестивале в Олонце. Фото пресс-службы правительства РК

Классические произведения, исполняемые а капелла, народные песни, старинные былины и свадебные причитания, песни советских композиторов и рэп – всё это звучало в минувшую субботу на празднике в Олонце.

Более полусотни коллективов, сотни участников. Впрочем,  иначе и быть не могло: ведь в этот день здесь объединились два праздника: финал Всероссийского конкурса-фестиваля эпической культуры-2017, который проходит в рамках проекта «Эпосы народов России в гостях у «Калевалы», и певческий марафон международного песенного праздника, который был возрожден в 2012 году.

Возрожден, потому что история хорового движения в Карелии имеет более чем вековую традицию. Первый Песенный праздник в Сортавале состоялся в 1896 году, затем в 1906-м, 1926-м и 1935 годах. Праздники собирали сотни хоров, певцов и объединяли тысячи любителей хорового пения. После долгого перерыва по инициативе Министерства культуры Карелии, Центра национальных культур и народного творчества республики, Союза ладожских карелов и карельских организаций Финляндии Песенный праздник было решено  возродить уже как международный. И теперь он проходит то в Карелии, то в Финляндии. В этом году местом его проведения стал Олонец, который принял эстафету от финского Нурмеса.

Сегодня, правда, размах еще не набрал силу в сравнении не только с историческими уже песенными праздниками, но и с проводимыми в соседней Финляндии. Но с каждым годом он увеличивает популярность.

Года четыре назад в старинном карельском селе Вешкелица состоялась встреча работников культуры Карелии. Руководители сельских домов культуры рассказывали, что к ним часто приходят местные жители, в первую очередь женщины. Приходят не с просьбой, почти с требованием: «Петь хотим!». На возражения, что ни руководителя нет, ни даже аккомпаниатора (оптимизация хорошо прошлась по учреждениям культуры), люди отвечают: сами справимся. И справляются: составляют репертуар – из песен своих мам и бабушек, из сборников советских времен, на свои деньги шьют сценические костюмы, как правило, простенькие сарафаны.

Проект Центра национальных культур и народного творчества Карелии «Таланты из глубинки» регулярно знакомит петрозаводчан с народными талантами. Неслучайно хоровое пение сегодня называют самым демократичным и самым распространенным видом самодеятельного творчества. Таким бы коллективам еще бы поддержка на властном уровне. Что бы тогда из них получилось, показал песенный праздник в Олонце.

Красивые уголки городского парка перед концертом превратились в репетиционные
Красивые уголки городского парка перед концертом превратились в репетиционные

Если участники фестиваля эпической культуры прошли конкурсный отбор, и в Карелию приехали победители и дипломанты, то для участия в песенном марафоне требовались лишь желание и… возможности, предоставить которые могли, увы, только  спонсоры – в лице местных властей и предпринимателей. Поэтому участники большого песенного праздника отличались уровнем исполнения, репертуаром (в ряде случаев он требовал серьезной  работы), наконец сценическими костюмами. Одни фольклорные коллективы выходили на сцену в великолепных костюмах, выполненных согласно местным этнотрадициям, другие – в простеньких ситцевых сарафанах и белых платочках. Первых зрители и слушатели встречали с восторгом, вторых тоже отнюдь не критиковали. Ведь главное в этот  день была все-таки песня.

Народный костюм делает любую девушку неповторимой
Народный костюм делает любую девушку неповторимой
Первое в жизни интервью
Первое в жизни интервью
В ожидании выступления
В ожидании выступления
Торжественное открытие праздника
Торжественное открытие праздника

После торжественного открытия на центральной сцене Олонецкого парка и культуры и отдыха  коллективы разошлись по сценическим площадкам. Я отправилась к одной из них, что располагалась в уютном дворике Олонецкого национального музея карелов-ливвиков имени Н.Г. Прилукина. Выбор был не случаен, ибо именно там должна была в числе первых выступать сказительница Софья Николаевна  Брусникина из Архангельска.

Впервые я услышала ее во время отборочного тура эпического конкурса, на который участники представляли видеозаписи. Честно говоря, тогда только и узнала о ней. Софья Брусникина никогда не слышала записей знаменитой нашей Ирины Федосовой, но специалисты считают, что она и манерой  исполнения, даже тембром голоса напоминает Ирину Андреевну. Когда Софья Михайловна завела одну из старинных свадебных песен из репертуара Федосовой и голос ее, не по возрасту чистый и звонкий, словно взмыл куда-то высоко в небо, не только импровизированный зрительный зал замер, замедляли шаги и останавливались проходившие мимо музея к своим площадкам участники праздника.

Софья Брусникина из Архангельска исполняет свадебную песню из репертуара Ирины Федосовой
Софья Брусникина из Архангельска исполняет свадебную песню из репертуара Ирины Федосовой

Было интересно наблюдать, как участники фольклорного ансамбля «Источник», приехавшие из Краснодара (!), ожидали свою очередь, чтобы выступить на одной из площадок. Это были дети и подростки, и вели они себя соответственно возрасту, хотя и являются учениками школы для одаренных детей.  А буквально через 10-15 минут они вышли на сцену и запели старинную казацкую песни, сложную  и по музыке, и по содержанию — это была история о том, как уехал на войну молодой казак и сложил в далекой сырой земле свою голову. Было  видно, как совсем юные исполнители буквально вживались в песню, словно пропуская ее через себя. Словно подтверждая утверждение об «этническом парадоксе современности» – оказывается, именно дети лучше всех воспринимают сегодня этническую информацию.

Перед выходом на сцену участники фольклорного ансамбля «Источник». Юные исполнители из Краснодара не только удивили, но и покорили профессиональное жюри: по итогам предварительного этапа их пригласили выступить в финале
Перед выходом на сцену участники фольклорного ансамбля «Источник». Юные исполнители из Краснодара не только удивили, но и покорили профессиональное жюри: их пригласили выступить в финале
Единственный в России поющий на карельском языке рэпер Ондрей, он же артист Национального театра Андрей Горшков
Единственный в России поющий на карельском языке рэпер Ондрей, он же артист Национального театра Андрей Горшков

На одной  из площадок моими соседями оказались участницы самодеятельного фольклорно-этнографического коллектива «Нареченька» из старинного, основанного в конце XVI века, села Усть-Цильма, что в Республике Коми. Сам коллектив родился в 2000 году при Усть-Цилемском культурном центре-филиале Районного центра культуры, досуга и кино. В его репертуаре старинные свадебные, горочные, рекрутские, посидочные, плясовые песни и танцы, давно забытые плачи, былины (или старины – с ударением на первую гласную, как говорят в тех местах), духовные стихи – их образцы они и привезли на праздник.  Причем, и это хотелось бы подчеркнуть особо, участники коллектива  хранят локальные песенные традиции и культуру именно своего старообрядческого села Усть-Цильма. И тем известны далеко за пределами своей малой родины.

Ансамбль «Нареченька» из Усть-Цильмы
Ансамбль «Нареченька» из Усть-Цильмы

Выделялись  участницы коллектива на празднике в Олонце и своими  уникальными сценическими костюмами, вызывавшими и восхищение и даже немного зависть.

– Видно, богатое у вас село, – заметила я своим соседкам.

– Да нет, – возразили они. – Это у нас только по праздникам женщины так одеваются. Особенно на Горку – это старая традиция.

Рассказали, что празднуют Горку в Усть-Цильме  с 7 по 12 июля. День Ивана Купалы, или Иванов день, там один из главных почитаемых праздников. По многовековой традиции 7 июля в Усть-Цилемском районе водят Горку. Она является своеобразной генеральной репетицией перед самой главной Горкой – 12 июля, в Петров день.

О каждом коллективе, приехал ли он издалека или с Олонецкой равнины, можно писать отдельно, потому что есть что рассказать.

Фольклорный ансамбль из поселка Березняки Архангельской области
Фольклорный ансамбль из поселка Березняки Архангельской области
Фольклорный театр поморской культуры «Сузёмье» из Архангельска в нашем конкурсе завоевал диплом первой степени
Фольклорный театр поморской культуры «Сузёмье» из Архангельска в нашем конкурсе завоевал диплом первой степени
Когда фольклорно-этнографический ансамбль «Марий памаш» (Республика Марий Эл) завершил свое выступление, кто-то из зрителей потребовал: «А на бис сможете?». Оказалось, не вопрос. И это при том, что буквально через 20 минут коллективу предстояло выступать в гала-концерте
Когда фольклорно-этнографический ансамбль «Марий памаш» (Республика Марий Эл) завершил свое выступление, кто-то из зрителей потребовал: «А на бис сможете?». Оказалось, не вопрос. И это при том, что буквально через 20 минут коллектив выступал в гала-концерте
Слушали выступления, устроившись даже так
Слушали выступления, устроившись даже так

Фольклорный праздник в Олонце

Сказать, что олончане проявили особый интерес к поистине уникальному событию в своем городе, не могу. Но те, кому было интересно то, что происходило в городе в этот день, пришли. Город встретил гостей чистотой, порядком, уютом и даже таким редким нынешним летом солнечным днем. Впрочем, это был ведь не праздник города Олонца, а Песенный фестиваль, зрителей и слушателей собирала каждая концертная площадка. Выступив, участники хоров и  ансамблей оставались здесь же или переходили на другую концертную площадку уже в качестве  слушателей. Поверьте, лучших ценителей народной песни найти, наверное, трудно.

Право участия в заключительном гала-концерте предоставили лауреатам и дипломантом Всероссийского конкурса-фестиваля этнической культуры «Эпосы народов России в гостях у «Калевалы», который в этом году был посвящен 190-летию  Ирины Андреевны Федосовой и 215-летию финского исследователя-фольклориста Элиаса Лённрота.

Когда праздничное шествие  участников праздника проходило по улицам Олонца, кто-то из наблюдавших за ним горожан удивленно воскликнул: «И сколько же их много!». И это ведь самое замечательное. Значит,  песенные праздники пустили на земле Карелии прочные корни. Не так ли?

На Олонецком Арбате
На Олонецком Арбате
На Олонецком Арбате можно было не только купить сувениры, но и освоить азы ремесел
На Олонецком Арбате можно было не только купить сувениры, но и освоить азы ремесел

Фото Валентины Чаженгиной